Автотранспортное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование автотранспортного страхования.
Задачи работы:
– изучить сущность автотранспортного страхования:
– провести анализ рынка автострахования в России;
– изучить мероприятия по совершенствованию автострахования в России.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность автотранспортного страхования 5
1.1. История развития автотранспортного страхования 5
1.2. Понятие и сущность автотранспортного страхования 7
1.3. Законодательные основы страхования автотранспортных средств 10
2. Анализ рынка автотранспортного страхования в России 14
3. Проблемы и перспективы автотранспортного страхования 29
3.1. Страхование автогражданской ответственности в странах Восточной Европы 29
3.2. Перспективы развития страхования автотранспортных средств в России 31
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

Автострахование 35 ИГЭА.doc

— 668.50 Кб (Скачать файл)

*Источник: Годовой отчет ГИБДД

 

Второе место по числу ДТП  занимает Санкт-Петербург, где снижения этого показателя не предполагается. Наоборот, рост количества выдаваемых прав на вождение, а также незначительный объем строительства автодорог  будут и далее способствовать увеличению числа ДТП.

3. Быстрая помощь на месте  происшествия оказывает решающее влияние на размер ущерба вследствие причинения вреда жизни и здоровью людей. Жизнь или смерть, выздоровление или инвалидность — всё зависит от этого. Международные исследования показывают, что решающее значение имеет тот факт, как скоро прибудет карета скорой помощи,; существенным является также уровень её технического оснащения и укомплектованность персоналом. По сравнению с многими европейскими странами ситуация в России выглядит очень тревожной, так как именно оказанию медицинской помощи при ДТП длительное время уделялось мало внимания. Отсутствует закрепление за клиниками экстренной медицинской помощи территорий города.

4. Качество и эффективность правовой  системы по защите от неправомерных требований и взыскания регрессных требований. Очень важно, чтобы отклонялись неправомерные претензии якобы «пострадавших». Они, и это является преимуществом страхования ответственности, отклоняются страховщиком, а не страхователем. Страхование ответственности выступает, таким образом, как страхование судебных расходов и обеспечивает лучшую правовую защищённость в рамках всей компании.

Рынок страхования ОСАГО  в России в последние годы показывает стабильные результаты, однако говорить о том, что все проблемы этой отрасли преодолены – пока преждевременно.

Рис. 2.1. Прирост договоров, страховых премий и выплат по ОСАГО [52]

 

По итогам работы страховщиков ОСАГО в России за 2010 год число  заключенных договоров составило 37,1 миллион, что на 5,3% больше показателя 2009 года. Совокупный объем собранной страховой премии за 2010 год составил 92,6 (млрд. руб.), что на 7,7% больше 2009 года. Страховые выплаты составили 53,8 млрд. руб., что на 10,7% больше, веем в прошлом году.

 

Рис. 2.2. Страховые премии и выплаты по ОСАГО[55]

 

Страховщикам заявлено 2,35 млн.страховых случаев (+14% к уровню прошлого года), урегулировано 2,29 млн.страховых  случаев (+17% к 2009 г.).

Рис. 2.3. Число потерпевших, получивших возмещение, и объем выплат по ОСАГО

Ключевыми направлениями  деятельности Российского Союза  Автостраховщиков, как профессионального объединения участников российского рынка ОСАГО, в 2010 году были следующие:

  1. Реализация системы прямого возмещения убытков (ПВУ).
  2. Нормотворчество в сфере автострахования, в том числе :
    • Разработка предложений по изменению законодательства;
    • Совершенствование правил профессиональной деятельности;
    • Подготовка предложений по изменению страховых тарифов.
  3. Добровольная аккредитация экспертов-техников;
  4. Работа с обращениями граждан.
  5. Урегулирование взаимной задолженности членов Союза по требованиям «КАСКО-ОСАГО».
  6. Осуществление компенсационных выплат.
  7. Взыскание денежных средств по задолженности членов РСА.
  8. Совершенствование информационных технологий.
  9. Реализация проектов в области безопасности дорожного движения.
  10. Участие в международной системе «Зеленая карта».

В рамках системы ПВУ  за 2010 г. было урегулировано 16,4% убытков  от общего количества убытков по ОСАГО, выплачено 7,2 млрд. руб. Необходимо отметить, что по убыткам, урегулированным в рамках прямого возмещения, наблюдается меньшее количество жалоб клиентов, поступающих в РСА. Если по полисам ОСАГО, урегулированных традиционным путем, отношение количества жалоб к количеству урегулированных убытков составило 0,49%; то аналогичный показатель по ПВУ – более чем в 2 раза меньше (только 0,23%). Из чего можно сделать вывод, что ПВУ отвечает своим задачам, то есть способствует повышению уровня клиентского сервиса.

Что касается жалоб и  обращений граждан по ОСАГО в целом, общую картину можно посмотреть на диаграмме 4.

Рис. 2.4. Количество жалоб  и обращений граждан в РСА[52]

В рамках работы по добровольной аккредитации экспертов-техников при  РСА в 2010 году было рассмотрено 118 заявлений, представленных экспертами-техниками на аккредитацию. 65 экспертов-техников аккредитовано при РСА, в т.ч. продлена аккредитация при РСА (сроком на 3 года) 33 экспертам-техникам. Отказано в аккредитации – 53 экспертам-техникам.

Рис. 2.5. Число страховщиков-членов РСА, у которых отозваны лицензии[53]

Приступила к работе созданная 1 июля 2010 года Комиссия по урегулированию требований КАСКО-ОСАГО. За менее чем годичный период своей деятельности Комиссия провела 18 заседаний, в ходе которых было рассмотрено 78 вопросов, связанных с неисполнением Правил КАСКО-ОСАГО.

Рис. 2.6. Осуществление  компенсационных выплат РСА за 2004-2010 гг. [52]

Размер взаимной задолженности  по требованиям КАСКО-ОСАГО членов РСА снизился на 24%. Если по состоянию  на 30.06.2010 г. он составлял 5,55 млрд. руб., то по состоянию на 31.03.2011 г. он снизился до 4,21 млрд. руб.

Продолжается активная деятельность по осуществлению компенсационных выплат из фондов РСА. Совокупный размер компенсационных выплат достиг 9,5 млрд. руб., количество рассмотренных требований – 233,9 тыс., средний размер компенсационной выплаты – 42,3 тыс. руб.

Общее количество страховщиков ОСАГО, у которых отозвана лицензия, к настоящему времени достигло 54.

 

 

 

Рис. 2.7. Динамика заключенных  договоров и страховых случаев 2009-2010[53]

Успешно продолжается работа российских страховщиков в Международной системе «Зеленая карта». Количество выданных ими полисов в декабре 2010 года превысило 200 тысяч.

Автострахование – самый  крупный сектор российского открытого  рынка страхования. В 2009 г. автострахование обеспечило около 65% всех страховых сборов на открытом рынке – порядка $2,9 млрд. из $4,5 млрд. Для сравнения, в странах Центральной и Восточной Европы доля автострахования в общих страховых сборах не превышает 45-50%, Западной Европы и США – 10-20%.

Последние 3-4 года автострахование  обеспечивает порядка 80% всего прироста страховых премий в России. Из общего прироста реальных страховых сборов по сравнению с 2009 г. – $2,8 млрд. –  на долю автострахования пришлось порядка $2,3 млрд.

Это наиболее быстрорастущий вид страхования. С 2009 г. по 2010 г. его  сборы выросли почти в 5 раз  – с $0,6 млрд. до $2,9 млрд., что соответствует  среднегодовому темпу прироста 123%. За этот же период реальные сборы по страхованию имущества в среднем росли на 21% в год, по страхованию жизни – на 48%, по прочим видам страхования – на 18%. Ключевую роль в быстром росте автострахования сыграло введение ОСАГО в 2003 г. Однако и без учета сборов по „автогражданке“ добровольное автострахование росло на 45-50% в год (см. рис. 2.8).

 

Рис. 2.8. Темпы роста  основных видов страхования в 2009-2010 гг.

Источники: ВСС, ФССН, экспертные интервью, PPG

 

В ближайшие 5-6 лет рост рынка автострахования продолжится, хотя и более медленными темпами. Среднегодовой рост рынка может составить как минимум 17%, а общие сборы по автострахованию на конец этого периода могут достичь порядка $7,6 млрд.

При этом основной движущей силой, обеспечивающей рост сборов по автострахованию до 2012 г., будет развитие добровольного автострахования. ОСАГО уже практически достигло «точки насыщения», т.к. на конец 2009 г., по различным оценкам, было застраховано порядка 80-90% автомобилей (и практически 100% автомобилей стоимостью свыше $10 тыс.). В 2005-2010 гг., как видно из рисунка 2, ожидается роста сборов по добровольному автострахованию в среднем на 26% в год, по ОСАГО – на 7% в год.

Основные факторы, определяющие динамику автострахования, по мнению экспертов  – доля застраховавшихся автомобилистов, а также рост и структура автопарка.

В отличие от ОСАГО в отношении добровольного автострахования специалисты отмечают существенный потенциал увеличения доли застрахованных. Рост количества автомобилей и качественное улучшение автопарка окажут положительный эффект на развитие и добровольного автострахования, и ОСАГО.

 

Рис. 2.9. Динамика российского  рынка автострахования в 2004-2010 гг.

Источники: экспертные интервью, PPG

Средний страховой тариф  по „каско“ в 2010 г. составит $810 против $710 в 2004 г., по ОСАГО – сохранится на уровне $65

Доля автомобилей, застрахованных одновременно и по „каско“, и по ОСАГО, вырастет с 5-7% сегодня до 14-16% в 2010 г.

Количество легковых автомобилей в течение последних 4-5 лет стабильно росло на 5-6% в  год. Общая стоимость легкового  парка по сравнению с количеством автомобилей росла опережающими темпами, на уровне 20-25% в год, и к началу 2005 г. составила порядка $100-120 млрд. при средней стоимости автомобиля порядка $4-5 тыс. Быстрый рост связан,

во-первых, с постоянным увеличением цен на отечественные  и импортные автомобили и, во-вторых, с существенным перераспределением структуры спроса в сторону более дорогих автомобилей и иномарок (см. рис. 2.10).

Рис. 2.10. Динамика парка  легковых автомобилей в 2004-2010 гг.

Источники: Федеральная  служба государственной статистики

При этом по уровню обеспеченности населения автотранспортом Россия по-прежнему существенно отстает  от развитых стран: к 2010 г. на 1 тыс. жителей  в России приходилось всего лишь 170-175 легковых автомобилей.

В Западной Европе и США  этот показатель находится на уровне 500-750. Учитывая совершенно иной масштаб расстояний в России по сравнению с Западной Европой, можно говорить об огромном неудовлетворенном спросе на автомобили (см. рис. 2.11).

 

Рис. 2.11. Количество автомобилей  на 1 тысячу человек населения

Источники: Федеральная  служба государственной статистики

При реализации макроэкономического  прогноза, предусматривающего рост доходов  населения на уровне 4-8% в год, тренд  увеличения легкового авто-парка  в ближайшие 5-6 лет, скорее всего, сохранится.

К 2010 г. количество легковых автомобилей в России может достигнуть 34 млн. шт. (см. рис.5), и она сможет догнать по уровню обеспеченности автомобилями Латвию и Хорватию сегодня

Если укрепление «страховой культуры» в России будет происходить  такими же темпами, как и в других развивающихся странах, то уже к 2010 г. доля застрахованных автомобилей может составить не менее 14-16% против 5-7% в 2004 г.

 

Рис. 2.12. Динамика парка  грузовых автомобилей России в 2004-2010 гг.

Источники: Федеральная  служба государственной статистики

Дополнительный импульс  укреплению „страховой культуры“  и росту доли застрахованных в  целом может обеспечить развитие института автокредитования.

Таким образом, к 2010 г. доля «кредитных» автомобилей может  возрасти до 45-50% от продаваемых новых автомобилей – как минимум 1-1,1 млн. машин в год (см. рис. 2.13)

 

Рис. 2.13. Динамика доли новых  автомобилей, приобретенных в кредит в 2004-2010 гг.

Источнки: РБК, Ernst&Young

Системные ошибки рынка  автострахования, закладывавшиеся  в период благоденствия, в 2009 году стали причинами кризиса на этом рынке.

Ошибка первая – ориентация на вмененное страхование. Рост рынка  автострахования был вызван бумом  кредитования. При этом добровольный сегмент рынка автострахования  практически не развивался. В результате рынок стал характеризоваться низким качеством сервиса, отсутствием специфических страховых продуктов, ориентированных на потребности отдельных категорий потребителей, низким уровень профессиональной подготовки сотрудников страховых компаний.

Ошибка вторая – непозволительно  близкий горизонт планирования. Значительная часть рыночных игроков решала исключительно  краткосрочные задачи – привлечение  как можно большего числа клиентов за счет демпинга и запредельных комиссий страховым посредникам. Тарифы сознательно устанавливались ниже статистически обоснованного уровня. Такая модель бизнеса близка к классическому варианту финансовой пирамиды, при котором выплаты старым клиентам осуществляются за счет взносов, полученных от новых, привлеченных низкой ценой полиса.

Последствие первое –  рынок автострахования в наибольшей степени пострадает от кризиса. По прогнозам  «Эксперт РА» в результате резкого  сжатия рынка кредитования, объем  рынка автострахования в 2009 году по сравнению с 2008 годом упал на 25% или на 44 млрд. рублей. Те, кто страховал свои автомобили в рамках вмененного страхования, с выплатой кредитов откажутся от услуг страховых компаний. Справиться с падением взносов страховщики смогут только повернувшись лицом к клиенту, ориентируясь на более качественный добровольный спрос.

Информация о работе Автотранспортное страхование