Государственное управление в сфере страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 22:37, доклад

Описание работы

Государственное управление в сфере страхования представляет собой воздействие государства, в первую очередь его органов исполнительной власти на участников страховых обязательств. Осуществляется оно по нескольким направлениям:
а) прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов;
б) законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынка;
в) государственный надзор за страховой деятельностью;
г) защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.

Файлы: 1 файл

Государственное управление в сфере страхования представляет собой воздействие государства.docx

— 30.33 Кб (Скачать файл)

Государственное управление в сфере страхования  представляет собой воздействие  государства, в первую очередь его  органов исполнительной власти на участников страховых обязательств. Осуществляется оно по нескольким направлениям: 
а) прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов; 
б) законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынка; 
в) государственный надзор за страховой деятельностью; 
г) защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма. 
 
Повышение эффективности государственного регулирования страховой деятельности, совершенствование нормативной базы страховой деятельности рассматриваются в качестве средств для создания эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации. 
 
Прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов обусловливается необходимостью, во-первых, предоставления гарантий социальной защиты определенных групп населения и проведением обязательного государственного страхования за счет бюджетных средств; во-вторых, определением основ и порядка участия государства в страховании некоммерческих рисков для защиты инвестиций, в том числе и иностранных, в страховании экспортных кредитов; в-третьих, предоставлением дополнительных гарантий тем средствам страховщиков, которые размещаются в форме специальных не рыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом; в-четвертых, созданием целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан. 
 
Законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынка. 
 
Законодательство о страховании имеет комплексный характер и может быть выделено в качестве отдельной комплексной отрасли законодательства, включающей в себя законы, регулирующие страховую деятельность, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы и инструкции, издаваемые в пределах своей компетенции федеральными органами по надзору за страховой деятельностью. 
 
Как институт гражданского права страхование регулируется нормами только ГК Российской Федерации и ряда других специальных законов. Но сама страховая деятельность как вид хозяйственной деятельности, основывающейся на массиве частноправовых и публично-правовых отношений, регулируется целым комплексом различных нормативно-правовых актов, начиная от закона и заканчивая приказами и инструкциями федерального органа по надзору за страховой деятельностью. Сюда же следовало бы отнести и локальные, внутрифирменные акты, действующие только в пределах и на территории конкретного юридического лица. 
 
Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав; и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Система государственного надзора за страховой  деятельностью должна предполагать: 
1) организацию основ страхового надзора в РФ, в первую очередь путем создания специальных органов по надзору за страховой деятельностью на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ; 
2) создание нормативных актов надзора за страховой деятельностью, выработку единых методических принципов организации и осуществления страхового дела; 
3) определение специальных требований к страховым организациям, установление лицензирования и сертификации страховой деятельности; 
4)установление единых квалификационных требований к руководителям и специалистам страховых организаций, сюрвейерам, аварийным комиссарам и т. п.

 
 
Государственный надзор за страховой  деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется федеральным  органом исполнительной власти по надзору  за страховой деятельностью, действующим  на основании Положения, утверждаемою Правительством Российской Федерации. 
 
Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью была создана для осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о страховании, регулирования единого страхового рынка в РФ на основе установления общих требований по лицензированию и. ведению государственного реестра страховых организаций, контроля' за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков,, учета и отчетности, методологии страхования, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страхования.

Основными функциями федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью  являются: 
1) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности; 
2) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров; 
3) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков; 
4) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности страховой деятельности; 
5) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности отнесенным законодательством к компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору страховой деятельностью; 
6) обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства РФ о страховании.

 

Федеральный орган исполнительной власти по надзору  за страховой деятельностью для  выполнения возложенных на него функций  вправе: 
1) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положен» получать необходимую для выполнения возложенных на него функций информацию от организаций, в том числе банков, а также граждан; 
2) производить проверки соблюдения страховщиками законодательства РФ о страховании и достоверности представляемой и» отчетности; 
3) при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства давать им предписания по их устранению, а в случае выполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков до устранения выявленных нapyшений либо принимать решения об отзыве лицензий; 
4) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства РФ, а также о ликвидации организаций, осуществляющие страхование без лицензий.

 
 
Территориальные органы страхового надзора. Правительств РФ по предложению федерального органа исполнительной власти надзору  за страховой деятельностью, согласованному с заинтересованными органами государственной  власти, созданы территориальные  органы страхового надзора в целях  соблюдения требований законодательства РФ по вопросам страхования и создания условий для эффективного развития страховых услуг, а также защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Территориальные  органы страхового надзора осуществляют непосредственный надзор за страховой  деятельностью в субъектах РФ, для чего они наделены правом проводить  проверки достоверности представляемой страховыми организациями отчетности и соблюдения страхового законодательства, получать от страховщиков установленную  отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на них функций информацию от организаций, в том числе банков, а также от граждан. 
 
Территориальные органы страхового надзора осуществляют свою? деятельность под руководством федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, а по вопросам, входящим в компетенцию республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Санкт-Петербурга,— во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 

На  территориальные органы страхового надзора возложены следующие  функции: 
а) обеспечивать контроль за соблюдением требований законодательства РФ о страховании; 
б) осуществлять контроль за исполнением страховщиками нормативных актов Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью, связанных с проведением страховой деятельности; 
в) осуществлять контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков; 
г) осуществлять контроль за соблюдением установленных Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью правил формирования и размещения страховых резервов; 
д) обобщать практику работы страховщиков, страховых посредников и других участников страхового рынка и представлять в федеральные органы исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью предложения по совершенствованию практики надзора за страховой деятельностью и законодательства о страховании; 
е) рассматривать заявления и жалобы физических и юридических лиц по вопросам, связанным с нарушением законодательства РФ о страховании; 
ж) представлять в установленном порядке бухгалтерскую, статистическую и иную предусмотренную законодательством отчетность о своей деятельности.

 

Территориальные органы страхового надзора имеют  право: 
а) проводить у страховщиков проверку достоверности представляемой отчетности и соблюдения ими законодательства о страховании; 
б) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на нее функций информацию от учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан; 
в) при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства РФ о страховании принимать меры по их устранению: 
г) вносить в федеральные органы исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью представления о приостановлении либо ограничении действия, либо об отзыве лицензии.

 
 
Пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции  на страховом рынке является одним: из средств государственного регулирования  страховой деятельности. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции  на страховом рынке обеспечивается Федеральной антимонопольной службой (в дальнейшем— ФАС).

Защита  добросовестной конкуренции на страховом  рынке и пресечение монополистической  деятельности должны протекать в  рамках единого, регулируемого государством, процесса, предполагающего следующие  формы: 
пресечение злоупотребления страховыми организациями доминирующим положением; 
определение на конкурсной основе тех страховых организаций, которые будут привлекаться к проведению страховых программ с использованием государственных средств; 
запрещение действий государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, ограничивающих конкуренцию; 
осуществление государственного контроля за концентрацией капитала на рынке страховых услуг; 
контроль за созданием объединений страховых организаций, а также соглашениями и согласованными действиями страховых организаций; 
пресечение установления необоснованно высоких или низких тарифов на страховые услуги.

 
 
Союзы, ассоциации и иные объединения  страховщиков для государственной  регистрации в органах страхового надзора должны получить согласие антимонопольного органа в случае, если все участники  объединения страховщиков зарегистрированы в одном административно-территориальном  образовании. Это согласие на регистрацию  объединения страховщиков получают в соответствующем территориальном  управлении антимонопольного органа России. 
 
Лицензирование страховой деятельности. Лицензия, предоставляющая право заниматься страховой деятельностью на территорию: Российской Федерации, может быть выдана только юридическому лицу, так как физические лица не вправе заниматься страховой деятельностью. 
 
Страховой деятельностью, подлежащей лицензированию, считается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальные денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат. 
 
Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности. Если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование, то лицензия выдается на осуществление перестрахования. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять. 
 
Не требует получения лицензии деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования. 
 
Лицензирование страховой деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, который выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности, ведет единый Государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков, а также реестр страховых брокеров, разрабатывает нормативные и методические документы по вопросам страховой деятельности, отнесенные Законом о страховании к его компетенции. 
 
Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории РФ при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии. 
 
Лицензии на осуществление страховой деятельности выдаются страховщикам (отдельно выделяется категория страховщиков, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование) для осуществления страховой деятельности только на определенной территории, заявленной страховщиком. 
 
Поскольку в соответствии со ст. 30 Закона надзор за страховой деятельностью на территории РФ осуществляется федеральными органами по надзору за страховой деятельностью и их территориальными органами, то к компетенции этих органов относятся: дача предписаний, ограничение действия лицензии, приостановление действия лицензии и отзыв лицензии на осуществление страховой деятельности. 
 
Предписание — это письменное распоряжение, обязывающее страховщика в установленный срок устранить выявленные нарушения. 
 
Предписания выдаются федеральными органами по надзору за страховой деятельностью и их территориальными органами при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства страховании. 
 
В том случае, если предписание не выполняется в установленный им срок, органы по надзору за страховой деятельностью имеют право ограничить или приостановить действие лицензии страховщика до устранения им выявленных нарушений либо принять решение об отзыве лицензии. 
 
Ограничение действия лицензии означает запрет до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по отдельным видам страховой деятельности (или видам страхования) или на определенной территории. 
 
Приостановление действия лицензии означает запрет до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по всем видам страховой деятельности (или видам страхования), на которые выдана лицензия. При этом по ранее заключенным договорам страховщик выполняет принятые обязательства до истечения срока их действия. 
 
Отзыв лицензии означает запрет на осуществление страховой деятельности, за исключением выполнения обязательств, принятых по действующим договорам страхования. При этом средства страховых резервов могут быть использованы страховщиком исключительно для выполнения обязательств по договорам страхования. 
 

Косаренко Николай Николаевич, 
кандидат юридических наук, доцент МосГУ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Законодательные пути повышения  эффективности деятельности страховых  организаций

Значительное влияние на уровень  развития страхования в стране оказывает  проводимая государством политика в  области налогообложения страховых  операций. При проведении такой политики перед государством стоят две  порой противоположные задачи: с  одной стороны, получить по возможности  больше доходов в государственный  бюджет и в государственные внебюджетные фонды, а с другой – в необходимых  случаях стимулировать физических и юридических лиц к заключению договоров страхования, или, по крайней  мере, не делать для них страхование  операцией, не выгодной в финансовом отношении. Поэтому государство  вынуждено искать оптимальное решение  одновременно этих двух задач.

Политика в области налогообложения  включает в себя как налогообложение  самих страховых организаций, так  и учет при исчислении налогооблагаемой базы страховых взносов и страховых  выплат, уплачиваемых или получаемых страхователями либо выгодоприобретателями.

Режим налогообложения страховщиков должен быть построен таким образом, чтобы он был для них не жестче, чем для юридических лиц, занимающихся другими видами деятельности, с точки  зрения как применяемых ставок налогообложения, так и расчета налогооблагаемой базы.

Что касается налогообложения страховых  операций для потребителя страховых  услуг, то оно может предусматривать, с одной стороны, предоставление налоговых льгот лицам, уплачивающим страховые взносы (например, право  вычитать из доходов, с которых рассчитывается величина налогов, сумму уплаченных страховых взносов), а с другой – уплату налогов с сумм внесенных  страховых взносов или полученных страховых выплат. В связи с  этим задача государства состоит  в том, чтобы:

  • определить перечень видов страхования, по которым страховые взносы исключались бы из налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль юридическими лицами и подоходного налога физическими лицами;
  • уточнить перечень видов страхования, по которым заключаемые работодателями в отношении своих работников договоры давали бы право не включать страховые взносы в расчет сумм в государственные внебюджетные фонды;
  • уточнить порядок налогообложения страховых выплат, получаемых страхователями или иными выгодоприобретателями в связи со страховыми случаями.

По мнению специалистов, в издержки производства должны включаться затраты  предприятий и организаций на уплату страховых взносов по всем тем видам страхования, которые  позволяют им обеспечить страховой  защитой процесс осуществления  хозяйственной деятельности. В то же время желательно предусматривать  и определенные ограничения, не позволяющие  использовать страхование для необоснованного  увеличения издержек производства. Такие  ограничения могут состоять в  установлении предельных норм отнесения  затрат, связанных со страхованием, на себестоимость, в установлении предельных размеров тарифных ставок, исходя из которых  могут рассчитываться страховые  взносы, относимые на себестоимость, в запрете относить на издержки производства страховые взносы, уплачиваемые по некоторым специально оговоренным  видам страхования.

Вычеты же из облагаемых подоходным налогом доходов граждан целесообразно  предоставлять в отношении взносов, уплачиваемых по социально значимым видам страхования, таким как  страхование пенсий, жилья, медицинское  страхование.

В то же время, определяя принципы налоговой политики, государство  должно учитывать и то, что широкое  развитие в стране получила практика заключения мнимых договоров страхования, которые имеют своей целью  не организацию страховой защиты, а минимизацию выплат в бюджет и во внебюджетные фонды. Так, по оценкам  специалистов «Ингосстраха», на такие договоры в 1998 г. пришлось 15-20% страховой премии по имущественному страхованию, 35-40% по страхованию ответственности и до 80% по страхованию жизни. Помимо прямого ущерба государству, выражающегося в снижении получаемой суммы налогов и взносов во внебюджетные фонды, такие схемы приводят к искажению роли страхования в общественном мнении и его дискредитации. В связи с этим важной задачей является разработка такой налоговой системы, которая делала бы невозможным или невыгодным использование страхования для этих целей.

Особенность деятельности страховых  организаций состоит в том, что  они, помимо страховых операций, активно  занимаются инвестиционной деятельностью, в полной мере неся инвестиционный риск. В связи с этим роль государства  состоит в том, чтобы, с одной  стороны, осуществлять регулированию  инвестиционной деятельности страховщиков, а с другой – способствовать эффективному вложению страховыми организациями  своих ресурсов.

Методами государственного регулирования  инвестиционной деятельности страховщиков являются: установление определенных нормативов по объемам инвестиций в  различные объекты, введение запретов на отдельные виды инвестиций, предъявление требований о предоставлении страховщиками  информации о своих операциях  с целью осуществления контроля за соблюдением ими установленных  правил инвестирования.

В настоящее время порядок инвестирования страховых резервов регламентируется Правилами размещения страховщиками  страховых резервов. При этом Правилами  установлены виды активов, которые  принимаются в покрытие страховых  резервов, требования к этим активам  и предельные размеры инвестирования в каждый вид актива. В то же время  современная ситуация на российском финансовом рынке осложняет страховщикам возможности как выполнения действующих  Правил размещения страховых резервов, так и вообще поиска надежных и  прибыльных объектов для инвестирования.

Наиболее важное значение инвестиционная деятельность имеет для страховщиков, осуществляющих операции по страхованию  жизни. Особенности страхования  жизни позволяют инвестировать  значительную часть резервов по страхованию  жизни в относительно долгосрочные инвестиционные проекты, что является при наличии надлежащих условий  для инвестирования взаимовыгодным для всех участников данного процесса (страховщиков, страхователей, получателей  инвестиций и государства). Не случайно в развитых странах компании страхования  жизни занимают одно из ведущих мест в долгосрочном финансировании экономики, представляют собой важный механизм мобилизации инвестиционных ресурсов.

В нашей стране страхование жизни  не достигло в настоящее время  не только того уровня развития, который  достигнут развитыми государствами, но даже уровня, имевшегося у нас  в 70-80-е годы. Причины этого хорошо известны: инфляция, нестабильность политической и экономической ситуации в стране, потеря населением доверия ко всем финансовым структурам и к государству  в целом. Вместе с тем одной  из проблем, связанных с развитием  страхования жизни, является отсутствие в нашей стране условий для  инвестирования сформированных страховщиками  страховых резервов. В этой связи  задачей государства должно быть, в первую очередь, формирование благоприятного для инвестирования климата в  стране.

 

Заключение

В период существования государственной  системы страхования случаи мошенничества  были относительно редки. Это объяснялось  наличием одного страховщика-монополиста, ограниченным спектром предлагаемых полисов, наличием стандартных условий страхования, жесткой системой управления, наличием кадров достаточной квалификации.

Образование большого числа страховщиков, предлагающих разнообразные виды страховых  услуг, сопровождается и появлением фактов мошенничества. Со стороны страхователей  это выражается главным образом  в предоставлении фиктивных документов о характеристике принимаемого риска  и в искажении информации о  страховых случаях.

Страховщиками делаются попытки борьбы с недобросовестными клиентами. Однако из-за недостаточной квалификации персонала, разобщенности страховщиков, неразвитости законодательства это  пока не дает должного эффекта.

Существуют и факты мошенничества  со стороны страховых компаний. Обычно это выражалось в выдаче страхователям  недействующих страховых полисов, публиковании недобросовестной рекламы, обмане клиентов. Со стороны страхового надзора к таким страховым компаниям применялись разного рода санкции и, как правило, они лишались права на проведение страховой деятельности в России.

Острой проблемой в последнее  время стала неплатежеспособность страховых организаций - до 1/3 всех страховщиков испытывают подобные трудности. В ряде случаев неплатежеспособность вызвана  не только неквалифицированным подходом к делу самих страховщиков, но и  банкротством отдельных коммерческих банков, в которых были размещены  страховые резервы.

В этих условиях возрастает роль государственного регулирования страхового рынка, основной задачей которого является защита интересов  всех его субъектов. Особое внимание при принятии законодательных актов  должно уделяться защите интересов  страхователей, как более уязвимых участников страхового рынка.

До недавнего времени в российском законодательстве не существовало стройной системы государственного регулирования  страховой деятельности. В настоящее  время можно выделить трехступенчатую  систему регулирования. Основу первой ступени составляет Гражданский  Кодекс РФ, второй  - закон «О страховании» («Об организации страховой деятельности в РФ), третьей ступени – подзаконные  и нормативные акты, которые не должны вступать в противоречие с  положениями первой и второй ступеней.

Особенность деятельности страховых  организаций состоит в том, что  они, помимо страховых операций, активно  занимаются инвестиционной деятельностью, в полной мере неся инвестиционный риск. В связи с этим роль государства  состоит в том, чтобы, с одной  стороны, осуществлять регулированию  инвестиционной деятельности страховщиков, а с другой – способствовать эффективному вложению страховыми организациями  своих ресурсов. При этом основной проблемой государства является принятие мер по созданию благоприятного инвестиционного климата.

Проблемы российского страхового рынка схожи с проблемами, решаемыми  западными коллегами. Поэтому наряду с совершенствованием российского  законодательства необходим обмен  опытом в этой сфере между специалистами  разных стран.


Информация о работе Государственное управление в сфере страхования