Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 17:06, реферат
Страхование является одним из древнейших категорий общественных отношений. Появившись во время разложения первобытнообщинного строя, оно понемногу стало неизбежным спутником общественного воспроизводства.
Исторические сведения о возникновении и развитии института страхования свидетельствуют, что вопрос защиты имущественных интересов известен со времен Античности.
Страхование является одним из древнейших категорий общественных отношений. Появившись во время разложения первобытнообщинного строя, оно понемногу стало неизбежным спутником общественного воспроизводства.
Исторические сведения о возникновении и развитии института страхования свидетельствуют, что вопрос защиты имущественных интересов известен со времен Античности. Хозяйственная деятельность всегда выступала как противоречивый процесс взаимного действия разнонаправленных сил природного и общественного характера. Наличие данных противоречий основало объективные предпосылки возникновения негативных последствий производственной хозяйствования, и как следствие и потребность в компенсации ущерба и соответственные страховые заинтересованности участников экономических взаимоотношений.
Развитие института страхования обладает многовековой историей. Многие исследователей считают, что его возникновение связано с рождением и формированием межконтинентального судоходства. Морское судоходство стало своеобразным первоначальным стимулом к формированию страхования как основного института по сокращению рисков. Возникшая в древние времена идея морских перевозок получила более обширное распространение с конца XIII века в государствах Средиземноморья. Первопроходцами страхового дела можно считать флорентийских, венецианских и генуэзских купцов, которые вели активные торговые отношения с государствами Ближнего Востока. В архивах итальянских городов обнаружено много подтверждений зарождения и постепенного формирования института страхования. Богатые, именитые купцы заключали между собой договора о взаимной ответственности за сохранение транспортных средств и грузов, о выплате денежного вознаграждения за страхование и риск. Самый древний известный страховой полис был подписан в Генуе в 1347 году. Данный договор выступал как заемное письмо на сумму 107 фунтов серебром, которую получатель пообещал вернуть, если судно «Сайта Клара» не придет в течение 6 месяцев из Генуи на Майорку.[4, c. 100]
В период своего развития институт страхования существовал как неформальный. Его особенностью на данном этапе развития был принцип компенсации посредством раскладки ущерба в рамках обусловленного профессионального сообщества (гильдий ремесленников, цехов и т.п.). В уставах гильдий и цехов страховая взаимопомощь понималась в абсолютно общей форме, часто без точного установления величин компенсации убытков и перечня страховых моментов. Также не имелось систематических страховых платежей, которые вносили члены цехов в общую кассу, и как следствие, не было и принципа заблаговременного создания страхового фонда, и не имелось специализированных организаций по управлению данными фондами. Одно и то же сообщество ремесленников и торговцев выступало и в роли страхователя и в роли страховщика.
Данные о зарождении страхования в средневековых сообществах Западной Европы относят к Х-ХИ вв. В Англии, Германии, Дании, Исландии организация материальной взаимопомощи в сообществах по мере формирования рыночных отношений приобретала более определенные формы. Почти во всех государствах, в одних раньше, в других более позже, средневековое гильдейское страхование перешло от системы раскладывания ущерба по факту к систематичным установленным взносам. Впервые ежегодные страховые взносы упоминаются в Лондонском уставе короля Этельстана, что относится к первой половине X века.[1, c. 65]
В последующем развитие проистекало по пути расширения видов страховой зашиты, перечня страховых случаев, величинам выплат и т.д. Встречавшиеся различия в методах компенсации убытков разъясняются, главным образом, различиями видов профессиональной деятельности.
Как пример, занятия торговлей на долгое время зафиксировали разово-договорную форму отношений страхования. Так как дальние поездки, морские и сухопутные пути подвержены широкому кругу опасностей и состав участников торговых караванов не являлся постоянным, то организация долговременного страхового фонда с помощью систематично взыскиваемых страховых платежей была неэффективна и не нужна. Наоборот, среди представителей оседлых видов деятельности экономические отношения страхования носили иную, более прогрессивную форму. Постоянное проживание и экономическая деятельность на определенной местности содействовали формированию профессиональных объединений со стабильным числом участников, и система материальной взаимопомощи снискала в таких условиях более универсальный характер. Страховая зашита теперь распространяется не только на имущественные интересы, но и на здоровье и жизнь общества. Таким образом, порождаются и новые виды страховых услуг— личное страхование, которое со временем обретает все большую долю в страховых фондах промышленных союзов. Первичная форма раскладки убытка совершенствуется - завязывается система аккумуляции постоянного страхового фонда. Движение по пути все большего усложнения процесса организации страховой защиты рождает нужда ее юридического закрепления и формализации.
Первая попытка
систематизировать разрозненные и
несогласованные страховые
Можно сделать вывод, что необходимость создания института страхования появилась по мере усложнения и расширения торговых связей и развития рыночной экономики. Во многом этот процесс был обусловлен частыми спорами, необходимостью уточнения и кодификации таких понятий как страховой риск, страховой случай, ответственность страховщика и т.п.
Нормативные документы
1. ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года
2. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»
Основная литература