Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 13:09, статья
Статья посвящена исследованию механизма формирования федерального фонда социального страхования. В статье проведен анализ формирования и использования средств фонда за 2013-2014г.г.На основе проведенного анализа выделены основные проблемы его формирования и обоснована необходимость реформирования действующего механизма.
С 1 января 2015 года проиндексированы пособия по материнству и детству, в том числе единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет. С учетом уровня инфляции их размер увеличился на 5 %. Это изменение утверждено Федеральным законом от 02.12.2014 г. № 349-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Так, единовременное пособие при рождении ребенка увеличится до 13741,99 руб., минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет для работающих граждан – 2 576,63 руб., а за вторым и последующими – 5 153,24 руб. Если женщина встанет на учет в женскую консультацию в ранние сроки – до 12 недель, ей будет выплачено единовременное пособие в сумме 515,33 руб.[9]
Кроме того, с 1 января финансирование выплат пособий при рождении ребенка и пособий по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке, будет осуществляться не в виде межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования, а в виде субвенций, предоставляемых из федерального бюджета, регионам. Стоит отметить, что эти изменения никак не повлияют на порядок получения пособий указанной группой граждан.
Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) и Агентство стратегических инициатив (АСИ) провели форсайт-семинар «Социальное страхование 2030». Участники мероприятия - депутаты Государственной Думы ФС РФ, члены Совета Федерации ФС РФ, инноваторы, разработчики технических средств реабилитации, общественные организации, эксперты экономисты, а также лица с ограниченными возможностями обсудили варианты развития сферы социального страхования до 2030 года. Форсайт проводился по методике RapidForesight, разработанной в АСИ.
Форсайт-сессия проводилась в трех группах: «социально-экономическое развитие», «кадры» и «инновации и технологии». Группы должны были определиться в наиболее важных для отрасли социального страхования трендах, связанных с ними вызовах и угрозах, возможных новых форматах, в которых выделенные тренды будут реализовываться.
В связи с этими, а также более специфическими трендами, такими как геймификация жизни, развитие технологий превентивной медицины, появление новых форматов в подготовке кадров, участники сессии увидели необходимость пересмотра в среднем и дальнем горизонте функций социального страхования. Например, неизбежное пересечение функций различных бюджетных фондов в части поощрения здорового образа жизни, расширения профилактики, переопределения специфики трудовых возрастов. Отмечена была также необходимость создания гибкой системы, которая динамично подстраивалась бы под изменение социальных норм. В связи с этим группы наметили проекты, важные как для переформатирования функций ФСС, так и для усиления идентификации отрасли, развития образовательных проектов в области социального страхования.
Исходя из всего выше изложенного, необходимо отметить, что действующая в России система социального страхования по большей мере схожа с социальной помощью, чем страхованием. Проблема заключается в том, что мы имеем достаточно высокие страховые нагрузки на работодателей, но при этом получаем мизерные выплаты, которые просто нельзя сопоставить с размеров вносимых средств. В целом же, судить об эффективности или неэффективности страховой деятельности мы можем только по тому, на сколько хорошо достигаются поставленные цели. Когда нужно определить количественную оценку эффективности следует использовать комплекс всех объектов страхования, которые могут подвергаться рискам, а главное учитывать уровень страхового обеспечения по отдельному объекту.
Существует также проблема с нормативным обеспечением страхования, потому что в законах и других нормативно-правовых актах мы видим некоторые просчеты и недостатки. Это приводит к тому, что при возникновении проблем с финансированием или не достаточным количеством денег в фондах, государство начинает искать решение проблем в сокращении расходной части или в поиске дополнительных средств, но это лишь решение последствий, которые возникли, а саму проблему так решить нельзя.
Для этого нужно провести полное реформирование законодательной основы страхования, чтоб оно в большей степени соответствовало существующему ходу жизни. Также необходимо разработать систему реформирования социального и медицинского страхования. Создание более жесткого контроля за деятельностью фондов социального страхования и программы финансового обеспечения каждого из отраслей социального страхования.
Литература:
Информация о работе Фонд социального страхования Российской Федерации, его формирование