Анализ рейтинга страховых компаний в России и зарубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Как узнать о надежности страховой компании? Если задать этот вопрос иностранцам, то можно не сомневаться, что ответ будет лаконичным. Вам скажут, что необходимо просто посмотреть на ее рейтинг. Aaa, AAA или A++ - удивительно, но этой информации американцу или европейцу вполне достаточно для того, чтобы заключить со страховой компанией договор и спать спокойно.

Файлы: 1 файл

Анализ ретинга страховых компаний в России и зарубежом.docx

— 81.24 Кб (Скачать файл)

Данные обещания не заставили себя долго ждать. Уже в этом году ФСФР наложила штрафы на 21 страховую компанию и двух брокеров, причем общая сумма получилась приличной - 15 млн руб. При этом большинство штрафов связано с непредоставлением или несвоевременной подачей годовой отчетности по форме 1-С.

Как выяснила газета РБК Daily, в списке проштрафившихся страховщиков, среди которых, в основном, мелкие компании, оказалось общество страхования жизни «Россия», страховая компания «Авива» - дочка международной группы Aviva, работающей в 28 странах мира, а также скандально известные на рынке «Ростра» и «Русские страховые традиции», находящиеся сейчас в процедуре банкротства. Такие компании, как «НИКА Плюс», «Ермак», «Ариадна-А», «Юнион» оштрафованы дважды на 1 млн руб., их уставный капитал в октябре прошлого года не соответствовал требованиям законодательства о повышении требований к его размеру. Кроме того, у компании «НИКА Плюс» была приостановлена лицензия в части ОСАГО. Лицензия компании «Регионстрахинвест», которую также оштрафовали на 1 млн руб., приостановлена решением ФСФР в августе прошлого года.

Еще один интересный момент, произошедший на отечественном страховом рынке в 2011 году, который можно отнести, скорее, к разряду технических – уход с рынка приличного количества страховых компаний. Так, по данным ФСФР, на 31 декабря 2011 года в едином государственном реестре субъектов страхового дела зарегистрировано 579 страховщиков, тогда как год назад по состоянию на 31 декабря 2010 года в реестре было 625 СК. Таким образом, за год количество страховщиков уменьшилось на 46 штук.

В результате, с учетом того, что еще и не все компании предоставили статистическую отчетность по форме № 1-С, а некоторые не проводили страховые операции в 2011 году, в итоговый рейтинг попало менее 500 страховых компаний, что произошло впервые за несколько лет.

Впрочем, на общие показатели страховщиков «исчезновение» отдельных участников не повлияло. Согласно данным ФСФР, общая сумма страховых премий и выплат по всем видам страхования за 2011 год составила, соответственно, 1 267.85 и 888.39 млрд руб., что больше, чем за 2010 год. Объем страховых премий вырос на 24.4% (1 044.15 млрд руб. на 31 декабря 2010 года), а выплат - на 15.2% (771.14 млрд руб.).

Таблица

Рейтинг страховых компаний России за 2011 год

Компания

Объем страховых премий в 2011 году (млн. руб.)

Объем страховых премий в 2010 году (млн. руб.)

Изменение (%)

1

Росгосстрах

84 304.68

74 305.42

13.46

2

Согаз

54 921.39

47 947.38

14.55

3

Ингосстрах

52 769.33

41 166.99

28.18

4

РЕСО-Гарантия

44 946.63

35 811.05

25.51

5

ВСК

29 676.82

25 147.46

18.01

6

АльфаСтрахование

28 233.28

20 463.27

37.97

7

Согласие

25 709.44

15 798.13

62.74

8

РОСНО

21 294.88

20 600.52

3.37

9

Страховая группа МСК

19 424.71

10 019.82

93.86

10

Ренессанс страхование

14 309.25

12 186.17

17.42


 

 

Источник таблицы: Расчеты «РБК.Рейтинг» на основе данных ФСФР

 

Первая десятка лидеров рейтинга крупнейших страховщиков за 2011 год осталась прежней, хотя внутри Top10 небольшие изменения все же за этот период произошли.

Рост объемов страховых премий отмечается у всех компаний «золотой десятки», другое дело, что у отдельных страховщиков он был не достаточно большим, что, в конечном счете, негативно отразилось на месте участника в обновленном рейтинге. Яркий пример - за год объем страховых премий компании «РОСНО» вырос только на 3.37% до 24.3 млрд руб., что теперь соответствует только восьмому месту, тогда как по итогам 2010 года этот участник занимал шестую строчку.

Одну позицию потеряла и компания «Ренессанс страхование», теперь занимающая 10 место, а не 9, как это было по итогам 2010 года. Объем премий за 2011 год у «Ренессанса» вырос на 17.42% до 14.3 млрд руб., однако у «Страховой группы МСК» этот рост был более значительный (+93.86%). В результате, 9 строчка теперь принадлежит именно этой страховой. На одну позицию поднялись компании «АльфаСтрахование» и «Согласие», занимающие теперь 6 и 7 места, соответственно. Остальные участники Top10 остались при своих.

Наибольший рост страховых премий, если рассматривать хотя бы первую сотню крупнейших страховщиков, отмечен у компании «Национальный Страховой Дом». За год показатель у этого участника вырос на внушительные 3 575.26% с 30.39 млн руб. в 2010 до 1.1 млрд руб. в 2011 году. А наибольшее снижение (-23.59%), из той же сотни, зафиксировано у компании «Социум».

 

2.2 Рейтинг страховых  компаний США

 

Российский рынок страхования очень молод. Особенно это очевидно при сравнении с американским рынком страхования. Страховой традиции в США уже десятки, а то и сотни лет и, кажется, что страхуется все. Как свидетельствует американский Институт страховой информации, лидер на рынке страхования США - страхование автомобилей физическими лицами, по объемам страховых премий почти в 4 раза опережает страхование домовладельцев.

Число компаний, предоставляющих страховые услуги в США велико, к крупным компаниям относят только те, капитал которых превышает 1 млрд. дол. США. На сегодняшний день число страховых компаний  и предоставляемых ими услуг в США просто огромно, к крупным относятся только те фирмы, капитал которых превышает миллиард. 

Вот небольшой  список наиболее крупных компаний:

    • PrudentialIns. Co. ofAmerica
    • EquitableLifeAssuranceSoc. US
    • TeachersIns.&AnnuityAssoc. America
    • MetropolitanLifeIns. Co.
    • AetnaLifeIns. Co.
    • New York Life Ins. Co.
    • John Hancock Mutural Life Ins. Co.
    • Northwestern Mutural Life Ins. Co.

Чтобы наглядно показать рейтинговость страховых компаний США, представим рейтинг самых крупных страховых компаний мира.

Итак, перед вами десятка самых крупных страховых компаний планеты по состоянию на конец 2011 года.

На первом месте по показателю капитализации (172 миллиарда долларов) с огромным отрывом от всех остальных находится American International Group (AIG). Компания занимает 2-е место в мире по страхованию недвижимости и от несчастных случаев и 1-е место в США по страхованию жизни. Страховой гигант насчитывает около 100 тысяч сотрудников и работает примерно с 50 миллионами клиентов в более чем 100 странах мира. Однако, при всей солидности показателей именно AIG является одной из наиболее пострадавшей от кризиса страховых компаний: так, уже к середине  прошлого года убытки составили более 13 миллиардов долларов США. В конце 2008-го американское правительство во избежание краха компании приняло решение о выделении ей кредита общим размером в 182 миллиарда долларов в обмен на почти 80 % акций AIG.

Вторую строчку рейтинга (с 66 миллиардами долларов в графе «капитализация») занимает французская компания AXA Group, являющаяся одним из мировых лидеров в области страхования финансовых вложений. Число работников к началу текущего года равнялось 135 тысячам, а количество клиентов исчислялось 65 миллионами. У французской страховой компании дела в последнее время обстоят не в пример лучше, чем у AIG: в 2008 году её базовая прибыль составила около 4 миллиардов евро, а чистая прибыль AXA Group немного не дотянула до показателя в миллиард евро, остановившись на цифре 923 миллиона.

Замыкает призовую тройку немецкий страховой гигант Allianz Worldwide, отставший от французов по уровню капитализации лишь на полмиллиарда (65, 5 миллиардов долларов). Эксперты дают умеренно-оптимистичные прогнозы касательно деятельности компании: ожидается, что компания удержит свои позиции на ключевых рынках Великобритании и Германии, а также активно поборется за развивающиеся рынки, уровень капитализации Allianz Worldwide останется высоким.

Далее следует канадская компания Manulife, имеющая хорошие позиции на азиатском рынке. Продуманная стратегия деятельности позволила компании добиться показателей капитализации в 50 миллиардов долларов. В первую очередь Manulife сосредоточилась на финансовом страховании и страховании жизни. Несмотря на то, что по сравнению с вышестоящими в рейтинге конкурентами число её работников (20 тысяч) и география работы (примерно 20 стран) не поражает воображения, её положение признаётся одним из наиболее стабильных на мировом страховом рынке.

Пятое место у представителей итальянского страховой компании Generali Group (уровень капитализации 45 миллиардов долларов). Деловые интересы компании не ограничиваются границами Италии и Евросоюза: она ведёт бизнес в 60 странах по всему миру. Стоит отметить пристальное внимание Generali Group к российскому рынку: с 2007 года итальянцы являются акционерами «Ингосстраха», а в начале 2009 года начали процедуру по приобретению торговой сети «Эльдорадо».

Не только AIG богата американская земля: шестую строчку в рейтнге занимает компания из США Prudential Financial, в активе которой почти 40 миллиардов «капитализированных» долларов. Компания работает в сфере страхований и инвестиций (прежде всего в строительную отрасль) в странах Латинской Америки, Азии и Европы.

На седьмом месте также расположились представители американского страхового бизнеса, фирма MetLife: её уровень капитализации составил без малого 38 миллиардов долларов. Компания работает уже более 140 лет и в сферу её интересов как услуги по страхования жизни и перестрахованию, так и страхование финансовых операций и вкладов. Клиентская база MetLife насчитывает около 70 миллионов человек и организаций, что позволило ей получать прибыль даже в условиях кризиса: по итогам 9 месяцев 2008 года чистая прибыль составила 2,22 миллиардов долларов. К середине апреля 2009-го руководство MetLife чувствовало себя достаточно уверенно, чтобы отказаться от государственных кредитов, выделяемых в рамках программы спасения американского финансового сектора.

Британская Aviva занимает восьмое место рейтинга, её показатель капитализации насчитывает 33 миллиарда долларов. Компания является лидером в области страхования жизни и пенсионного страхования в Евросоюзе. Приоритетным направлением бизнеса для Aviva считаются долгосрочные виды страхования. Число клиентов компании свыше 45 миллионов; численность персонала достигает 60 тысяч человек.

Немецкая Munich Re Group занимает лишь скромное девятое место (31 миллиард долларов в графе «капитализация»). Компания является одним из лидеров германского страхового рынка и мировым лидером в области перестрахования. Munich Re Group предпочитает работать с крупными клиентами, (поэтому их число насчитывает смехотворные на первый взгляд 5 тысяч, почти все клиенты - другие страховые компании), но география её интересов широка и распространяется на 160 стран.

Завершает наш список крупнейших страховых компаний мира голландская Aegon, специализирующаяся в первую очередь на рыночной капитализации и страховании активов: уровень её капитализации достигает 26 миллиардов долларов. Также компания активно работает в бизнесе по страхованию жизни. В первую очередь Aegon работает на национальном рынке, а также в США и Великобритании. В компании трудятся около 30 тысяч человек.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что США находится на самых успешных позициях в рейтинге лучших страховых компаний. Что касается России, то мы видим, она отстает от США и ей необходимо развивать свой страховой рынок для достижения более успешных позиций.

 

 

3. Проблемы и  перспективы развития страхования  в России

3.1 Проблемы в развитии страхования в РФ

 

Страхование на современном этапе не дает четкого представления для потребителей страховых услуг о том, в какой форме должно осуществляться данное страхование. Проблемой в страховании является бессистемное принятие нормативных правовых актов, декларирующих обязательность страхования, приведшей к следующим проблемам:

• отсутствие общедоступной статистики, не позволяющей точно оценивать средние и максимально возможные убытки, влияющей на развитие экономики, социальную политику, бюджетное планирование;

• низкому размеру страховых выплат за причинение вреда жизни и здоровью, что приводит к социальной несправедливости;

• отсутствию единых критериев и принципов ведения страхования в обязательной форме, смешению понятий и сущности обязательного и «вмененного» страхования;

• отсутствие единых подходов к определению размеров убытков, стоимости восстановления имущества при его повреждении.

Для решения этих проблем необходимы следующие меры:

• установление в различных законодательных актах единых подходов к определению размеров страховых сумм и выплат за причинение вреда жизни и здоровью гражданина, в целях обеспечения равноправия граждан России на получение страховых выплат.

Согласно статистическим исследованиям в среднем страховые компании теряют около 20% своих клиентов в автостраховании, а в целом по всем видам страхования потери из-за недовольства результатами урегулировании убытков составляют не менее 4-6% страхователей.

Практически задачи и проблемы, связанные с урегулированием страховых убытков, могут быть решены на основе современных методов построения бизнес-процессов в сочетании с системным анализом и прогнозным моделированием процесса урегулирования убытков. Для этого необходимо определить и проанализировать очевидные на первый взгляд проблемы, которые испытывают сегодня страховщики, причины их возникновения и провести анализ взаимосвязей различных составляющих бизнес-процесса урегулирования убытков и их влияния на результат страховой деятельности.

На сегодняшний день службы урегулирования убытков сталкиваются со следующими проблемами:

• недостаточно эффективное распределение выплатных дел между штатными и привлеченными аджастерами, связанное преимущественно с отсутствием или примитивностью процедуры сегментации убытков, основанной в большинстве компаний исключительно на величине заявленного убытка;

• большое количество неавтоматизированных процедур, а так же значительные затраты рабочего времени на административные;

• рост страхового мошенничества;

• противоречивость или недостаточность информации, поступающей в момент нотификации убытка и заносимой в базу данных страховой компании в процессе урегулирования.

Информация о работе Анализ рейтинга страховых компаний в России и зарубежом