Анализ страхования внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование роли страхования внешнеэкономической деятельности.
Задачи:
Исследовать теоретические основы страхования внешнеэкономической деятельности;
Проанализировать статистические данные страхования внешнеэкономической деятельности;
Предложить пути совершенствования страхования внешнеэкономической деятельности.

Содержание работы

Введение
6
1 Теоретические основы страхования внешнеэкономической деяте-льности
10
1.1 Сущность страхования внешнеэкономической деятельности
10
1.2 Виды страхования внешнеэкономической деятельности
11
1.3 Риски связанные с внешнеэкономической деятельностью
13
2 Анализ страхования внешнеэкономической деятельности
21
2.1 Структура страхования экспортных кредитов и морских грузов
21
2.2 Динамика страхования экспортных кредитов
22
2.3 Динамика страхования морских грузов
26
3 Пути совершенствования страхования внешнеэкономической деяте-льности
31
Заключение
36
Библиографический список
39
Приложение А Страховые премии за 2007 – 2011 года

Приложение Б Страховые выплаты за 2007 – 2011 года
41
42

Файлы: 1 файл

курсовая по страхованию - копия.doc

— 960.00 Кб (Скачать файл)

Темп прироста показывает, на сколько процентов изменился объём страховых премий также к базисному и предыдущему году. Полученные данные занесены в таблицу 7.

Еще одним показателем  динамики является абсолютное значение одного процента прироста, которое равно отношению абсолютного цепного прироста к цепному темпу прироста. Он показывает, сколько млн. руб. составил 1 % увеличения или уменьшения абсолютного значения. Эти данные также занесены в таблицу. Из них видно, что наибольшее абсолютное значение 1% прироста было в 2011 году – 82,2 млн. руб., а наименьшее в 2009 году – 6,0 млн. руб.

Таблица 8 –  Страховые премии и возмещения при страховании морских грузов за период 2007 – 2011 годов.

в млн. руб

Год

Страховые премии

Страховые возмещения

Финансовый  результат

1

2

3

4

2007

10915,79

809,57

10106,22

2008

15469,23

601,54

14867,69

2009

11340,49

3259,95

8080,54

2010

23453,82

8225,95

15227,87

2011

20169,15

484,91

19684,24


 

По данной таблице  можно сделать следующий вывод, что страховые премии во многом превышают страховые возмещения и это отражается в графе финансовый результат, который в 2011 году увеличился по сравнению с 2007 годом на 9578,02 млн. руб.

Наиболее наглядно  представлены  изменения страховых  премий и страховых возмещений при  страховании морских грузов на рисунке 3.

Рисунок 3 - Страховые премии и страховые возмещения при страховании морских грузов

 

Из рисунка 3 можно визуально увидеть, что страховые премии и страховые возмещения практически обратно пропорциональны. Также можно увидеть, что наибольшее число собранных страховых премий и страховых возмещений приходится на 2010 год.

 По данной  главе можно делать следующий  вывод, что в рассмотренной  структуре страхование финансовых  рисков имеет намного меньшую  долю по сравнению со страхованием грузов и очень маленькую долю в отношении с добровольным страхованием всего, что характеризует слабую развитость этого вида страхования.

Что касается динамики по страхованию экспортных кредитов, то страховые возмещения колеблются примерно на одном уровне в то время как объем страховых премий возрастает, что свидетельствует об увеличении доли рынка страхования экспортных кредитов. Страхование же грузов растет не столь стремительно, но все же имеет положительные тенденции.

В общем можно  отметить, что страхование внешнеэкономической деятельности в России слабо развито, но имеет хороший потенциал.

 

3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ   СТРАХОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКО-НОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Из выводов проведенного анализа страхования внешнеэкономической деятельности, можно понять, что доля, занимаемая в имущественном добровольном страховании страхования экспортных кредитов и морских грузов не высока. Долю надо повышать для того, чтобы в полной мере конкурировать с рынками страховых услуг других страх так как, например, по страхованию экспортных кредитов большинство российских организаций страхуются в основном в зарубежных страховых организациях. Поэтому для совершенствования рынка страховых услуг по внешнеэкономической деятельности нужны пути решения, которые предложены ниже.

Государственная финансовая поддержка экспортеров  в нашей стране осуществляется в  соответствии с разработанной и  принятой в 2003 году «Концепцией развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции  в Российской Федерации». Согласно «Концепции» деятельность по администрированию процесса предоставления государственных гарантий по экспортным кредитам (аналог государственного страхования) возложена на «Росэксимбанк» (страховой банк-агент). По сравнению со шведской практикой страхования экспортных кредитов на государственном уровне перечень услуг, предлагаемых национальным экспортерам в России, представляется слишком узким и не охватывающим многие важные для предприятий-экспортеров направления. В результате недостаточного финансирования со стороны государства, а также недоработанное большинства предлагаемых программ, данная деятельность банка-агента является мало востребованной среди российских экспортеров и кредитных организаций.

Страхование экспортных кредитов является одним из главных способов управления рисками при проведении внешнеторговых операций. Оно направлено на устранение или снижение коммерческих и политических рисков, возникающих при экспортном кредитовании. Страхование экспортных кредитов представляется необходимым финансовым механизмом, способствующим большей финансовой защищенности национальных экспортеров, что в конечном итоге благоприятно сказывается на развитии экспорта.

В большинстве  развитых стран (Великобритания, Германия, Франция, Испания, Швеция, США, Япония и т.д.) на рынке страхования экспортных кредитов действуют следующие участники-страховщики, обеспечивающие приемлемый уровень финансовой поддержки экспортеров при выходе на мировой рынок:

1 Организации,  предоставляющие страхование экспортных кредитов от имени государства.

2 Частные страховщики,  входящие в одну из страховых  групп «большой тройки» (Euler Hermes (Германия), Atradius (Королевство Нидерланды), Coface (Франция))8. Доля мелких частных страховщиков в общем объеме рынка страхования экспортных кредитов крайне незначительна.

Развитие государственного страхования экспортных кредитов в  нашей стране невозможно без дополнительной проработки ряда вопросов, возникающих  в процессе реализации разработанной  «Концепции», а также применения опыта развитых стран с учетом российской специфики. Для развития финансовой поддержки российских экспортеров в форме страхования экспортных кредитов на уровне государства должны быть более детально проработаны следующие направления:

  1. создание специализированной страховой организации, занимающейся страхованием экспортных кредитов на уровне государства;
  2. изменение основных принципов работы существующей гарантийно-страховой системы (организация работы на коммерческой основе);
  3. разработка более широкого спектра страховых продуктов по государственному страхованию экспортных кредитов, что облегчит доступ к таким услугам различных групп национальных экспортеров и банков.

Применение  на практике результатов теоретических  исследований в области финансовой поддержки экспорта с помощью страхования экспортных кредитов, а также использование практического опыта развитых стран с учетом российской специфики, будет способствовать наиболее гармоничному развитию экспортноориентированных отраслей промышленности нашей страны9.

Морское страхование занимает важное место в системе международных страховых отношений.

Россия исторически  являлась морской державой, однако в настоящее время состояние  отечественного флота не соответствует  современным требованиям. Средний  возраст судов, зарегистрированных под российским флагом, составляет 24,7 года, в то время как возраст мирового флота на 2008 г. составил 11,8 года10. На фоне растущего объема контейнерных грузов быстрыми темпами растет доля специализированных судов для их перевозки. В структуре отечественного флота только 2% судов способны перевозить контейнеры (. В то время как для России контейнерные грузопотоки имеют особое значение, поскольку она лежит на пересечении торговых путей, соединяющих Европу и Азию, где формируются глобальные центры производства и потребления.

В мировом транспортном флоте наблюдается тенденция  к увеличению размера судов, что  позволяет снижать издержки на единицу  груза. Однако транспортный флот России представлен в основном маломерными  и средне размерными судами. В то же время отсутствуют судостроительные мощности для производства крупнотоннажного флота.

Относительно  небольшая доля отечественного рынка  морского страхования объясняется  несколькими факторами, основными  из которых являются низкий уровень  развития данной отрасли страхования и неудовлетворительное состояние российского флота:

  • недостаточное развитие портовых мощностей не позволяет в полной мере обеспечивать грузооборот, снижает производительность терминалов;
  • высокие портовые тарифы и сборы делают заход в российские порты малопривлекательным.

Для совершенствования  системы морского страхования необходимо:

  • строительство современных портов - суперхабов; 
  • внедрение новейших информационных технологий с целью оптимизации работы; 
  • развитие транспортно-логистических цепей, позволяющих обеспечивать мультимодальные (транспортировка грузов по одному договору, но выполненная по меньшей мере двумя видами транспорта) перевозки.

Специфика морского страхования грузоперевозок заключается  в его ориентированности на внешнеэкономическую деятельность. Поэтому предлагаемый страховой продукт должен быть адаптирован как под отечественное законодательство, так и под международную правоприменительную практику. Морское страхование не обладает достаточно разработанной нормативной и правовой базой, что затрудняет деятельность страховщиков и решение возникающих споров между страховыми компаниями, страхователями или выгодоприобретателями и третьей стороной, виновной в ущербе.

 В третьем  разделе рассмотрены некоторые  проблемы и несколько путей их совершенствования в страховании внешнеэкономической деятельности, а именно по страхованию экспортных кредитов и страхованию морских грузов. В страховании внешнеэкономической деятельности выделено множество видов страхования, такие как страхование туристов, страхование посольств, морское страхование судов и так далее. Но в данной курсовой были рассмотрены страхование морских грузов и страхование экспортных кредитов.

В общем для  того чтобы развивать страхование  экспортных кредитов и грузов следует  сперва развивать в России специализированные компании по страхованию экспортных кредитов и увеличивать морской грузооборот, используя предложенные в данной главе решения проблем.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, цель курсовой работы была достигнута путем следующей задачи, исследованием теоретических основ страхования внешнеэкономической деятельности. В которой были даны понятия страхованию, понятие внешнеэкономической деятельности. Так же выделены особенности страхования внешнеэкономической деятельности, такие как специфические формы и виды страхования; особые виды рисков; базирование на международном законодательстве; страхование и выплата страхового возмещения в иностранной валюте; широкое использование системы перестрахования; соответствующая инфраструктура и др. Выделены формы страхования – это личное страхование, имущественное страхование и страхование ответственности. К видам ВЭД относится: внешнеторговая деятельность; посредническая деятельность, связанная с обеспечением и ведением ВЭД; международное инвестиционное сотрудничество; финансовые и кредитные валютные операции; производственная международная кооперация; международное разделение труда. Так же как и в любом другом страховании в страховании внешнеэкономической деятельности есть риски и их классификация представлена на рисунке 1. Так же выделены группы методов, направленных на уменьшение возможных убытков, вызываемых рисками.

Следующей задачей  после теоретических аспектов был  анализ статистических данных страхования  внешнеэкономической деятельности, на примерах страхования экспортных кредитов и морских грузов. По данной главе был сделан следующий вывод:  в рассмотренной структуре страхование экспортных кредитов имеет намного меньшую долю по сравнению со страхованием грузов и очень маленькую долю в отношении с добровольным страхованием всего, что характеризует слабую развитость этого вида страхования.

Что касается динамики по страхованию экспортных кредитов, то страховые возмещения колеблются примерно на одном уровне в то время  как объем страховых премий возрастает, что свидетельствует об увеличении доли рынка страхования экспортных кредитов. Страхование же грузов растет не столь стремительно, но все же имеет положительные тенденции.

И последней  задачей было предложить пути в совершенствовании  страхования внешнеэкономической деятельности, которые заключаются в следующем.

В форме страхования экспортных кредитов на уровне государства должны быть более детально проработаны следующие направления:

  • создание специализированной страховой организации, занимающейся страхованием экспортных кредитов на уровне государства;
  • изменение основных принципов работы существующей гарантийно-страховой системы (организация работы на коммерческой основе);
  • разработка более широкого спектра страховых продуктов по государственному страхованию экспортных кредитов, что облегчит доступ к таким услугам различных групп национальных экспортеров и банков.

Информация о работе Анализ страхования внешнеэкономической деятельности