Космическое и авиационное
страхование
Страхование космических
рисков — комплекс видов страхования,
предназначенных для обеспечения
страховой защитой от рисков, связанных
с космической деятельностью
Объектом страхования
данного направления страхования
являются следующие виды космической
техники:
- спутники
- ракеты-носители;
- пилотируемые космические корабли;
- орбитальные станции;
- наземные инженерные сооружения
Таким образом
в страховании космических рисков
объединяются различные отрасли
страхования: личное, имущественное
и ответственности.
- Страховая защита распространяется также на жизнь и здоровье космонавтов и персонал, обслуживающий космические комплексы.
- Страховой защите подлежит также гражданская ответственность за ущерб, который может быть нанесён третьим лицам и окружающей среде.
- В комплекс страхования космических рисков могут быть включены также финансовые риски (косвенный финансовый ущерб), возникающий вследствие технических неисправностей и политические риски, способные задержать или отменить реализацию космической программы.
В настоящее время
в отечественной практике применяются
на регулярной основе, главным образом,
два вида страхования космических
рисков:
- страхование ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц при запусках ракет космического назначения;
- страхование от рисков утраты или повреждения объектов наземной космической инфраструктуры, средств выведения и космических аппаратов (страхование имущества).
Forinsurer.com,
09 сентября
2013 года
- В мае 2013 года страховая компания «ЛЕММА» выплатила свою долю возмещения в сумме $715,82 тыс. в связи с полной гибелью космического аппарата «Intelsat 27» в пользу перестрахователя «Ингосстрах» (Россия), который являлся одним из страховщиков спутника.
Авиастрахование
К авиационному страхованию
относится круг рисков, возникающих
при эксплуатации средств воздушного
транспорта и подразделяемых на две группы:
- страхование самих средств авиатранспорта (страхование каско)
- страхование гражданской ответственности владельцев авиатранспортных средств перед пассажирами и третьими лицами.
Объект страхования
- Объектом авиационного страхования (страхования авиационных рисков) может быть любой имущественный интерес, связанный со строительством, ремонтом или эксплуатацией средств авиатранспорта (самолетов, вертолетов и т.п.).
Группа рисков
- страхование авиаперевозчика перед пассажирами за утрату жизни или увечье;
- за утрату или повреждение багажа;
- ответственности перед третьими лицами на земле и в воздухе за причинение им вреда, а также ущерба их имуществу в результате эксплуатации авиатранспортного средства;
- страхование экипажа;
- ответственности за сохранность грузов, перевозимых авиатранспортом;
- перед третьими лицами при строительстве самолетов или при ремонтных работах;
- а также страхование любого другого имущественного интереса, связанного с эксплуатацией авиатранспорта.
Ставки премий
- Ставка за каждый час полета обычно применяется при нерегулярных и кратковременных полетах (при испытательных полетах или при обучении пилотов, их переподготовке и т.п.).
- Ставка в виде фиксированной суммы за каждый полет обычно применяется при перегонах и разовых рейсах.
- Ставка премии в виде фиксированного процента от страховой стоимости используется при страховании флотов авиакомпаний, осуществляющих регулярные рейсы. (Ставки устанавливаются для групп однородных машин).
Страхование гражданской
ответственности владельцев авиатранспортных
средств обычно подразделяется:
- на страхование ответственности перевозчика перед пассажирами:
- за телесный ущерб, причиненный здоровью пассажиров;
- за гибель и повреждение багажа и груза;
- на страхование ответственности перед третьими лицами.
Убытки НЕ возмещаются
в случае:
- всякого рода военных действий, военных мероприятий и их последствий, действия мин, бомб и других орудий войны; забастовок, мятежей, гражданских волнений и гражданских войн; конфискации, реквизиции, национализации, ареста, уничтожения и/или повреждения имущества по распоряжению военных или гражданских властей;
- прямого или косвенного воздействия атомного взрыва, радиации и радиоактивного заражения, связанных с применением атомной энергии, использованием, перевозкой и хранением расщепляемых материалов;
- прямого или косвенного воздействия ударной звуковой волны; кражи и злоумышленных действий, совершенных страхователем или его представителями;
- умысла и грубой небрежности страхователя или его представителей, а также нарушения кем-либо из них установленных компетентными органами правил эксплуатации средств авиатранспорта или противопожарной охраны, или хранения горючих и взрывчатых веществ;
- использования средств авиатранспорта в целях, не обусловленных в страховом договоре, или вне согласованного района эксплуатации, если это не было вызвано действием непреодолимой силы;
- пилотирования застрахованного средства авиатранспорта лицом, не имеющим на то прав;
- пользования взлетно-посадочными площадками, не предназначенными для застрахованного средства авиатранспорта, если это не вызвано чрезвычайными обстоятельствами;
- перевозки пассажиров и/или грузов числом или массой, превышающей декларированную грузоподъемность средства авиатранспорта.
Спасибо за внимание!