Добровольное медицинское страхование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 10:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть особенности, преимущества и недостатки, перспективы развития добровольного медицинского страхования в России.
Задачи работы:
рассмотреть теоретические аспекты формирования медицинского страхования;
провести анализ современного положения добровольного медицинского страхования в России и экономическую оценку;
рассмотреть развитие и перспективы ДМС в России.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования медицинского страхования 5
1.1. Развитие медицинского страхования в России 5
1.2 Добровольное медицинское страхование 9
Глава 2. Анализ современного положения добровольного медицинского страхования в России и экономическая оценка 19
2.1.Предпосылки возникновения ДМС в России 19
2.2. Динамика развития рынка ДМС 22
Глава 3. Развитие и перспективы ДМС в России 34
3.1.Основания развития ДМС в России 34
3.2.Развитие ДМС 36
Заключение 41
Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

курсовая по ДМС.doc

— 533.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

3.2.Развитие  ДМС

 

Одна из основных предпосылок  активного развития ДМС - плачевное  состояние государственной, формально бесплатной медицины, финансирование которой осуществляется через систему обязательного медицинского страхования. По мнению большинства специалистов, существующая система финансирования здравоохранения уже давно доказала свою несостоятельность, а основные принципы ОМС так и не заработали. По-прежнему граждане не могут выбрать страховую компанию и медицинское учреждение, в котором они хотели бы получать медицинскую помощь, действует разделение застрахованных по территориальному признаку, а о защите их прав никто и не вспоминает. Поэтому неудивительно, что люди, желающие получать качественную медицинскую помощь и имеющие для этого хотя бы минимальные возможности, предпочитают платные услуги. Один из распространенных вариантов получения платной медицинской помощи - непосредственная оплата лечения по факту оказания услуг. Однако добровольное медицинское страхование более выгодно за счет рисковой составляющей, позволяющей избежать непредвиденных расходов, и, что столь же важно, благодаря контролю качества лечения и объема оказанных услуг со стороны страховой компании.

Добровольное медицинское  страхование востребовано, в основном, корпоративными клиентами. На них приходится около 90% взносов, собранных по программам ДМС. Объяснений несколько. С одной стороны, это рост социальной ответственности бизнеса, когда страхование сотрудников становится неотъемлемой частью компенсационного пакета во все большем числе компаний. При этом программы ДМС на многих предприятиях, особенно в высокотехнологичных отраслях, рассматриваются уже не только как способ материального стимулирования сотрудников, но и как важный инструмент повышения эффективности бизнеса за счет улучшения здоровья персонала. С другой стороны, гражданам нередко куда проще обращаться в лечебное учреждение напрямую, минуя страховую компанию. Ведь, в отличие от фирм, которые имеют налоговые льготы при использовании программ ДМС, частные лица таких льгот не получают.

Самим страховым компаниям  тоже проще работать с корпоративными клиентами, так как при страховании  больших коллективов риски равномерно распределяются среди всех сотрудников, соответственно, отпадает необходимость проведения обследования и оценки рисков по каждому застрахованному. Кроме того, при ДМС физических лиц происходит антиселекция (ухудшающий отбор) рисков, при котором за полисами обращаются преимущественно люди, которые уже знают, что в ближайшем будущем им придется воспользоваться медицинскими услугами. Все это значительно повышает стоимость полисов ДМС физических лиц, и делает их менее привлекательными по сравнению с корпоративным страхованием.

Перспективы развития частного ДМС позитивны, но вряд ли это вопрос ближайшего будущего. Для того, чтобы оно стало по-настоящему массовым видом страхования, должны произойти значительные изменения как в уровне благосостояния людей, так и в их психологии.

Государство в последнее  время уделяет серьезное внимание совершенствованию системы здравоохранения - национальный проект "Здоровье" объявлен в качестве одного из приоритетных направлений развития страны на ближайшую перспективу. Но возникает вопрос, в какой мере его реализация затронет рыночный механизм финансирования отрасли - добровольное медицинское страхование?

Большинство опрошенных "Экспертом" специалистов считает, что нацпроект "Здоровье" никак не отразится на рынке ДМС, в особенности - на корпоративном страховании. Причины в том, что основная проблема действующей системы обязательного медицинского страхования (которая и побуждает страхователей приобретать полисы ДМС) - нехватка узких специалистов и очереди в районных поликлиниках - проектом "Здоровье" вряд ли будет решена. Проект "Здоровье" можно рассматривать как инвестиционный, призванный значительно улучшить здоровье нации. Впрочем, единовременное финансирование без дальнейшей поддержки не сможет решить проблем, сложившихся в здравоохранении.

Позитивное влияние  национального проекта на развитие добровольного медицинского страхования будет заключаться в повышении качества медицинских услуг, в том числе и оказываемых по программам ДМС. Часто недостаточное оснащение лечебных учреждений, прежде всего в регионах, является препятствием для развития добровольного медицинского страхования.

Опыт развитых стран  доказывает, что именно добровольное медицинское страхование - наиболее эффективный механизм финансирования медицины. Тем не менее, развитие ДМС в нашей стране, несмотря на большой потенциал его востребованности, наталкивается на преграды.

Важнейшим сдерживающим фактором являются низкие доходы значительной части населения и запаздывание формирования среднего класса, приводящие к дефициту массового спроса на коммерческое медицинское страхование. Возможным вариантом решения данной проблемы в перспективе могли бы стать субсидии государства малоимущим гражданам для использования ими программ ДМС. В таком случае страховые компании могли бы стать мощным инструментом финансирования здравоохранения за счет создания собственной инфраструктуры или инвестиций в существующие лечебные учреждения.

Часто развитию ДМС препятствуют и сами лечебные учреждения. Низкая конкуренция на рынке приводит к росту цен на медицинское обслуживание, при этом медучреждений, способных полноценно обслуживать такого рода программы, постоянно не хватает. Во многих, даже больших, городах существуют лишь несколько больниц или поликлиник, с которыми страховщики могли бы работать. Важной проблемой остается и распространенность "серой" медицины, препятствующей повышению культуры получения платных медицинских услуг.

Наконец, ограничивает масштабы сотрудничества страховых компаний и лечебных учреждений и конфликт интересов, связанный со стремлением  медиков завысить стоимость и количество оказанных услуг. Страховщики отмечают, что медицинские учреждения иногда повышают цены несколько раз в год, из-за чего страховые компании вынуждены брать на себя дополнительные расходы, так как договоры со страхователями заключаются без учета повышения цен. При этом, по свидетельству многих страховщиков, качество лечения не улучшается, а иногда даже, наоборот, наблюдается явный регресс. Более того, желающих застраховаться по ДМС стало так много, что ряд клиник отказывается работать со страховыми компаниями, предпочитая осуществлять расчеты с пациентами напрямую, считая, видимо, контроль со стороны страховщиков слишком обременительным.

Наиболее критичный  среди факторов, тормозящих развитие рынка добровольного медицинского страхования - фактор легитимности, иными словами, проблемы с налоговым законодательством в этой сфере. По закону отчисления на ДМС, которые можно относить на себестоимость, не должны превышать 3% от фонда оплаты труда предприятия. При этом в социальных пакетах крупных зарубежных компаний до 40% затрат на персонал относится к непрямым денежным выплатам, включающим и медицинское страхование, и пенсионный план, и страхование жизни.

Одним из наиболее действенных  механизмов стимулирования развития ДМС  могло бы стать увеличение размера вычета из налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль на сумму страховых взносов, уплаченных по договорам ДМС. Также среди перспективных инструментов налогового стимулирования специалисты отмечают освобождение от налогообложения средств, направляемых страховыми организациями на формирование резерва предупредительных мероприятий по ДМС, и освобождение от налогообложения доходов, полученных гражданами в виде оплаты страховой компанией санаторно-курортных путевок. В то время как решение многих проблем, сдерживающих развитие ДМС, - вопрос длительного времени, приведение налогового законодательства в сфере медицинского страхования в соответствие с современными потребностями экономики позволило бы дать значительный импульс развитию ДМС в очень короткие сроки.

 

Заключение

 

Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам, при возникновении страхового случая, получение медицинской помощи за счет накопленных средств, и финансировать профилактические мероприятия.

Медицинское страхование осуществляется в двух формах: обязательное (ОМС) и добровольное (ДМС).

Обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС.

Добровольное медицинское страхование (ДМС) осуществляется на основе программ ДМС и обеспечивает застрахованным гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг, сверх установленных программами ОМС.

В России ДМС осуществляется в соответствии с требованиями главы 48 Гражданского кодекса РФ, Закона РФ от 19.12.2003 г. №172-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ» и Закона РФ от 28.06.1991 г. №1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ». Рынок добровольного медицинского страхования уже, который год показывает высокие темпы роста по собранным страховым премиям. Средневзвешенный уровень роста страховых взносов в 2011 году по сравнению с 2010 годом у первых 20 компаний отрасли составил 26,15%. Данный показатель для первого полугодия 2012 года по отношению к 1 полугодию 2011 года составил 49,37%. Хотя сравнивать эти показатели не вполне корректно, возможно сделать вывод о резком ускорении роста рынка ДМС в первом полугодии 2012года. В условиях значительного расширения рынка нарастает и конкуренция между его участниками. В частности, компания МАКС стремительно теряет свои позиции на рынке ДМС (3-е место в рейтинге крупнейших компаний отрасли в 2010 году, 4 место - в 2011 году, 9 место - в 1-ой половине 2012 года).

Рост полученных премий компаний ЖАСО и "КапиталЪ" ниже среднерыночных, что может в скором времени привести к существенному сокращению их рыночной доли. В то же время такие компании, как РОСНО, "Ингосстрах" активно развиваются и увеличивают рыночные доли. Внутри второй десятки крупнейших страховщиков ДМС в 2011 году произошли небольшие перестановки, в топ-20 прочно вошла страховая компания "Согласие". Стабильно развиваются "Ренессанс страхование", Страховой дом ВСК, "АльфаСтрахование", "Спасские ворота", в то время как динамика взносов по ДМС у компаний "Энергогарант", "Россия", "Сургутнефтегаз" неустойчива.

Одним из наиболее действенных  механизмов стимулирования развития ДМС могло бы стать увеличение размера вычета из налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль на сумму страховых взносов, уплаченных по договорам ДМС. Также среди перспективных инструментов налогового стимулирования специалисты отмечают освобождение от налогообложения средств, направляемых страховыми организациями на формирование резерва предупредительных мероприятий по ДМС, и освобождение от налогообложения доходов, полученных гражданами в виде оплаты страховой компанией санаторно-курортных путевок. В то время как решение многих проблем, сдерживающих развитие ДМС, - вопрос длительного времени, приведение налогового законодательства в сфере медицинского страхования в соответствие с современными потребностями экономики позволило бы дать значительный импульс развитию ДМС в очень короткие сроки.

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 17.07.2009, с изм. от 18.07.2011).
  3. Федеральный закон от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ред. 29.10.2011)
  4. Авилов О.В. Возможные перспективы развития добровольного медицинского страхования // Страховое дело. - 2011. - N 5. - С.25-27.
  5. Архипов А.П. О совершенствовании системы обязательного медицинского страхования // Финансы. - 2012. - N 9. - С.41-46.
  6. Беликова О. Медицина в базовой комплектации / О.Беликова, О.Хохлов // Коммерсантъ-Деньги. - 2011. - N 11. - С.47-51.
  7. Брызгалова, Е. Кому выгодно ДМС/Вестник медицинских услуг. – № 12. – 2011. – С.5-11.
  8. Верховцев А.В. Государственное социальное страхование. – М.: ЮНИТИ, 2011. – 125 с.
  9. Гинзбург А.И. Страхование. – М.: ИНФРА, 2011. – 145 с.
  10. Гвозденко А.А. Основы страхования. – М.: Эксмо, 2011. – 530 с.
  11. Гаголина М. О реализации Закона "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" // Страховое дело. - 2011. - N 8. - С.20-24.
  12. Гришин В.В. Медицинские накопительные счета - путь к эффективному здравоохранению // Нац. проекты. - 2011. - N 3. - С.36-40.
  13. Добровольное медицинское страхование. Кому это нужно // Новосиб. новости. - 2011. - С.8.
  14. Дрошнев В.В. Развитие обязательного медицинского страхования в России: история и современность // Страховое дело. - 2012. - N 2. - С.57-64.
  15. Дрошнев В.В. Трансформация механизма финансового взаимодействия элементов ОМС // Страховое дело. - 2011. - N 3. - С.15-25.
  16. Кому выгодно обязательное медицинское страхование // Деловая жизнь. – 2011. - N 7. - С.17-18.
  17. Кузьменко М.М. и соавторы Здравоохранение в условиях рыночной экономики/Под ред. Э.А.Нечаева, Е.Н. Жильцова – М.: Медицина, 2011. - с.187.
  18. Медицинское страхование в Германии // Страховое дело. - 2011. - N 4. - С.27-32.
  19. Мелянченко Н. Российская система обязательного медицинского страхования: иллюзии и реальность // Деловая жизнь. - 2010. - N 3-4. - С.25-36.
  20. Модели системы обязательного медицинского страхования / В.В.Грицин, В.Г.Бугова, А.А.Резников, Н.Г.Ананьева // Финансы. - 2011. - N 3. - С.39-44.
  21. Моисеенко А. Богатые беспризорники // Финанс. - 2010. - N 38. - С.28-29.
  22. Моисеенко А. Неуправляемая медицина // Фин. Россия. - 2012. - 8-15 мая. - С.6. - (Страхование).
  23. Обязательное медицинское страхование в цифрах // Мед. газета. - 2010. - 17 октября. - С.8-9.
  24. Резников А.А. Развитие системы ДМС на государственном уровне // Страховое дело. - 2011. - N 12. - С.34-36.
  25. Финансовые инновации: Медицинское страхование / отв. ред. М.В. Лычагин, А.В.Решетников, В.И.Суслов. - Новосибирск, 2011. - 294с
  26. Хмельник Ю.Г. Добровольное медицинское страхование как составляющая компенсационного пакета современной организации // Актуал. пробл. совр. науки. - 2011. - N 6. - С.56-59.
  27. Чеботарева В. Треугольник здоровья // Деловые люди. - 2009. - N 106. - С.46-47.
  28. Четыркин Е. Медицинское страхование на Западе и в России // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2011. - N 12. - С.93-98.
  29. Шведова Н.А. Страховая медицина и охрана здоровья матери и ребенка: Опыт США // США: экономика, политика, идеология. - 2008. - N 12. - С.84-108.
  30. Юрченко Л.А. Медицинское страхование как фактор социальной стабильности // Финансы. - 2011. - N 12. - С.53-55.
  31. Юрченко Л.А. Пробл<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 14pt; text-decoration:

Информация о работе Добровольное медицинское страхование в России