Женское предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 02:24, курсовая работа

Описание работы

В период перехода от социалистического общества к социальному в России происходит не только зарождение новой экономической парадигмы, базирующейся на рыночных отношениях, но и формирование новых субъектов менеджмента, в частности, женского предпринимательства.
Предпринимательство, как особый вид деятельности, требует выполнения ряда условий и требований: экономической свободы и самостоятельности в принятии решений; ориентировании на достижение коммерческого успеха и получения прибыли.

Содержание работы

Оглавление
Введение 3
Теоретическая часть 5
Практическая часть 7
Выводы 13
Литература 15

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 35.85 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет социологии и управления социальными процессами

 

Кафедра «Социологии и социальной работы»

 

 

Курсовая работа по дисциплине

«Социология предпринимательской деятельности»

«Женское предпринимательство»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа выполнена

студенткой 5 курса

заочной формы обучения

специальность

040201.65 «Социология» 

Паращук

Натальей Сергеевной

 

Проверил:

ст.преп. ,к.с.н.

Маркарян А.Г.

 

 

 

Санкт-Петербург

2014

 

Оглавление

 

 

 

Введение

 

В период перехода от социалистического общества к социальному в России происходит не только зарождение новой экономической парадигмы, базирующейся на рыночных отношениях, но и формирование новых субъектов менеджмента, в частности, женского предпринимательства.

Предпринимательство, как особый вид деятельности, требует выполнения ряда условий и требований: экономической свободы и самостоятельности в принятии решений; ориентировании на достижение коммерческого успеха и получения прибыли. Очевидная жесткость этих требований и необходимость обязательного выполнения условий является пищей" для непрекращающейся дискуссии ученых о существовании в обществе "мужских" и "женских" профессий, поскольку женское предпринимательство - явление сравнительно новое для российской действительности, не смотря на то, что уже, практически, двадцать лет в России развивается рыночная экономика.

Вышесказанное определяет актуальность темы исследования в работе, цель выполнения которой – изучить особенности развития и специфику женского предпринимательства.

Для достижения поставленной цели в работе решается ряд задач:

-раскрыть сущность понятия  «женское предпринимательство»

- выявить основные причины, побудившие женщин к занятию малым бизнесом;

- изучить ключевые проблемы  участия женщин в предпринимательской  деятельности;

- определить специфику  развития женского предпринимательства  в России.

Объект исследования в работе – женское предпринимательство, предмет исследования – особенности и специфика развития женского предпринимательства.

В структуре основной части работы 2 главы: теоретическая и практическая часть. Базой для исследования послужили научные статьи в периодических изданиях авторов, изучающих проблему развития женского предпринимательства, таких как Высоцкая М.И., Чалова М.И., Юдина А.А., Семенова Ю.А.

 

Теоретическая часть

 

Жизнь малого предпринимателя — это богатое поле возможностей, но и огромное количество трудностей и «ловушек». Неустойчивость предприятий малого бизнеса высока, как ни в одном другом секторе рыночной экономики. Однако именно малый бизнес может заполнить те ниши, которые пустовали в плановой экономике, и выполнить те функции, которые зачастую не готов взять на себя крупный и средний бизнес. Это прежде всего услуги населению (бытовые, образовательные, в сфере отдыха и т. д.) и бизнес-услуги (консалтинг, маркетинг и др.).

А что мы знаем о женском малом предпринимательстве? Становление частного бизнеса женщин в современной России идет медленно, наталкиваясь на множество социальных, экономических и юридических барьеров. Женщина как субъект предпринимательской деятельности сталкивается с особым классом социальных проблем. Неизбежная при переходе к рыночной экономике структурная перестройка требует пересмотра концептуальных и методологических подходов к становлению женского предпринимательства. Речь идет о создании благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала женщин. Это важно не только для формирования политики занятости женщин на перспективу, но и для решения текущих, порой весьма острых проблем их определения в области карьеры. Тем более что в числе безработных большинство по-прежнему составляют женщины.

Женское предпринимательство – сравнительно новое явление для России, и его возникновение было обусловлено не только значительными экономическими преобразованиями в России, связанными с переходом к рыночной экономике, но и постепенным ухудшением социально-экономического положения женщин.

Женское предпринимательство представляет собой особый, выполняемый женщинами вид экономической активности личности, направленный в основном на самореализацию социальных качеств, самоутверждение в обществе, доказательство своих способностей посредством создания новых форм и совершенствования прежних видов производства, путем самостоятельно избранного риска, несмотря на различия в сравнении с мужчинами стартовых позиций и разнообразных предпосылок бизнеса (образование, капитал и власть), а также сохраняющуюся необходимость осуществления специфических женских семейно - бытовых функций.

Во многом к занятиям предпринимательской деятельностью женщин побуждают многочисленные проблемы и факторы дискриминации, существующие на рынке труда. Среди таких факторов – дискриминация женщин в оплате труда, при продвижении по карьерной лестнице и при приеме на работу.

Проблема малого женского предпринимательства не является новой для отечественной социологии. За последние годы социологическим сообществом получено  определенное приращение знаний в вопросах оценки статуса малого женского предпринимательства в России, анализа его общественных функций, выявления перспектив его развития. Бесспорным результатом такой аналитической работы стало признание того значения, которое имеет участие женщин в предпринимательской деятельности как с точки зрения решения проблем занятости и экономического роста, так и с точки зрения преодоления гендерного неравенства в нашей стране.

Впрочем, практика показывает, что в настоящее время малое женское предпринимательство в России все равно переживает все еще явно не лучшие времена. 
Практическая часть

 

Мною были проанализированы 3 статьи из научных периодических журналов, посвященных теме женского предпринимательства:

  1. Семенова Ю.А. Специфика развития женского предпринимательства в современной России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. —  2009. — №3
  2. Высоцкая М.И., Чалова А.И. Специфика развития женского предпринимательства в современной России // Российский Академический журнал. — 2013. — №3
  3. Юдина А.А. Социологический анализ женского малого предпринимательства (на примере малого женского предпринимательства города Гатчина)  //  Женщина в Российском обществе. — 2012 . — №2

В своей работе автор статьи Семенова Ю.А. отмечает  причины, по которым большинство женщин занялись бизнесом, – это тяжелое материальное состояние или случайное обстоятельство. Влияние образовательного уровня на причину, подтолкнувшую женщин заняться бизнесом, проявляется в том, что многие имеющие высшее образование решили строить карьеру не по принудительным причинам (мечта всей жизни, случайное обстоятельство, надоело сидеть дома, знакомые уговорили). Доля участников предпринимательского процесса с высшим образованием уменьшается по мере отягощения моральными и материальными обстоятельствами, такими как: тяжелое материальное положение, осталась одна и нужно было чем-то заняться, нужно воспитывать детей. На общефедеральном уровне ведущими тенденциями в развитии своеобразных предпосылок формирования женского предпринимательства, имеющих в значительной степени негативный характер, являются: вытеснение женщин из сферы занятости в целом, рост безработицы и хронической безработицы женщин, снижение доли «женских», т.е. неиндустриальных форм труда.

 

 

В это же время как в статье Юдиной А.А. на результатах исследования малого женского предпринимательства как феномена маргинальности, проходившее в г. Гатчина в 2011 году, стал интересен тот факт, что большинство женщин считают, что их обращение к предпринимательской деятельности было вынужденным. Т.е. у женщин в большинстве случаев предпринимательский старт осуществлялся под влиянием таких обстоятельств, как  отсутствие альтернативных возможностей обеспечения дохода (отсутствие работы, неудовлетворенность работой: заработной платой, возможностями карьерного роста, отсутствием гибкого графика и т. д.). Именно поэтому женщины — малые предприниматели из сферы потребительского комплекса отмечают, что испытывали психологический дискомфорт, страх и неуверенность в себе в первый год занятия бизнесом и что в Гатчине не сформирована благоприятная внешняя среда для деятельности малых предпринимателей.

 

В статье авторства Высоцкой М.И. и Саловой А.И. авторы отмечают следующие причины перехода в сферу самозанятости. Это дискриминация женщин в оплате труда, при продвижении по карьерной лестнице и при приеме на работу. Женщины зачастую вытесняются в сферу менее квалифицированного и престижного труда, они преобладают в бюджетной сфере, где уровень оплаты труда более низкий. Этот вопрос к тому же обостряют современные демографические тенденции. Рост количества неполных семей с малолетними детьми, возрастающее число разводов актуализируют необходимость получения женщинами самостоятельного дохода.

Кроме того, для женщин зачастую оказывается затрудненным продвижение по карьерной лестнице, что связано как с прерывностью карьеры женщины, вызванной периодом декретных отпусков, так и с дискриминацией работающих женщин со стороны руководителей-мужчин. Отсутствие карьерного роста вызывает у женщины чувство неудовлетворенности трудом и, как следствие, желание начать собственное дело, в котором не будет препятствий для роста со стороны руководства. Таким образом, авторы статьи подытоживают, что собственный успешный бизнес является для женщины фактором самореализации и местом приложения ее деловых и творческих потенциалов, которые она не могла реализовать на наемной работе.

В исследовании, описываемом Юдиной А.А. большинство женщин — малых предпринимателей сосредоточено в возрастной группе от 31 года до 40 лет (52,2 %), это говорит о том, что более молодым женщинам решиться стать предпринимателями еще тяжелее. Данные, приведенные в статье Ю.А.Семеновой также говорят о том, что возраст от 31 до 45 лет является периодом интенсивного карьерного роста. Однако, в статье Высоцкой и Чаловой проведенные исследования в ряде городов России показали, что большинство женщин среди мелких предпринимателей– это в основном возрастная группа старше 40 лет.

Семенова Ю.А. выделяет особый интерес к вопросу о распределении интенсивности дискриминационных проявлений по возрастным группам женщин - бизнесменов. В общем количестве опрошенных максимум дискриминационных проявлений пришлось на группу женщин в возрасте от 31 до 35 лет. Возрастная группа от 46 до 50 лет испытывает на себе дискриминацию в наименьшей степени, женщины-бизнесмены старше 50 на вопрос о ее наличии ответили отрицательно.

 

Высоцкая М.И. и Чалова А.И. отмечают, что среди женщин-предпринимателей преобладают женщины с высшим и средним специальным образованием, высококвалифицированные специалисты среднего и зрелого возраста (группа потенциального риска по безработице). При этом проявить инициативу и самостоятельную творческую активность решаются в основном женщины, имеющие значительный опыт

руководящей работы, либо обладающие не только высокой квалификацией, но и необходимыми материальными ресурсами и связями для основания и развития своего дела. Таким образом, речь идет о женщинах с высокими конкурентными возможностями, доля которых в нашем обществе не столь высока.

 

В своей работе Семенова Ю.А. приводит следующее суждение: «..женский бизнес в нашей стране характеризуется следующими проявлениями. У женщин-предпринимателей отмечается больший, чем у других групп женщин, уровень семейного благополучия и обустроенности личной жизни. Прослеживается ориентированность женщин на занятие бизнесом в основном с целью «самовыражения», приобретения независимого от мужчин положения и желания зарекомендовать себя в бизнесе.» В исследовании, приведенном в статье авторства Юдиной, так же указывается, что большинство женщин замужем(43,1%). Тогда как в статье Семеновой приводится тот факт, что в ряде городов России большинство женщин-предпринимателей разведены или вдовствуют.

Несмотря на то, что бизнесмены обоих полов сталкиваются в своей деятельности с одними и те ми же трудностями, бизнес-леди изначально более демократичны и в большей степени нацелены на кооперацию и обмен информацией и опытом, чем бизнесмены-мужчины, отдающие предпочтение исключительно экономической целесообразности всякого рода взаимодействий.

По мнению Юдиной, опираясь на данные исследования, большинство женщин считают, что доступ к определенным сферам деятельности для них затруднен (83,2 %), значительная часть женщин ограничены в доступе к капиталу для расширения и развития своего бизнеса(78,5% ). У женщин

основная установка в бизнесе — остаться на плаву, т. е. выжить. Об этом свидетельствуют их главные проблемы — высокая арендная плата и дополнительный капитал.

Специфика ведения бизнеса женщиной в статье Высоцкой М.И.,Чаловой А.И. определяется следующими параметрами: Женщины-предприниматели демонстрируют более мягкие «конфликтные стратегии» во взаимодействии с властями всех уровней, более компромиссное поведение. Более 30% женщин

уверены, что установление конструктивного взаимодействия с властью -вполне выполнимая задача. Женщины склонны развивать устойчивые деловые стратегии, ведут свой бизнес более ответственно и осторожно, предпочитая «умеренный консерватизм». Все это служит своеобразным гарантом защищенности государственных инвестиций, вложенных в женское предпринимательство. По оценкам Всемирного банка, основанных на исследованиях, проведенных в разных странах, женское предпринимательство строится на более высоких «этических стандартах» . Женщины демонстрируют большую склонность к компромиссу во взаимодействии с партнерами, большее стремление учитывать моральные принципы и этические нормы. И, наконец, женский бизнес находится под гораздо меньшим давлением криминальных структур, что делает вклады в его развитие более эффективными.

Информация о работе Женское предпринимательство