Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:34, реферат
Сектор малого бизнеса остается одним из важнейших резервов роста национальной экономики, и на его пути возникает множество проблем – это, прежде всего: не эффективная законодательная база, высокая налоговая нагрузка, ограниченность финансовых средств и т.д. Эта деятельность в равной степени важна как для всей экономики государства в целом, так и для каждого гражданина в отдельности. Ведь малый бизнес влияет на все сферы нашей жизни – экономическую, политическую, социальную, научно-техническую и т.д.
Введение
Опыт развитых стран показывает, что малый бизнес играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, решает многие экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономических развитых странах государство оказывает поддержку малому бизнесу, дееспособное население всё больше и больше начинает заниматься малым предпринимательством.
С переходом экономики РФ на рыночные отношения, а в связи с этим и началом развития малого бизнеса в нашей стране в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» др. К сожалению, многие эти понятия не унифицированы, и поэтому в научной литературе трактуются далеко не однозначно.
Сектор малого бизнеса
остается одним из важнейших
резервов роста национальной
экономики, и на его пути
возникает множество проблем
– это, прежде всего: не
1 Значение малого бизнеса для развития экономики России
В одном из английских учебников
по бизнесу дается и такое определение:
«Бизнес — это деятельность, осуществляемая
частными лицами или организациями для
извлечения природных благ, производства
или оказания услуг в обмен на другие товары,
услуги или деньги, ведущая к взаимной
выгоде заинтересованных лиц или организаций».
Бизнес в небольших масштабах на малых
предприятиях называется малым.
В одном
из современных экономических словарей
сущность малого предприятия трактуется
следующим образом: «Малое предприятие
— небольшое предприятие любой формы
собственности, характеризуемое прежде
всего ограниченным числом работников
и занимающее крайне небольшую долю в
общем по стране, региону объеме деятельности,
являющейся профильной для предприятия».
В большинстве
определений подчеркивается, что бизнес
— деятельность частных лиц и организаций,
т. е. бизнес основан на частной, негосударственной
форме собственности. При этом все же не
следует отрицать наличие государственного
малого бизнеса.
К малому предприятию
относится коммерческая организация в
любой сфере деятельности, которая по
своим критериям, установленным государством,
относится к малому бизнесу.
Предприниматели
без образования юридического лица также
относятся к малому бизнесу.
Экономика любого
государства не может нормально развиваться
без оптимального сочетания крупного,
среднего и малого бизнеса. Это доказывает
вся история экономического развития
ведущих стран мира.
Роль и значение малого
предпринимательства с методической точки
зрения, на взгляд авторов, необходимо
рассматривать с нескольких позиций, экономической,
научно-технической, социальной, политической.
С экономической стороны
роль и значение малого бизнеса можно
определить при помощи следующих показателей:
- доли валового внутреннего
продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
- доли национального
дохода, создаваемого в малом бизнесе;
- доли мелких предприятий
в общем количестве коммерческих предприятий;
- доли трудоспособного
населения, занятого в малом бизнесе;
- доли малого бизнеса
в экспорте продукции;
- доли налогов, поступающих
от малого бизнеса, в их общей величине;
- доли основного капитала,
функционирующего в малом бизнесе;
- доли отдельных
видов продукции или услуг, производимых
малым бизнесом, в общем их объеме и др.
Малый бизнес в Российской Федерации стал развиваться с 1988 г., но особенно интенсивно — начиная с 1990 г. На начало 2003 г. уже насчитывалось 882,3 тыс. малых предприятий. За анализируемый период среднегодовой темп их прироста составил 8,5%. Малые предприятия в Российской Федерации уже создают 10—11 % ВВП, р них занято свыше 7,2 млн человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей — более 11 млн чел., что составляет 16,9% общего количества занятых в экономике. Эти показатели ниже уровня развитых зарубежных стран в 5—6 раз, а следовательно, в Российской Федерации далеко не использован имеющийся огромный потенциал для развития малого бизнеса. Реализация этого потенциала возможна только в том случае, если в нашей стране будут созданы благоприятные условия, в том числе оказана государственная поддержка развитию малого бизнеса.
Развитие в России малого
бизнеса имеет большое хозяйственное
значение в силу следующих обстоятельств:
- мелкий бизнес
позволяет заполнить все наши рынки и
наиболее полно удовлетворять потребности
населения в потребительских товарах
и услугах;
- для создания мелких
фирм не требуются крупные инвестиции
и длительный срок их сооружения;
- развитие мелкого
бизнеса - это одно из
действенных направлений анти монопольной
политики и обеспечения конкурентной
среды;
- мелкие предприятия
проще в управлении, им не нужно создавать
сложные управленческие структуры;
- мелкие фирмы могут
быстрее и дешевле перевооружиться, внедрять
и апробировать новую технологию, проводить
частичную или полную автоматизацию производства,
достигать оптимального сочетания автоматизированного
и ручного труда;
- развитие мелкого
бизнеса позволяет в значительной степени
решить или смягчить проблему безработицы;
- с развитием
мелкого бизнеса появляется средний класс
и класс мелких собственников, заинтересованный
в стабилизации экономики и наведении
элементарного порядка в стране;
- малый
бизнес отличается от среднего и крупного
бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью
к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует
на спрос потребителей.
Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:
- в снижении уровня безработицы;
- в более
полном удовлетворении потребностей граждан
в продукции и услугах;
- в улучшении
качества обслуживания;
- в более
высокой удовлетворенности людей, особенно
высоко необразованной рабочей силы, своим
трудом, рассматривающие свою работу прежде
всего как средство самовыражения;
- в формировании
среднего класса в обществе как основы
для развития экономики и повышения жизненного
уровня граждан;
- в формировании
многочисленного класса мелких собственников,
которые в наибольшей степени заинтересованы
в обеспечении порядка и стабильности
в обществе и экономике;
- в снижении забастовок
и социальной напряженности в обществе.
Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие, самые различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а, как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.
2 Развитие малого бизнеса на примере Иркутской области
Малое предпринимательство – одна из самых перспективных сфер в экономике Иркутской области. Малый бизнес Иркутской области представлен 12 000 малых предприятий и работающими в малом бизнесе 80-тью тысячами граждан. Судя по данным областной администрации, в регионе зафиксированы и действуют 19 объединений малых предприятий (ОП). Среди субъектов малого предпринимательства происходит постоянное развитие рынков деятельности, особенно в промышленности.
Наибольшей популярностью пользуются торговля и общественное питание - 44 % предприятий; 18 % занимаются промышленным производством. 530 основателей фирм отдали предпочтение лесной промышленности, это самая популярная отрасль в регионе. Среднегодовой прирост древесины в Иркутской области оценивается в 50-70 миллионов кубометров, а ее общие запасы - в 7-9 миллиардов кубометров (11% общероссийских запасов).
190 предприятий производят пищевую продукцию, 130 заняты в металлургии, 115 - в легкой промышленности, на изготовлении строительных материалов специализируются 64 фирмы. Практически во всех сферах деятельности Иркутская область имеет своих собственных производителей. Большинство предприятий создаются людьми, которые имеют профессию, не связанную с родом их бизнеса. Бытовой сервис представляют 384 организации.
По территории области
малое предпринимательство
Заключение
Подводя итог выше изложенному,
следует сказать, что малое предпринимательство
является неотъемлемой частью рыночной
экономики. Для него характерна особая
мобильность, гибкость и высокая эффективность.
Малые предприятия могут создаваться
в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные
нужды населения.
Эти и другие преимущества малого предпринимательства
являются стимуляторами для развития
национальной экономики, и поэтому государство
обязано оказывать существенную поддержку
развитию малого бизнеса.
Помимо преимуществ, у малых предприятий
имеются и уязвимые места. Главное из них
- малая величина индивидуального капитала.
Для подавляющего большинства малых предприятий
основным источником стартового капитала
или пополнения средств, уже вложенных
в бизнес, является самофинансирование,
и лишь в случае достаточно успешного
ведения деловых операций появляется
возможность использовать банковский
кредит. Но коммерческие банки всегда
неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями,
потому что для них мелкие ссуды менее
выгодны, чем кредиты крупным предприятиям,
и сопряжены с гораздо большим риском.
Как свидетельствует опыт, трудности доступа
к коммерческому кредиту порождают у многих
малых предприятий хроническую нехватку
оборотного капитала, что и становится
причиной большей части банкротств. Финансовое
положение малых предприятий особенно
уязвимо в условиях инфляции, поскольку
- в отличие от крупных - они имеют ограниченные
возможности перекладывать рост своих
издержек на потребителей.
Характерный для малого бизнеса низкий
уровень собственного капитала в общем
объеме финансовых ресурсов ведет к повышенной
зависимости от кредита.
Список литературы
1 «Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе». Экономический анализ: теория и практика. Журнал. № 4(133) - 2009г. Стр. 66-71.
2 Ковалев В.В. Основы теории финансового менеджмент а. М.: Изд-во Проспект, 2008.
3 «Системный анализ экономического потенциала субъектов малого предпринимательства». Экономический анализ: теория и практика. Журнал. № 18(147) -2009г. Стр. 64-69.
4 Российская Федерация. Законы. Федеральный закон О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ (с изменениями от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля 2006 г.): Принят Государственной Думой 12 мая 1995 года. 12 мая 1995 года. // Официальные документы в образовании. - 2009. - N 17. - С. 35-38. - ISSN 0234-7512
5 Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (с изменениями от 3 июня, 17 июля 2009 г.). Принят Государственной Думой 25 апреля 2003 года. Одобрен Советом Федерации 14 мая 2003 года. О реализации настоящего Федерального закона см. письмо МНС РФ от 23 июня 2003 г. N БГ-10-22/406.Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 121-ФЗ в статью 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.
Информация о работе Значение малого бизнеса для развития экономики в России