Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 23:26, курсовая работа
Целью данной исследовательской работы является изучение имущественного страхования в РБи рассмотрение путей совершенствования организации имущественного страхования в Республике Беларусь.
Основные задачи исследовательской работы:
изучение теоретических аспектов имущественного страхования;
анализ состояния имущественного страхования;
предложение путей совершенствования организации имущественного страхования в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИМУЩЕСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ
.1 Сущность и основные черты имущественного страхования в РБ. Риск имущественного страхования
.2 Классификация имущественного страхования в РБ
.АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
.1 Состояние и перспективы развития страхового рынка РБ
.2 Анализ состояния и перспективы развития имущественного страхования Республики Беларусь
. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ В РБ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В части развития добровольного страхования, относящегося к страхованию жизни, в первую очередь требуется дальнейшее совершенствование системы налогообложения, мотивирующей граждан на страхование жизни и юридических лиц - на осуществление страхования жизни сотрудников.[13]
Совершенствование системы налогового стимулирования предусматривает изучение вопросов возможности применения налоговых вычетов по подоходному налогу для физических лиц, заключивших долгосрочные договоры добровольного страхования жизни, добровольного страхования дополнительной пенсии, а также рассмотрение возможности отмены ограничений по включению в состав затрат на производство товаров (работ, услуг) страховых взносов по долгосрочным договорам добровольного страхования жизни, добровольного страхования дополнительной пенсии, заключенным нанимателями в пользу своих работников.
Кроме того, необходимо, с одной стороны, проводить политику, направленную на повышение страховой культуры населения и восприятие страховых организаций как надежных защитников при чрезвычайных ситуациях, а с другой стороны - страховым организациям обеспечивать высокие стандарты качества предоставляемых услуг.
Основными направлениями обеспечения стимулирования спроса на страховые услуги, преимущественно по видам добровольного страхования, являются:
совершенствование порядка оказания финансовой помощи юридическим и физическим лицам в случае наступления чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф путем активного использования механизмов страхования;
внедрение механизма страховой защиты в инвестиционные программы, в том числе осуществляемые с участием иностранного капитала;
совершенствование системы налогообложения для граждан и субъектов хозяйствования, использующих инструменты страховой защиты;
информирование субъектов хозяйствования и населения о страховых продуктах, правах потребителей страховых услуг и их защите;
повышение качества и расширение спектра страховых услуг с условием максимальной защиты прав и интересов потребителей страховых услуг.
Состояние конкурентной среды на страховом рынке призвано способствовать повышению качества страховых услуг, снижению их стоимости, активному внедрению новых страховых продуктов. Для развития конкурентной среды на страховом рынке целесообразно осуществление мероприятий, направленных на создание равных возможностей для государственных и частных страховых организаций, а также на расширение присутствия иностранного капитала на отечественном страховом рынке.
Формирование конкурентной среды является комплексной задачей и предполагает реализацию следующих мер:
поэтапная либерализация национальной системы страхования и перестрахования;
повышение уровня открытости информации о деятельности страховых организаций;
построение системы рейтинговых оценок страховых организаций для стимулирования неценовой конкуренции между ними.
Развитие страхового законодательства должно осуществляться путем создания единой системы законодательных актов в сфере страхования, определения четких условий взаимодействия страхователей и страховых организаций, предоставления всем субъектам страховых отношений возможности защищать свои права в равной мере.
Рост роли страхования будет сопровождаться повышением требований к надежности и устойчивости страховых организаций. При этом основное внимание должно уделяться степени их подверженности рискам, с которыми они сталкиваются в своей деятельности.[13]
Главная задача развития страхового надзора, обеспечивающего повышение финансовой стабильности страхового рынка, - расширение системы требований, определяющих допустимые параметры рисков, принимаемых страховыми организациями.
Основные направления реализации задачи перехода на риск- ориентированный надзор и оценку уровня достаточности капитала страховых организаций:
определение ключевых рисков, присущих страховому рынку, с учетом изучения основных подходов и методов их анализа в соответствии с международными нормами;
сбор и систематизация данных, необходимых для определения показателей, позволяющих количественно оценить уровень подверженности страховых организаций рискам;
поэтапный переход на международные стандарты финансовой отчетности;
разработка методологической базы по расчету показателей финансовой устойчивости;
внедрение в практику анализа специальных методов и алгоритмов оценки рисков на страховом рынке (стресс-тестирование);
оценка уровня достаточности собственных средств на основе рискового подхода и расчета экономического капитала (с использованием принципов платежеспособности, разработанных Международной ассоциацией органов страхового надзора).
Кроме того, предусматривается повышение ответственности за несоблюдение страховыми организациями законодательства в части выполнения нормативов безопасного функционирования.
Рост объемов полученных страховых взносов и повышение капитализации страхового рынка должны сопровождаться соответствующим развитием его инфраструктуры, повышением квалификации специалистов страхового дела, а также совершенствованием информационных технологий.
Развитие информационных технологий в страховании будет направлено на повышение эффективности деятельности страховых организаций, а также на расширение спектра страховых услуг, предоставляемых клиентам.
В этих целях планируется:
-развитие сети подразделений
страховых организаций, непосредственно
осуществляющих реализацию
совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере страхования, а также проведение тематических конференций, семинаров, направленных на повышение профессионального уровня участников страхового рынка;
создание и развитие информационно-аналитических систем, предоставляющих возможности проведения маркетинговых исследований страховых организаций и рынка в целом, а также внедрение современных технологий в процесс продажи страховых продуктов.
Реализация Республиканской программы позволит:
-создать эффективный
и конкурентный страховой
повысить спрос на страховые услуги, преимущественно на добровольные виды страхования;
сформировать на страховом рынке здоровую конкурентную среду, укрепить финансовую устойчивость страховых организаций;
обеспечить к 2016 году среднегодовые темпы роста поступления страховых взносов по всем видам страхования в размере 129-131 процента, в том числе по видам добровольного страхования - 140-142 процентов;
достичь в 2015 году роста суммы страховых взносов, приходящейся на душу населения, к уровню 2010 года в 3,5 раза;
обеспечить в 2015 году отношение страховых взносов к ВВП 1,2-1,3 процента (при приросте номинального ВВП в 2011-2015 годах на 140 процентов);
достичь в 2015 году отношения активов страховых организаций к ВВП 2-2,5 процента.
Оценка эффективности реализации Республиканской программы будет осуществляться на основе показателей развития рынка страховых услуг Республики Беларусь в 2011-2015 годах согласно приложению.[13]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Имущественное страхование - операция, в которой объектом страхования выступают не противоречащие законодательству Республики Беларусь имущественные интересы, связанные с утратой (гибелью) или повреждением имущества, находящегося во владении, пользовании, распоряжении.
Существуют две формы имущественного страхования: обязательная - в силу принятия государством соответствующего закона и добровольная - на основе взаимного соглашения сторон.
Договор страхования имущества, может быть заключен по его полной стоимости или по определенной доле (проценту) этой стоимости.
Выделяет два вида убытков: а) реальный ущерб; б) упущенная выгода.
Имущественное страхование носит рисковый характер.
На современном этапе развития страховой рынок Республики Беларусь предлагает следующую классификацию добровольного имущественного страхования:
Добровольное страхование юридических лиц, которое включает в себя следующие разновидности:
добровольное страхование животных;
добровольное страхование урожая сельскохозяйственных культур;
добровольное страхование наземных транспортных средств;
добровольное страхование ценностей касс и др.;
Добровольное страхование имущества граждан, этот вид страхования включает:
добровольное страхование домашнего имущества;
добровольное страхование животных;
добровольное страхование строений, принадлежащих гражданам на праве собственности;
добровольное страхование памятников;
добровольное страхование наземных транспортных средств;
добровольное страхование воздушных судов;
добровольное страхование внутреннего водного транспорта;
добровольное страхование грузов;
добровольное страхование строительно-монтажных рисков;
Добровольное страхование предпринимательского риска, к данному виду страхования относят:
страхование риска непогашения кредита;
страхование убытков вследствие вынужденного перерыва в производстве;
страхование финансовых рисков; страхование депозитов и др.
На 1 января 2011 г. на страховом рынке Республики Беларусь осуществляли деятельность 24 страховые организации, в том числе 4 - осуществляющие виды страхования, относящиеся к страхованию жизни. Контрольные пакеты акций 8 страховых организаций, осуществлявших деятельность в 2010 году, принадлежали государству, 2 страховые организации созданы со 100-процентным иностранным капиталом. Доля иностранного капитала в совокупном уставном фонде страховых организаций республики на 1 января 2011 г. составила 2,4 процента.
Страховые организации в 2010 году получили страховые взносы в общей сумме 1342 млрд. рублей (0,82 процента к ВВП) и выплатили физическим и юридическим лицам страховое возмещение и страховое обеспечение на сумму 804,5 млрд. рублей, что к уровню 2005 года составило в действующих ценах 280 и 399 процентов соответственно.
Развитие страхового рынка осуществляется в трех ключевых его сегментах - обязательном страховании, добровольном страховании ином, чем страхование жизни (далее - общее страхование), и добровольном страховании жизни. При этом развитие обязательного страхования зависит главным образом от проводимой государством политики.
В 2010 году по добровольному имущественному страхованию юридических лиц собрано 159,8 млрд. руб. страховых взносов. По сравнению с 2009 годом, когда было собрано 130,68 млрд. руб. страховых взносов, рост составил 22,3 % процентов. За 2010 год по добровольному страхованию имущества юридических лиц было заключено 85 944 договоров. По сравнению с 2009 годом, когда было заключено 83 721 договоров, прирост за год составил 2,7 %. В 2010 году по добровольному страхованию имущества физических лиц собрано 201,6 млрд. руб. страховых взносов. За 2010 год по добровольному страхованию имущества физических лиц было заключено 1 569 тыс. договоров. В 2010 году по добровольному страхованию имущества физических лиц произведена 127 971 выплата, из них по добровольному страхованию транспортных средств - 84 668, строений - 14 522, домашнего имущества - 7 593, животных - 10 856.
Страховой рынок, являясь частью финансово-кредитной системы, затрагивает практически все аспекты деятельности общества и относится к важнейшим национальным приоритетам, поскольку призван способствовать обеспечению стабильного развития экономики и социальной сферы.
Развитие страховой деятельности в Республике Беларусь в 2011-2015 годах будет направлено на повышение роли страхования в экономической жизни общества путем достижения уровня реализации функций страхования, соответствующего уровню социально-экономического развития страны.
Важная роль в достижении намеченных целей будет отведена Белорусской ассоциации страховщиков, призванной объединять участников страхового рынка в целях тесного взаимодействия с государственными органами по вопросам развития и устойчивости функционирования страхового рынка, разработки новых и внесения изменений в действующие нормативные правовые акты по проблемным аспектам страховой деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Страховое дело: учеб.-метод. комплекс/ А.В. Вериго - Новополоцк: ПГУ, 2004.- 212 с.
.Гражданский кодекс Республики Беларусь, Мн., НЦБИ РБ, 1999, Глава 48 «Страхование».
.Федорова, Т.А. Основы страховой деятельности: учебник/ Т.А. Федорова. - М.: Издательство БЕК,2001.- 776с.
.Зайцева, М.А. Страховое дело: Учеб.пособие/ Л.Н. Литвинова, А.В. Урупин и др.; под. ред. М.А. Зайцевой, Л.Н. Литвиновой. - Мн.: БГЭУ, 2001. - 286 с.
.Сербиновский, П.А. Страховое дело: учебное пособие / П.А. Сербиновский. - М.:«Феникс», 2000. - 384с.
.Шахов, В.В. Страхование: Учебник для вузов./ В.В. Шахов. - М.: Издательство БЕК, 2000. - 354с.
.Финансы, денежное обращение и кредит: учеб.для вузов/Балабанов[и др.]; под ред. Романовского.- Минск:2001. - 213с.
.Грищенко, Н.Б. Основы страховой деятельности: Учебное пособие/ Н.Б. Грищенко - М.: Алт. ун-та, 2001. - 274с.
.Вахрин, П.И. Финансы: учеб.пособие / А.С. Нешитая, П.И. Вахрин. - М.:Информационно технический центр «Маркетинг», 2000.-502с.
.Краткие итоги деятельности действующих страховых организаций Республики Беларусь за 1-й квартал 2011 года//Страхование в Беларуси.-2010-№5-C.11
.Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [электронный ресурс]/ Министерство финансов Республики Беларусь. - Минск, 2011. - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by. - Дата доступа: 05.12.2011.
12.Сайт Белорусской
.Республиканская программа развития страховой деятельности на 2011-2015 годы // Утверждено Постановление Совета Министров Республики Беларусь. -2011. - №631.