Характеристика государственных внебюджетных фондов. Налоговая ситема. Понятие страхового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 07:23, контрольная работа

Описание работы

Внебюджетные фонды представляют собой совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, которые не входят в состав бюджетов, имеют самостоятельные источники формирования и используются в соответствии с целевым назначением.
Особенность формирования этих фондов состоит в том, что за расхо-дами фондов, имеющих узкоцелевую направленность, закрепляются соответствующие источники доходов. При использовании внебюджетных фондов не применяется принцип общего (совокупного) покрытия расходов, характерный для бюджетов, при котором средства обезличиваются и нет четкого закрепления видов доходов и направлений их расходования.

Содержание работы

1 Характеристика государственных внебюджетных фондов…………….3
2 Налоговая система РФ……………………………………………...……..8
3 Понятие страхового рынка………………………………………………16
Список использованной литературы……………………………………...19

Файлы: 1 файл

Контрольная Финансы.docx

— 45.39 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 Характеристика государственных  внебюджетных фондов…………….3

2 Налоговая система РФ……………………………………………...……..8

3 Понятие страхового рынка………………………………………………16

Список использованной литературы……………………………………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Характеристика государственных внебюджетных фондов

 

Внебюджетные фонды представляют собой совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов  государственной власти и местного самоуправления, которые не входят в состав бюджетов, имеют самостоятельные источники формирования и используются в соответствии с целевым назначением.

Особенность формирования этих фондов состоит в том, что за расходами фондов, имеющих узкоцелевую направленность, закрепляются соответствующие источники доходов. При использовании внебюджетных фондов не применяется принцип общего (совокупного) покрытия расходов, характерный для бюджетов, при котором средства обезличиваются и нет четкого закрепления видов доходов и направлений их расходования.

Внебюджетные фонды многообразны, они различаются по цели своего создания, объему ресурсов, концентрируемых в  них, времени функционирования, механизму формирования и использования средств и т.п. и могут быть классифицированы по различным признакам, например по уровням управления, целевому назначению и т.п.

По целевому назначению внебюджетные фонды бывают:

1) социальные (для финансирования социальных расходов - выплаты пенсий, пособий и т.п.);

2) экономические (для обеспечения строительства жилья, дорог, природоохранных мероприятий и т.п.).

По уровням управления (определяются государственным устройством  страны) внебюджетные фонды подразделяются на федеральные, региональные и местные.

В федеральных внебюджетных фондах аккумулируются средства, необходимые для обеспечения социально-экономических расходов, имеющих общегосударственное значение (финансирование отдельных конституционных прав граждан, строительство и содержание важных экономических объектов и т.п.). Региональные внебюджетные фонды создаются для финансирования части расходов региональных органов власти в соответствии с возложенными на них полномочиями. Из местных внебюджетных фондов финансируются некоторые потребности местных сообществ (строительство муниципального жилья, проведение отдельных природоохранных мероприятий и т.п.).

Все внебюджетные фонды помимо общих черт, характерных для любого финансового фонда, обладают своими собственными признаками, позволяющими отделить их от других фондов. В качестве такого признака неверно использовать слово «внебюджетные», так как тогда, по сути, к внебюджетным фондам можно относить любой финансовый фонд, не входящий в состав бюджета, т.е. любой финансовый фонд, функционирующий «вне бюджета», - отраслевые финансовые фонды, финансовые фонды организаций и т.п. В научном же понимании к внебюджетным фондам как к звену государственных и муниципальных финансов относят лишь те из них, средствами которых распоряжается орган государственной власти соответствующего уровня либо орган местного самоуправления.

В качестве основного признака, характерного для внебюджетных фондов и отличающего их от бюджетов, является то, что они должны иметь целевое назначение, которое определяет состав доходов и направления расходования средств, соответствующие названию фонда. В отличие от внебюджетных фондов, средства бюджетов всех уровней обезличиваются и нет целевого соответствия между видом налога или сбора и расходами бюджета.

Для финансирования одних  и тех же нужд целесообразно создавать  только один внебюджетный фонд. Это  очень важно, так как множественность  фондов, созданных для одной и  той же цели, не позволяет оперативно оценить все имеющиеся ресурсы. Кроме того, важное требование к внебюджетным фондам - это определить оптимальную продолжительность их функционирования, она зависит от сложности и характера задач, для решения которых создается фонд. Они могут создаваться на очень длительную перспективу (например, такие, в которых аккумулируются средства для пенсионного обеспечения населения) или же на срок в несколько лет, образованные для финансирования важных расходов в определенный исторический период (это, например, внебюджетные фонды экономического назначения).

В настоящее время и  в России в составе государственных  финансовых ресурсов помимо бюджетов разных уровней функционируют государственные внебюджетные фонды, аккумулирующие финансовые ресурсы для реализации конституционных прав граждан РФ на социальное обеспечение по возрасту (Пенсионный фонд РФ); социальное обеспечение по болезни, рождению и воспитанию детей (Фонд социального страхования РФ); охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи (федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования).

Объем финансовых ресурсов, концентрируемых в государственных внебюджетных фондах очень значителен и сопоставим с объемами федерального бюджета страны. От эффективности их формирования и использования зависит успешное решение многих социально-экономических задач.

В Российской Федерации функционируют государственные внебюджетные фонды социального назначения, к которым относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. После введения в действие Бюджетного кодекса РФ созданные во многих субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях многочисленные внебюджетные фонды экономического и экологического назначения были либо ликвидированы, либо включены (консолидированы) в состав бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Объем, состав источников формирования и направления расходования внебюджетных фондов предопределяются характером и  масштабностью задач, для реализации которых они создаются.

К доходам государственных  социальных внебюджетных фондов относятся:

1) обязательные платежи (специальные целевые налоги и страховые взносы, установленные законодательством для того или иного фонда);

2) другие доходы, а именно:

а) бюджетные средства;

б) доходы, полученные от размещения временно свободных средств;

в) добровольные взносы физических и юридических лиц;

г) прочие источники, не запрещенные законодательством.

Направления расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обусловливается назначением фондов. Помимо целевого использования средств этих фондов (при этом на конкретную цель указывает само название фонда: Пенсионный фонд РФ создан для финансирования расходов по государственному пенсионному обеспечению граждан, фонды обязательного медицинского страхования - для финансирования гарантированной государством медицинской помощи гражданам и т.д.) они могут направляться на содержание органов управления фондом, на инвестиционную деятельность и т.п. Изучение государственных внебюджетных фондов невозможно без рассмотрения правовой базы их функционирования. Порядок формирования и использования внебюджетных фондов в России регулируется налоговым и бюджетным законодательством. Одним из основных правовых актов, регламентирующих общие вопросы функционирования этих фондов является Бюджетный кодекс РФ, в котором определяются их правовой статус, место в бюджетной системе, порядок составления, представления, утверждения и исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также основы контроля за их исполнением.

Любой внебюджетный фонд как  фонд денежных средств имеет определенные количественные параметры, определяющие его объем доходов и расходов, которые отражаются в бюджетах соответствующего внебюджетного фонда. Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В законе о бюджете внебюджетного фонда утверждаются общий объем доходов, их состав и структура, направления расходования средств. В настоящее время доходы и расходы внебюджетных фондов разрабатываются и отражаются в законах об их бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Для управления средствами государственных внебюджетных фондов созданы одноименные организации, являющиеся финансово-кредитными учреждениями, деятельность которых регулируется утвержденными положениями (или уставами), в которых определяются задачи и функции этих организаций по управлению средствами фондов. Для понимания этого вопроса необходимо знать, что под одним и тем же термином понимается и государственный внебюджетный фонд (как фонд денежных средств) и организация, на которую возложены функции управления его средствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Налоговая система  Российской Федерации

 

Укрепление государства  с разветвленными органами в центре и на местах, а также развитие рыночных отношений вызвало к жизни появление разнообразных налогов и сборов, что потребовало свести все обязательные платежи в строгую налоговую систему.

Налоговая система РФ представляет собой совокупность федеральных, региональных и местных налогов, взимаемых  исполнительной властью, принципов  и методов их построения, изменения  и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их оплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства.

До 90-х годов взаимоотношения  государства с юридическими и  физическими лицами основывались на административно-централизованных формах хозяйствования при господстве общественной собственности на средства производства и землю. Налоги играли крайне ограниченную роль, которая сводилась к получению дохода главным образом от населения. По существу налоговая система не сформировалась.

Современная налоговая система  существует с января 1992 г., когда  вступили в действие законы о налогах  и сборах, принятые в ноябре-декабре 1991 г. Базовым законом, определившим ее устройство и функционирование, стал Закон РФ «Об основах налоговой  системы в РФ» (1991), который законодательно закрепил определение налога, основные его элементы, некоторые принципы налогообложения, порядок установления и отмены налогов, порядок их уплаты и некоторые другие моменты.

Для обеспечения стабильности налоговой системы РФ разработан Налоговый кодекс РФ (НК РФ). В июле 1998 г. была первая часть НК РФ, посвященная общим проблемам налогообложения, а с июля 2000 г. по ноябрь 2004 г. постепенно вводилась в действие вторая часть НК РФ, в которой представлен механизм действия всех налогов.

Разработанная налоговая  система с использованием отечественного и зарубежного опыта в целом  отвечает требованиям рыночной экономики. Были введены прямые и косвенные налоги, налоги с населения и с юридических лиц. Отличительная особенность налоговой системы России - ее структура. В Российской Федерации преобладает косвенное обложение (в консолидированном и федеральном бюджете), а в общей сумме налоговых доходов выше объем поступлений с физических лиц. Большинство налогов и сборов в РФ не привязаны к расходам, однако действуют отдельные налоги, имеющие определенное назначение (ЕСН, налог на воду и пр.).

Классификация налогов и  сборов. Разнообразие налогов и сборов в России требует их классификации, в основу которой положены различные признаки. Классификация налогов и сборов - это их систематизация, группировка по заранее установленным признакам.

Экономическое ее назначение в том, что она дает возможность  устанавливать связь бюджета с предпринимателями и выявлять роль налоговых форм в хозяйственном регулировании. Она имеет также и практическое значение, обеспечивая возможность кодификации налогов и сборов с целью учета и контроля над налоговыми процедурами с использованием информационных технологий.

1. В зависимости от  характера использования налоги  подразделяются на общие и целевые.

Общие налоги обезличиваются и поступают в общий доход  государства на финансирование общегосударственных мероприятий.

Целевые налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют  внебюджетные фонды (например, единый социальный налог).

2. В зависимости от  механизма уплаты налоги и  сборы делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются  в процессе накопления материальных благ непосредственно с дохода или имущества. Отличительная особенность этих налогов - относительно сложный механизм расчета налоговой базы.

Среди прямых налогов выделяются:

1) реальные, которыми облагается предполагаемый средний доход, полученный от объекта обложения (транспортный налог);

2) личные, уплачиваемые с действительно полученного дохода и отражающие фактическую платежеспособность налогоплательщика (налог на прибыль организаций, налог на имущество).

Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, включаемые в цену товара или тариф услуг. Владелец товара или услуг относит налоговую сумму в цену или тариф, оплаченную потребителем, и перечисляет ее государству. Здесь связь между налогоплательщиком и государством опосредована товаром или услугой. Оплата косвенных налогов независимо от уровня дохода плательщика приводит к тому, что, чем богаче плательщик, тем меньшую долю своего дохода он отдает казне, т.е. эти налоги регрессивны по своей сути.

Поступление косвенных налогов  определяется размерами хозяйственных оборотов и объемами применяемых ресурсов, следовательно, колеблется в зависимости от расширения или сужения деловой активности. Увеличивая цену товара, косвенное обложение вызывает устойчивую тенденцию к инфляции. Эти налоги неблагоприятны в социальном плане, поскольку увеличивают общее налоговое бремя населения, преимущественно малообеспеченных слоев.

Информация о работе Характеристика государственных внебюджетных фондов. Налоговая ситема. Понятие страхового рынка