Контрольная по "Страхованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 14:37, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит теоритическую часть и 1 задание по дисциплине "Страхование"

Файлы: 1 файл

страхование.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Запрещается использование  средств страховых резервов для:

  • предоставления займов (кредитов) физическим и юридическим лицам, кроме некоторых случаев, предусмотренных законом (имеют право только на выдачу ссуд страхователям, заключившим договоры личного страхования, в пределах страховых сумм по этим договорам);
  • заключения договоров купли-продажи, кроме случаев, предусмотренных правилами;
  • приобретения акций и паев товарных и фондовых бирж;
  • вложения в интеллектуальную собственность;
  • инвестиций, не предусмотренных специальными Правилами.

Согласно этим Правилам производится оценка соответствия инвестиционной деятельности в части размещения страховых резервов установленным принципам. Критерием оценки является норматив соответствия (интегральный коэффициент), который определяется следующим образом:

где:

Сn - норматив соответствия инвестиционной деятельности страховой компании принципам возвратности, прибыльности и ликвидности;  
Кi - коэффициент, соответствующий i-му направлению вложений:

где:

Bi - фактическая сумма вложений по i-му направлению, млн. руб.;

Hi - норматив оценки i-го направления вложений. Например, для вложений в государственные ценные бумаги значение норматива равно 0,875; для вложения в ценные бумаги, выпущенные органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления - 0,500; для вложения в банковские вклады (депозиты) - 0,550; для вложения в ценные бумаги предприятий - 0,600; для вложения в квартиры - 0,663; для вложений в другую недвижимость - 0,588; для вложений в валютные ценности - 0,525; для вложений в права собственности на долю в уставном капитале - 0,125; для вложения в средства резервов, находящиеся на расчетном счете - 0,675. Значения данных нормативов определены в Правилах размещения страховых резервов;

P - общая сумма страховых резервов, млн. руб.

Расчет данного  норматива соответствия инвестиционной деятельности (Cп) производится отдельно по страховым резервам, сформированным по договорам долгосрочного страхования жизни, и по страховым резервам, сформированным по видам страхования, иным, чем страхование жизни.

Норматив соответствия согласно действующим Правилам не может быть ниже установленной величины. Правила устанавливают также рекомендуемую величину норматива (см. таблицу).

Таблица

Минимальные и  рекомендуемые значения нормативов соответствия инвестиционной деятельности принципам возвратности, прибыльности и ликвидности

Виды страхования

Минимальная 
величина норматива

Рекомендуемая 
величина норматива

Долгосрочное  страхование жизни

0,510

0,680

Иные виды страхования, чем долгосрочное страхование жизни

0,490

0,640


В случае, если сложившаяся за квартал величина норматива соответствия окажется ниже установленной Правилами, страховая компания обязана принять меры к улучшению финансового положения и представить в органы страхового надзора программу финансового оздоровления.

4. Оценка  финансовой устойчивости страховой компании

Одним из важнейших  условий организации страхового дела является контроль финансовой устойчивости страховщиков. Финансовая устойчивость страховой компании обеспечивается: размером оплаченного уставного  капитала страховой компании; размерами  страховых резервов; оптимальным портфелем размещения страховых резервов; системой перестрахования; обоснованностью страховых тарифов и другими факторами. Величина страховых резервов должна полностью покрывать суммы предстоящих выплат по действующим договорам. Размер предстоящих выплат определяется на основе тщательного анализа операций страховщика и трудоёмких математических расчётов. Чем точнее проведены эти расчёты, тем правильнее величина страховых резервов будет соответствовать будущим выплатам по страховым случаям.

Для оценки финансовой устойчивости страховой компании существует целая система показателей и  публикуемых рейтингов страховых  компаний [29]. За рубежом давно существуют специализированные рейтинговые агентства, которые регулярно публикуют  рейтинги страховых компаний и аналитические обзоры их деятельности. Всемирно известными рейтинговыми агентствами в США являются Standard & Poor’s, Moody’s Investors, Fitch Investors, Duff & Phelps, в которые обращаются многие страхователи и инвесторы для получения квалифицированной информации о деятельности страховщика или перестраховщика.

Например, агентство Standard & Poor’s (S&P) присваивает следующие  рейтинги по показателям финансовой устойчивости:

ААА

-

наивысший (самая  высокая степень надежности);

АА+, АА, АА-

-

высокий (отличная степень надежности);

А+, А, А-

-

хороший (хорошая  степень надежности);

ВВВ+, ВВВ, ВВВ-

-

достаточный (достаточная  степень надежности, однако финансовые возможности более уязвимы);

ВВ+, ВВ, ВВ-

-

менее достаточный (финансовые возможности могут быть недостаточными для выполнения обязательств по долгосрочным полисам);

В+, В, В-

-

недостаточный (финансовое положение страховщика  очень неустойчиво);

ССС+, ССС, ССС-

-

уязвимый (финансовое положение страховщика очень  уязвимо);

СС, С

-

страховщики, получившие данный рейтинг, весьма вероятно не смогут выполнить свои обязательства перед  страхователем;

D

-

ликвидация (страховщики, получившие данный рейтинг, находятся  в стадии ликвидации).


Для присвоения компании рейтинга анализируется большое количество финансовых показателей. Изучаются также управленческий опыт руководства, стратегия маркетинга, политика компании по продаже полисов, политика компании по принятию рисков и их перестрахованию, организационно-управленческая структура, включая анализ материнских и дочерних компаний, инвестиционная политика компании и многое другое. Для присвоения соответствующего рейтинга рассчитывается более 20 различных показателей.

Одними из показателей, характеризующих общие результаты деятельности страховой компании, являются следующие:

  • отношение нетто-премии к собственным средствам:

  • отношение разницы в сборе нетто-премии за текущий и предыдущий годы к нетто-премии за предыдущий год. Это отношение должно находиться в пределах от -33% до +33% :

  • отношение произведения отданной в перестрахование незаработанной премии и отношение перестраховочной комиссии по переданному бизнесу к общей отданной премии в перестрахование, к собственным средствам. Это отношение должно быть менее 25%.

Рассчитываются  также другие показатели, характеризующие  уровень платежеспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТВОРЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Статья «Накануне 2012 – новые  требования и ожидания».1

Какие ключевые шаги осуществляет сейчас ФСФР в сфере контроля за деятельностью  страховых организаций? Чем более  всего обеспокоен регулятор в  нынешних условиях?

Наиболее  актуальная проблема – вступление в силу с 1 января 2012 года новых требований по размеру уставного капитала. Сейчас примерно 280-290 организаций не соответствуют этим требованиям, и по нашей оценке, не менее 100 компаний так и не выполнят требования и будут должны уйти с рынка в начале следующего года. В связи, с чем хотелось бы обратить внимание тех компаний, кто хочет остаться на рынке и увеличить уставный капитал, что времени осталось крайне мало и надо срочно предпринять все необходимые действия. Мы в ФСФР, в свою очередь, будем стремиться также максимально сократить сроки рассмотрения документов, с тем чтобы ни одна здоровая, работающая компания не ушла с рынка. В то же время, по нашим оценкам, никаких системных проблем (с недовольными клиентами и невыплаченными обязательствами) вследствие ухода с рынка ряда страховых компаний из-за требований к капиталу не будет. Клиенты компаний, которые не успевают увеличить капитал, уже более-менее перераспределились по другим компаниям.

Второе  важнейшее направление работы – страхование опасных объектов, также начинающееся с 1 января 2012 года. ФСФР готово принимать заявления компаний на выдачу лицензий по обязательному страхованию. Учитывая крайне ограниченное время (с 1 января 2012 года договоры страхования ОПО должны уже заключаться), заявления страховщиков будут приниматься регулятором уже начиная с 20-х чисел ноября 2011 года.

Ключевая  проблема здесь, на наш взгляд, - это  наличие предписаний, которые есть у большинства компаний, претендующих на получение лицензии по страхованию ОПО. Им нужно сейчас приложить максимум усилий, чтобы устранить эти предписания до нового года. В свою очередь, мы понимаем ситуацию, что своевременность заключения договоров ОПО – это очень важно, и также будем прилагать максимум усилий, чтобы в короткие сроки рассматривать все заявки страховых компаний на получение лицензий по данному виду страхования. По нашим оценкам, и компании, и регулятор должны справиться, и мы сможем обеспечить запуск системы обязательного страхования с 1 января 2012 года.

 

Еще одним  вопросом, требующим обязательного  скорейшего решения, я считаю проблему соотношения капитала страховых  компаний и уровня риска, который  они на себя берут. Качество капитала – это очень больная тема. Уставный капитал, зачастую, не отражает реального наличия средств, и нас это очень беспокоит. Когда мы сталкиваемся с проблемами в той или иной страховой компании, ведущими к отзыву лицензии, типична такая ситуация: на бумаге «нарисованы» миллиарды рублей, а компания не может удовлетворить требования на несколько десятков миллионов. Мы видим в качестве вложения капитала, например, некие облигации, не котируемые на рынке, вложения в доли ООО, векселя и прочие «нарисованные активы». Мы считаем, что в России необходимо ввести более жесткие требования к качеству активов. Без этого рынок не выправить, будут системные проблемы.

Когда одна страховая компания, в силу неудовлетворительного качества капитала, не может удовлетворить требования клиентов, начинаются массовые невыплаты, то это дискредитирует весь рынок. И тогда вопросы, почему же наш российский рынок страхования качественно отличается от рынков развитых стран, почему у нас страховые премии составляют 2-3 % ВВП, а у них – десятки процентов, находят достаточно логичное объяснение.

Я считаю важным шагом в развитии российского  страхования внедрение элементов  «рискориентированного надзора». Такой  подход предполагает не просто контроль над размером и качеством капитала, но и над соответствием риска, который принимает на себя компания, ее капиталу. За рубежом дискутируется введение контрациклических требованиий к финансовым организациям, в частности, в периоды благоприятного развития, экономического роста применяются более жесткие финансовые требования – больший размер капитала, меньший допустимый уровень риска. Думаю, можно рассматривать подобные возможности, в кризисные периоды немножко отпускать рынок, давать больше свободы, несколько снижать требования к капиталу. Это общий подход для регулирования всех финансовых институтов, включая рынок страхования. Представляется, что в ближайшие годы будет развиваться общая тенденция к сближению подходов к правилам работы на различных сегментах финансового рынка. Будут вводиться близкие требования к субъектам рынка ценных бумаг, к микрофинансовым организациям, к страховым компаниям.

Что касается специфических проблем именно страхового надзора, нас серьезно беспокоит  ситуация с отчетностью, подаваемой страховщиками по состоянию на отчетные даты. Думаю, я не открою секрета, если скажу, что эта отчетность «рисуется». Я хорошо помню, еще по периоду, когда я сам работал в коммерческом банке: каждый раз в конце декабря страховые компании выстраиваются за получением кредита, чтобы потом разместить эти деньги на депозит и показать в отчетности. Для банкира это прекрасный бизнес, деньги зарабатывались просто ни на чем – деньги лежат в банке, идут проценты по кредиту, да еще и комиссионные будут получены. Но и для страховой отрасли, и для финансовой системы, в целом, это очень плохое решение вопроса. Наверное, в перспективе необходим переход на ежедневную отчетность, как это делается сейчас в банковской сфере. Нас также очень беспокоит вопрос о комиссионных страховых посредников. Если уровень комиссионных достигает 40-50 % - это уже не страхование, это некий другой вид бизнеса, со страхованием не имеющий ничего общего.

Кроме того, мы считаем важными такие  направления работы, как стандартизация правил страхования, введение стандарта  договоров страхования, регулирование  института актуариев, контроль за экономической обоснованностью тарифов. В этих областях пока в России также есть большие пробелы. Нас также беспокоит низкий уровень прозрачность многих российских страховщиков. У многих компаний нет даже сайта в интернете. Недостаточно раскрывается информация по правилам страхования, по статистике выплат и комиссионных вознаграждений. Мы считаем, что такая информация должна быть публичной и должна раскрываться компанией. В качестве ближайших шагов хотел бы отметить, что как регулятору, нам исключительно важно выстроить прочные обратные связи с участниками рынка. В качестве одного из шагов по поддержанию обратной связи были созданы экспертные советы при ФСФР (в том числе экспертный совет по страхованию), которые до конца года должны провести первые заседания. Мы надеемся наладить интерактивный обмен информацией, чтобы с одной стороны, мы могли более подробно рассказывать о своих ближайших планах, и с другой, участники рынка высказывали бы свои пожелания в адрес регулятора. Так что впереди нас всех ждет большая работа.

Дмитрий Панкин     6 декабря 2011 года

В статье журнала «Страхование сегодня» от 6 декабря 2011 года «Накануне 2012 – новые требования и ожидания» рассматривается контроль за деятельностью страховых организаций, а так же проблемы в сфере контроля и направления по их устранению.

Самым важным вопросом в статье выступают  новые требования к размеру уставного  капитала страховых организаций, которые  будут применяться с января 2012 года. По данным СМИ в данное время  порядка 280 стразовых организаций  не соответствуют этим требованиям.  Таким образом, чтобы рынок страхования в России не сократился, организациям нужно в скором времени пересматривать свой уставный капитал, если нет возможности увеличить, мелким копаниям рекомендуется объединяться.

Информация о работе Контрольная по "Страхованию"