Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 12:22, контрольная работа
Страхование — это экономическая категория, система экономических отношений, которые включают совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба, обусловленного различными непредвиденными неблагоприятными явлениями (рисками). Выражает функции формирования специализированного страхового фонда; возмещения ущерба; предупреждения страхового случая.
1. Централизованные страховые фонды 4
2. Децентрализованные страховые фонды, их виды и назначение 8
3. Самострахование как способ формирования страховых фондов, его особенности, преимущества и недостатки 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 3. Необходимость и методы формирования страховых фондов 3
1. Централизованные страховые фонды 4
2. Децентрализованные страховые фонды, их виды и назначение 8
3. Самострахование как способ формирования страховых фондов, его особенности, преимущества и недостатки 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
Тема 3. Необходимость и методы формирования страховых фондов.
Страхование — это экономическая категория, система экономических отношений, которые включают совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба, обусловленного различными непредвиденными неблагоприятными явлениями (рисками). Выражает функции формирования специализированного страхового фонда; возмещения ущерба; предупреждения страхового случая.
Страховые (резервные)
фонды - это специально формируемые в материальной
или денежной форме запасы, которые предназначены
для возмещения потерь, возникающих в
результате воздействия неблагоприятных
событий случайного характера. В страховом
фонде находит свое отражение экономическая
категория страховой защиты, реализуются
личные и коллективные интересы участников
экономической деятельности, а также определяются
экономические и социальные аспекты их
жизнедеятельности.
Страховые фонды могут создаваться разными
способами. Обычно выделяют три основных
метода их формирования.
1. Централизованные страховые фонды,
Централизованные страховые (резервные) фонды, создаются за счет бюджетных и других государственных средств. Цель их формирования — обеспечение выполнения отдельных видов обязательного страхования, возмещение ущерба от стихийных бедствий и крупномасштабных аварий. Формирование таких фондов осуществляется как в натуральной, так и в денежной форме за счет обязательных платежей юридических и физических лиц. Его назначение состоит в социальной защите граждан.
В натуральной форме он представляет собой постоянно возобновляемые запасы продукции, материалов, сырья, топлива, резервов продовольствия, зерна по определенной номенклатуре, которые размещены на специальных базах. Это стратегические запасы, которые находятся в ведении Госкомитета
РФ по государственным резервам.
Централизованный страховой фонд в денежной форме — формируется в состав государственного бюджета страны, где определенная часть доходов, получаемая государством, не распределяется для использования на заранее определенную цель (образование, здравоохранение, оборону и др.) а принимает форму резерва, который может быть использован при возникновении каких-либо критических ситуаций.
Прерогатива распоряжаться ими принадлежит правительству.
Ресурсы общегосударственного централизованного страхового (резервного) фонда привлекались, например, для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении и др.
Проблемы безопасности производства и защиты окружающей
среды от вредных воздействий техносферы ставят перед человеком
новые задачи. Рост масштабов и концентрация производства
ведут к накоплению источников потенциальной опасности.
Через страховой фонд, встроенный в структуры народнохозяйственного
комплекса, достигаются определенные гарантии мобильности и гибкости хозяйственного механизма, возможности устранить или ограничить факторы техногенного риска.
Государственные страховые (резервные) фонды находятся в распоряжении правительства.
Так, резервный фонд Правительства
Российской Федерации создается
для финансирования непредвиденных
расходов и мероприятий федерального
значения, не предусмотренных в федеральном
бюджете на соответствующий финансовый год. Размер резервного фонда
определяется федеральным законом о федеральном
бюджете на соответствующий год. Средства
резервного фонда Правительства Российской
Федерации расходуются на финансирование:
• государственной поддержки общественных организаций и объединений;
• проведения юбилейных мероприятий общегосударственного значения;
• изготовления государственных наград, юбилейных медалей;
• проведения встреч, симпозиумов, выставок и семинаров на высшем уровне по проблемам общегосударственного значения;
• выплаты разовых премий и оказания разовой материальной помощи гражданам за заслуги перед государством;
• издания сборников нормативных актов и законодательства Российской Федерации;
• проведения ремонтных и восстановительных работ по заявкам органов государственной власти Российской Федерации;
• других мероприятий, проводимых
по решениям Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации.
В России создаются также:
• Централизованный резервный фонд социальной поддержки работников ликвидируемых угольных шахт и разрезов;
• Централизованный резервный фонд реструктуризации угольной промышленности;
• резервный фонд Президента;
• резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;
• резервные фонды министерств и ведомств;
• Государственный мобилизационный резерв и др.
Централизованная форма - страховой фонд, источником образования которого служат общегосударственные, местные и другие ресурсы.
Он обеспечивает возмещение ущерба от аварий, бедствий в масштабах государства. Формируется как в денежной, так и в натуральной форме - путём уплаты страховых взносов обособленными физическими и юридическими лицами. Натуральные резервы формируются из регулярно возобновляемых запасов готовой продукции сырья, материалов, топлива, продовольствия и т.п. Денежные резервы фондов образуются ежегодно при составлении государственных бюджетов. В отраслях народного хозяйства денежные резервы создаются в виде фондов для оказания финансовой помощи предприятиям и организациям данной отрасли.
Однако средства централизованных резервных фондов, как правило, не предназначены для возмещения потерь, понесенных отдельными гражданами или организациями в результате событий, имеющих частный характер. Например, вряд ли можно серьезно рассчитывать на возмещение за счет данного источника ущерба от ограбления квартиры или от пожара в магазине. Это связано с тем, что источником создания централизованных резервных фондов являются в основном налоги, а потому, если поставить задачу, чтобы государство возмещало такие потери, налоговые платежи придется существенно увеличить, на что вряд ли согласятся плательщики. Поэтому данный метод формирования страховых фондов, хотя он является достаточно эффективным при крупных катастрофах, не может рассматриваться как единственный и даже основным источником возмещения убытков во всех случаях.
2. Децентрализованные страховые фонды, их виды и назначение.
Со временем самострахование стало дополняться созданием коллективных СФ, т.е. собственно страхованием.
Две важные характеристики неблагоприятных событий:
1) случайный, вероятностный характер наступления;
2) неравномерность нанесения
Децентрализованная форма - это страховой фонд отдельного предприятия. Он обособлен, и средства его аккумулируются и расходуются в рамках одного предприятия, то есть происходит самострахование. Как правило, такая форма страховых фондов создаётся в виде натуральных запасов и должна возобновляться ежегодно. Самостоятельная форма предполагает, что каждое отдельно взятое хозяйство будет в ожидании бедствия накапливать необходимые материальные и финансовые средства, которые смогли бы перекрыть возможный ущерб, не прерывая надолго нормального функционирования. Но у этой формы есть и недостатки. Во-первых, нельзя заранее предвидеть ни момента наступления несчастного случая или бедствия, ни его разрушительной силы, ни его последствий, следовательно, нельзя и определить время, достаточное для создания такого фонда. Во-вторых, поставив перед собой такую задачу, хозяйство должно накопить фонд, равный стоимости всех его основных и оборотных средств, что экономически бессмысленно, так как основная часть этих средств окажется замороженной, выбывшей из оборота, или в силу каких-либо обстоятельств, будет использована не по назначению.
В аграрном секторе экономики
с помощью механизма
образуются семенной, фуражный и другие натуральные фонды, призванные смягчить или устранить отрицательное воздействие природно-климатического фактора на результаты деятельности сельских хозяйств.
При переходе к рыночной
экономике значительно
продукцию, недостатка оборотных средств т.д. В условиях рынка предприятия функционируют в неустойчивой и постоянно изменяющейся
экономической среде: меняются цены на производимую продукцию, приобретаемые материальные ресурсы, условия получения банковских ссуд, соотношение спроса и предложения, другие факторы хозяйственной деятельности. В то же время через фонд самострахования предприятия и другие хозяйствующие субъекты стремятся обеспечить себе устойчивое
развитие, возможность работать без финансовых и производственных
срывов.
Основным источником формирования децентрализованных
страховых фондов служат доходы организации
(предприятия) или населения (отдельного
физического лица). К децентрализованным
фондам денежных средств относятся: фонды
оплаты труда, фонды экономического стимулирования,
фонд оборотных средств, фонд амортизационных
отчислений, фонд платежей в бюджет, фонд
расширенного воспроизводства предприятий
и отраслей народного хозяйства, в совхозах
— страховой фонд, в торговых организациях
— фонд уценки товаров.
Необходимо еще раз указать на ту особенность
децентрализованных фондов, что все средства
находятся на общих счетах и различаются
фонды лишь по своей экономической природе.
ДФ являются основой финансовой системы,
поскольку именно в этой сфере формируется
преобладающая доля финансовых ресурсов
государства. Часть этих ресурсов перераспределяется
в соответствии с нормами финансового
права в доходы бюджетов всех уровней
и во внебюджетные фонды. При этом значительная
часть указанных средств в дальнейшем
направляется на финансирование бюджетных
организаций; коммерческих организаций
в виде субвенций, субсидий, а также возвращается
населению в форме социальных трансфертов
(пенсий, пособий, стипендий и т. п.).
Информация о работе Необходимость и методы формирования страховых фондов