Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 13:01, реферат
Целью настоящего исследования является анализ развития обязательного медицинского страхования.
В этой связи основными задачами исследования являются:
- рассмотреть теоретические основы обязательного медицинского страхования, в сравнении с другими видами страхования, а также проанализировать этапы его становления и особенности развития, оказывающие непосредственное влияние на совершенствование управленческих функций в экономике здравоохранения;
- определить роль обязательного медицинского страхования в социально-экономическом развитии общества, выявить его возможности в решении финансовых проблем охраны здоровья населения;
- провести анализ основных источников финансирования здравоохранения, определить значимость средств обязательного медицинского страхования.
Освобождаются от уплаты
страховых взносов на обязательное
медицинское страхование
Фонды ОМС – это
самостоятельные
По Закону «О медицинском
страховании граждан в
Федеральные фонды ОМС создаются высшим
органом законодательной власти и Правительством
РФ. Территориальные фонды ОМС создаются
соответствующими органами законодательной
и исполнительной власти субъектов Федерации.
Финансовые средства фондов ОМС находятся
в государственной собственности РФ, не
входят в состав бюджетов, других фондов
и изъятию не подлежат.
1-й уровень страхования
в системе ОМС представляет
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), который
осуществляет общее нормативное и организационное
руководство системой ОМС. Сам он не осуществляет
страховые операции и не финансирует систему
ОМС граждан. Фонд был создан для реализации
государственной политики в области медицинского
страхования, а его роль в ОМС сводится
к общему регулированию системы, что достигается
как за счет нормативного регулирования
основных положений ОМС на территории
РФ.
ФОМС является самостоятельным государственным
некоммерческим финансово-кредитным учреждением,
подотчетен Законодательному Собранию
и Правительству РФ. Ежегодно бюджет фонда
и отчет о его исполнении утверждаются
Государственной Думой.
Федеральный ФОМС выравнивает условия деятельности территориальных ФОМС по обеспечению финансирования ОМС за счет предоставления финансовой помощи, финансирует целевые программы в рамках ОМС, утверждает типовые правила ОМС граждан, разрабатывает нормативные документы, участвует в разработке базовой программы ОМС для всей территории РФ, осуществляет международное сотрудничество в области медицинского страхования, участвует в организации территориальных фондов ОМС, осуществляет финансово-кредитною деятельность для выполнения задач по финансированию ОМС и проводит научно-исследовательские работы и подготовки специалистов для ОМС.
Управление деятельностью
фонда осуществляется его правлением
и постоянно действующей
2-й уровень организации обязательного медицинского страхования представлен территориальными фондами ОМС и их филиалами. Этот уровень – основной в системе, поскольку именно территориальными фондами осуществляются сбор, аккумулирование и распределение финансовых средств ОМС.
Территориальные ФОМС создаются на территориях субъектов РФ, являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и подотчетны соответствующим органам представительной и исполнительной власти.
3-й уровень в осуществлении ОМС представляют страховые медицинские организации (СМО). Именно им по закону отводится непосредственная роль страховщика. СМО получают финансовые средства на осуществление ОМС от ТФОМС по душевым нормативам в зависимости от численности и половозрастной структуры застрахованного ими контингента населения и осуществляют страховые выплаты в виде оплаты медицинских услуг, предоставляемых застрахованным гражданам.
По Положению о страховых медицинских организациях, осуществляющих ОМС, в качестве СМО может выступать юридическое лицо любой формы собственности и организации, предусмотренной российским законодательством, и имеющее лицензию на проведение ОМС, выдаваемую департаментом страхового надзора.
СМО вправе одновременно проводить обязательное и добровольное медицинское страхование граждан, но не вправе осуществлять другие виды страховой деятельности. При этом финансовые средства по обязательному и добровольному страхованию учитываются СМО раздельно. СМО не имеют права использовать средства, перечисляемые им на реализацию ОМС, в коммерческих целях. СМО выступают в качестве посредника между гражданами, лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) и финансирующими организациями – территориальными фондами ОМС. Свою страховую деятельность СМО строят на договорной основе, заключая четыре группы договоров:
1) Договоры страхования
с предприятиями,
2) Договоры с ТФОМС
на финансирование ОМС
3) Договоры с медицинскими
учреждениями на оплату услуг,
предоставляемых
4) Индивидуальные договоры
ОМС с гражданами, т.е. полисы
ОМС, в соответствии с
Основными функциями СМО являются:
Таким образом, деятельность
СМО представляет заключительный этап в реализации положений ОМС. Страховые
медицинские организации – важное звено
в системе обязательного медицинского
страхования. Цель страховой медицинской
организации – обеспечить оплату медицинской
помощи, следить за полнотой и качеством
предоставляемых медицинских услуг.
2.4 Тарифы медицинского страхования.
Тарифы на медицинские
услуги в системе обязательного
медицинского страхования определяются
соглашением между страховыми медицинскими
организациями, органами государственного
управления всех уровней, местной администрацией и
профессиональными медицинскими организациями.
Страховой тариф взносов на обязательное
медицинское страхование для предприятий,
организаций, учреждений и иных хозяйствующих
субъектов независимо от форм собственности
устанавливается в процентах по отношению
к начисленной отплате труда (в настоящее
время в размере 3,6%) по всем основаниям
в соответствии с инструкцией о порядке
взимания и учета страховых взносов (платежей),
утвержденной Правительством РФ 11 ноября
1993 г.
Страховые взносы
устанавливаются как ставки платежей
по обязательному медицинскому страхованию
в размерах, обеспечивающих выполнение
программ медицинского страхования и
деятельность страховых медицинских организаций.
Тарифы
на медицинские и другие услуги при добровольном
медицинском страховании устанавливаются
по соглашению страховых медицинских
организаций и предприятием, организацией,
учреждением или лицом.
Заключение
Здоровье
населения – важнейший элемент социального,
культурного и экономического развития
страны. В связи с этим обеспечение населения
гарантированным объемом бесплатной медицинской
помощи, финансируемой из бюджетов всех
уровней и средств ОМС, является важнейшей
государственной задачей. И это положение
особо подчеркивается в Программе социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу.
Важнейшее
условие организации системы медицинского
страхования – создание достаточных гарантий
для выполнения договорных обязательств
страховыми фирмами (компаниями). Для этого
необходима диверсификация медицинской
страховой деятельности, благодаря которой
средства, вырученные в результате высокоприбыльных
договоров, направляются на оплату услуг
ЛПУ. Медицинская страховая компания заинтересована
в инвестициях в свою хозяйственную деятельность,
например за счет привлечения средств
предприятий, выпуска ценных бумаг и т.
д., что позволяет привлечь дополнительные
финансовые источники для оплаты услуг
здравоохранения.
Потенциального пациента
необходимо убедить заботиться о собственном
здоровье и при необходимости активно
обращаться за врачебной помощью. Соответствующая
материальная заинтересованность в этом
появится при условии, если ввести частичную
оплату услуг здравоохранения за счет
средств граждан (сверх выплат по страховым
полисам). К сожалению, введение системы
платной медицины для широких слоев и
групп населения вряд ли приемлемо из-за
относительно низкой реальной оплаты
труда при существенной дифференциации
доходов работающих. Такой подход оправдан
в условиях дополнительного медицинского
страхования.
Конкуренция медицинских учреждений различных
форм собственности оказывает положительное
влияние на качество лечебно-профилактических
услуг, рост профессионального уровня
персонала. Одновременно создаются условия
для повышения имущественной (экономической)
и правовой ответственности ЛПУ перед
финансовыми органами и профессиональной
ответственности врачей перед пациентами
за результаты клинико-диагностических
обследований и лечебных мероприятий.
Существующие в настоящее время федеральные
стандарты медицинской помощи разрабатываются
с учетом лучших достижений медицинской
науки и включают значительное число манипуляций,
необходимых для более точной диагностики
и наилучшего лечения. Не вызывает сомнений
тот факт, что обеспечение таких стандартов
в отношении всего населения будет иметь
исключительно благоприятные последствия
для граждан. Однако реалии российского
здравоохранения показывают, что не только
в рамках ОМС, но и в рамках совмещения
ОМС и платных разовых услуг пациенты
не получают всего объема услуг и манипуляций,
предусмотренной этими стандартами. Анализ
статистических данных, представленных
ранее, доказывает именно это.
Страховые взносы из общественных и частных
источников для программы ОМС будут определяться
на основе актуарных расчетов, и в условиях
обязательной для всех категорий страхователей
оплаты будут ниже, чем расходы в момент
обращения в лечебное учреждение.
Социальная удовлетворенность застрахованного
пациента (потребителя медицинской услуги)
тесно связана с качеством оказанной медицинской
помощи. Но одновременно с получением
лечебно-диагностических процедур, непосредственно
относящихся к объёму оказанной медицинской
помощи, пациент получает и немедицинские
услуги по обеспечению социального и психологического
благополучия. Сюда относятся: уровень
комфорта в учреждении, санитарно-гигиенические
условия, распорядок дня, не относящийся
к лечению, взаимоотношения между персоналом
и пациентами, не связанные с выполнением
лечебных и диагностических назначений,
возможности досуга, условия для встречи
с родственниками, средства связи с
Финансовые затраты, насколько это возможно
в действующих экономических условиях,
должны быть адекватными объему и качеству
предоставляемых медицинских услуг. Финансово-расчетные
взаимоотношения субъектов медицинского
страхования тесно связаны с решением
проблемы расчета и согласования тарифов
на медицинские услуги по программам медицинского
страхования.
Тарифы в страховании рассчитываются
таким образом, чтобы обеспечить «принцип
нуля» для страховых резервов – сколько
денег собрано для оплаты возмещения при
страховых событиях, столько и выплачено.
Поэтому наиболее важным при расчете тарифа
является наличие достоверной страховой
статистики, позволяющей оценить вероятность
наступления страхового события, и наличие
данных об убыточности страховой суммы
– т.е. отношении средних выплат к средним
страховым суммам. На основе страхового
тарифа и величины страховой суммы определяется
страховой взнос, обеспечивающий необходимый
для выплаты страхового возмещения размер
страхового резерва.
Для современной России чрезвычайно важно
обеспечить права застрахованных в системе
медицинского страхования в части получения
медицинских услуг необходимого объема
и качества. Кроме разработки нормативной
базы, обеспечивающей права застрахованных,
необходимо определить конкретные механизмы
компенсации причиненного ущерба пострадавшим.
Одновременное с этим введение обязательного
страхования профессиональной ответственности
врачей позволит обеспечить защиту не
только прав пациента, но и защиту профессиональных
и имущественных прав медработников.
Информация о работе Анализ развития обязательного медицинского страхования