Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 14:46, реферат
Добровольное медицинское страхование (ДМС) демонстрирует в последнее время хорошие показатели развития. По сравнению с ОМС (обязательным медицинским страхованием), россияне, добровольно застраховавшие свое здоровье, имеют возможность получать врачебную помощь в большем объеме и лучшего качества. Добровольное медицинское страхование открывает перед гражданами новые возможности: бесплатный доступ к дорогостоящим видам обследования и лечения, богатый выбор физиотерапевтических процедур, консультации лучших специалистов, пребывание в стационарах повышенной комфортности.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 История развития добровольного медицинского страхования…………………4
2 Сущность добровольного медицинского страхования……………………….8
3 Программы добровольно медицинского страхования…………………………11
Заключение …………………………………………………………………………15
Список литературы ………………………………………………………………16
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 История развития добровольного медицинского страхования…………………4
2 Сущность добровольного медицинского страхования……………………….8
3 Программы добровольно медицинского страхования…………………………11
Заключение …………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………………16
Введение
Добровольное медицинское
страхование (ДМС) демонстрирует в
последнее время хорошие
Стать владельцем полиса ДМС можно, заключив соответствующий договор со страховой компанией. На основании этого соглашения страховщик выступает проводником интересов гражданина, и этот процесс не ограничивается лишь предоставлением качественной медицинской помощи. Добровольное медицинское страхование предусматривает также и защиту гражданина, оказание помощи при госпитализации, контроль стоимости медицинского сервиса.
Многие из нас не раз
сталкивались с тем, что в районных
поликлиниках нам навязывают ненужные
порой обследования и процедуры.
С владельцем полиса добровольного
медицинского страхования такого не
происходит. Компания-страховщик перечисляет
деньги за каждую медицинскую манипуляцию,
а потому ей невыгодно оплачивать
лишние анализы и процедуры. Клиент
получает только то, в чем реально
нуждается, - и ничего лишнего. Владельцы
полисов избавлены от необходимости
выстаивать многочасовые очереди в
медучреждениях или ломать голову над
тем, к какому врачу обратиться. Добровольное
медицинское страхование
1 История развития
Впервые в России медицинское
страхование появилось более 100 лет
назад. Первые проекты медицинского
страхования рабочих относятся
к 80-м годам 19 века. В 1912 году после
принятия 3 Государственной Думой
Закона об обязательном медицинском
страховании в нашей стране начала
действовать система
ДМС вновь появилось на российском рынке страховых услуг только в 1991 г.
Сначала рассмотрим развитие договоров ДМС и вносимые в них изменения.
В период 1991-1993 гг. основу ДМС составляли договора, предусматривающие:
В указанных договорах
ответственность страховщика
В период с 1993 по 1994 г. появляются договора ДМС, предусматривающие предел ответственности страховщика по оплате застрахованным медицинских в размере страховой суммы, превышающей величину страхового взноса. Эти виды договоров появились в силу постепенного развития страхового рынка и в результате усиления требований в отношении соблюдения принципов страхования со стороны Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью. Данные виды страхования возврат страховых взносов уже не предусматривают. Достаточно распростаненными становятся варианты, предусматривающие страхование на предоставление медицинской помощи по монополису в виде оказания услуг по госпитализации или разового оказания медицинской услуги. Однако размер страхового взноса зависит в большей степени от стоимости медицинской услуги и не отражает реальной стоимости риска.
Третий этап развития ДМС начался с 1995г., когда страховщикам было запрещено проводить операции ДМС по договорам, предусматривающим возврат страхователю неизрасходованной на оплату лечения части страхового взноса по окончании срока страхования. С этого момента становится актуальным вопрос о необходимости проведения медицинского страхования как одного из классических рисковых видов страхования, позволяющего страховой компании брать на себя обязательства по предоставлению медицинской помощи без лимита.
Теперь рассмотрим этапы развития услуг ДМС.
Со времени принятия закона «О страховании» страховые программы отечественных страховщиков или страховые продукты получили существенное развитие.
Первыми страховыми продуктами стали так называемые «полисы прикрепления». Основой появления такой услуги стала исторически существующая разница в качестве и оснащенности медицинских учреждений, имеющая корни в системе привилегий. «Полис прикрепления» на платной основе выполнял 4 функции: пропускную, контрольную, расчетную и сберегательную. Он обеспечивал доступ, как правило, в одно из элитных лечебных учреждений, позволял клиенту переложить на страховщика предварительный отбор и анализ услуг лечебных учреждений, получение скидок на тарифы ЛПУ, контроль за обоснованностью выставляемых к оплате счетов за медуслуги и частично мог помочь сберечь средства от инфляции на базе механизма предоплаты лечебному учреждению за будущие услуги.
Такие полисы достаточно широко применяются и в настоящее время. Их существованию способствует запрет на прямую продажу своих услуг медицинскими учреждениями.
Полисы прикрепления принципиально делятся на два вида, что надо хорошо понимать страхователю.
В первом случае полис предусматривает
предоставление неограниченного объема
услуг из состава предусмотренных
прейскурантом лечебного
Во втором случае полис предусматривает предоставление услуг в пределах оговоренного лимита, который часто не вполне корректно называют страховой суммой. ЛПУ в рамках действия такого полиса предоставляет страховщику ежемесячный отчет о предоставленных услугах и счета на их оплату. В случае исчерпания установленного лимита договор страхования предусматривает уплату страхователем дополнительного взноса. В противном случае, когда к окончанию страхования лимит не выбран, договор может предусматривать обязанность страховщика вернуть остаток либо зачесть при расчете очередного годового взноса.
Оба типа «полисов прикрепления» имеют ряд недостатков или пороков.
- С точки зрения закона отсутствие рисковой функции у страховщика делает такие договоры спорными для их классификации в качестве страховых, что грозит серьезными последствиями (признание сделки ничтожной).
- С точки зрения потребителя «полис прикрепления» слишком ограничивает выбор медуслуг по составу и территории получения. Это может быть неудобно. К тому же в современной медицине нельзя все лучшее собрать в одном даже элитном лечебном учреждении.
- С точки зрения экономической «полис прикрепления» не позволяет страховщику накапливать существенные страховые резервы, эффективно выполнять контрольную функцию, добиваться повышения качества услуг в расчете на единицу затрат. В возникающих экономических отношениях доминирует ЛПУ.
В целях выбора нельзя отдать предпочтение ни первому, ни второму типу - это зависит от конкретных условий, поскольку второй тип полисов, как правило, дешевле или предполагает обслуживание в более элитном ЛПУ.
Следующим этапом развития
услуг ДМС после «полиса
«Комбинированные полисы» можно разделить также на два типа.
Первые предусматривают оказание услуг в пределах лимита ответствености, ограниченного страховым взносом. Страховщик в этом случае не несет финансового риска перед страхователем, не выполняет рисковую функцию напрямую. Распределение риска осуществляется только в пределах контингента застрахованных по одному договору, так как подавляющее большинство таких договоров носят корпоративный характер и не содержат ограничения объема услуг на одного застрахованного.
Второй тип «комбинированных
полисов» предусматривает оказание
услуг в пределах лимита ответственности,
не ограниченного страховым
Важным этапом развития услуг ДМС стало развитие разнооборазных сервисных функций, выполняемых страховой компанией.
К сожалению, «комбинированные
полисы» практически недоступны
для частных лиц. Предложение
таких полисов одиночным, неколлективным
покупателям потребует от страховщика
существенного пересмотра тарифа в
сторону повышения, так как при
индивидуальных продажах действует
механизм «неблагоприятной выборки».
Первыми услугу склонны покупать
люди с наибольшей вероятностью повышенных
расходов на медуслуги. При коллективном
страховании этот эффект компенсируется
неоднородным составом любого трудового
коллектива. С 1.01.99 в связи с введением
в действие части Налогового кодекса
страхователи - юридические лица несут
дополнительные расходы в связи
с оплатой договоров
2 Сущность добровольного медицинского страхования
Добровольное медицинское страхование является одним из видов самостоятельной отрасли финансов - страхования.
По своей сути страхование
- это система экономических
Добровольное медицинское страхование регулируется:
В качестве объекта ДМС обычно указывается риск возникновения затрат на медицинское обслуживание застрахованного.
Под страховым случаем в ДМС понимают обращение застрахованного лица в медицинское учреждение (к врачу) за медицинской помощью.
Страховой случай считается урегулированным, когда по медицинским показаниям исчезает необходимость дальнейшего лечения. Число страховых случаев по правилам ДМС может быть неограниченным.
Субъектами ДМС являются:
- страховая компания;
- страхователь;
- застрахованный;
- лечебно-профилактическое учреждение.
Страхователями выступают физические и юридические лица.