Общая характеристика страхования предпринимательских рисков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 18:15, реферат

Описание работы

В объект страхования предпринимательского риска входит и интерес, страхуемый по договору страхования имущества, и интерес, страхуемый по договору страхования ответственности. Поэтому лица, ведущие предпринимательскую деятельность, могут выбрать, в какой форме им страховать свое имущество и ответственность, и в зависимости от этого выбора нормативное регулирование будет различным. Хорошим примером является экологическое страхование на случай увеличения экологических нормативов. Если оно проводится как страхование ответственности за причинение вреда, то выгодоприобретателем является потерпевший, а проведение его в форме страхования предпринимательского риска возможно только в пользу самого страхователя.

Файлы: 1 файл

Страхование.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

 

  • рост фонда оплаты труда за счет превышения намеченной численности, либо за счет выплат более высокого, чем запланировано, уровня заработной платы отдельным сотрудникам;

 

  • увеличение налоговых платежей и других отчислений в результате изменения ставки налогов в неблагоприятную для предпринимательской фирмы сторону и их отчислений в процессе деятельности;

 

  • низкая дисциплина поставок, перебои с топливом и электроэнергией;

 

  • физический и моральный износ оборудования отечественных предприятий.

 

Коммерческий риск - это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем. Основные причины коммерческого риска:

 

  • снижение объемов реализации в результате падения спроса или потребности на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу;

 

  • повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;

 

  • непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов);

 

  • потери товара;

 

  • потери качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;

 

  • повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы.

 

Под финансовым понимается риск, возникающий при осуществлении финансового предпринимательства или финансовых сделок, исходя из того, что в финансовом предпринимательстве в роли товара выступают либо валюта, либо ценные бумаги, либо денежные средства.

 

К финансовому риску относятся:

 

  • валютный риск;

 

  • кредитный риск;

 

  • инвестиционный риск.

 

Отраслевой риск - это вероятность потерь в результате изменений в экономическом состоянии отрасли и степенью этих изменений как внутри отрасли, так и по сравнению с другими отраслями. При анализе отраслевого риска необходимо учитывать следующие факторы:

 

 

  • деятельность фирм данной отрасли, а также смежных отраслей за определенный (выбранный) период времени;

 

  • насколько деятельность фирм данной отрасли устойчива по сравнению с экономикой страны в целом;

 

  • каковы результаты деятельности различных предпринимательских фирм внутри одной и той же отрасли, имеется ли значительное расхождение в результатах.

 

Инновационный риск особенно важен в современной предпринимательской деятельности, которая находится на этапе увеличения капиталов, используемых как для производства существующих товаров и услуг, так и для создания новых, не известных потребителю.

 

Инновационный риск - это вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимательской фирмой средств в производство новых товаров и услуг, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке. Инновационный риск возникает в следующих ситуациях:

 

  • при внедрении более дешевого метода производства товара или услуги по сравнению с уже использующимися. Подобные инвестиции будут приносить предпринимательской фирме временную сверхприбыль до тех пор, пока она является единственным обладателем данной технологии. В данной ситуации фирма сталкивается лишь с одним видом риска -- возможной неправильной оценкой спроса на производимый товар;

 

  • при создании нового товара или услуги на старом оборудовании. В этом случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия качества товара или услуги в связи с использованием старого оборудования;

 

  • при производстве нового товара или услуги при помощи новой техники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает в себя: риск того, что новый товар или услуга может не найти покупателя; риск несоответствия нового оборудования и технологии необходимым требованиям для производства нового товара или услуги; риск невозможности продажи созданного оборудования, так как оно не подходит для производства иной продукции, в случае неудачи.

 

Страхование предпринимательского риска производится либо на случай нарушения обязательств контрагентом предпринимателя, либо на случай изменения условий деятельности предпринимателя по не зависящим от него причинам. Поскольку здесь имеется в виду систематическая деятельность, направленная на извлечение прибыли (ст. 2 ГК), то и изменение условий деятельности должно носить регулярный характер. То есть по договору страхования предпринимательского риска не может быть застрахована, например, упущенная выгода из-за случайной единовременной утраты груза, а только из-за такого изменения условий, при которых случаи утраты груза устойчиво участились. Это, однако, не означает, что по договору страхования предпринимательского риска не может быть застрахована упущенная выгода из-за единовременной утраты груза в связи с нарушением обязательств контрагентами. Это также не означает, что упущенная выгода не может быть застрахована по договору страхования грузов, как это описано в п. 7 Приложения 2 к Условиям лицензирования.

 

Изменение условий деятельности должно носить для предпринимателя случайный характер, т.е. он должен находиться в отношении этого изменения в добросовестном неведении. Не может быть, например, застрахован предпринимательский риск в связи с тем, что предприниматель перенес свою деятельность в другой регион.

 

В отношении нарушения обязательства своим контрагентом предприниматель также должен находиться в добросовестном неведении. Например, не может быть застрахован предпринимательский риск продавца при продаже товара лицу, платежеспособность которого сомнительна, так как у продавца почти всегда имеется реальная возможность получить информацию о платежеспособности покупателя либо в отсутствие такой информации не заключать договор купли-продажи.

 

В договоре страхования предпринимательского риска не может быть назначен ни выгодоприобретатель, ни застрахованное лицо. Однако последствия нарушения двух этих правил различны. При назначении в договоре выгодоприобретателя ничтожным является только это условие договора, а остальные условия договора сохраняют свою силу. При назначении в договоре застрахованного лица ничтожным становится весь договор.

 

По договору страхования предпринимательского риска страхуется не только финансовый риск, но и другие убытки - ущерб в имуществе и ответственность. Поэтому лица, ведущие предпринимательскую деятельность, могут выбрать, в какой правовой форме им страховать свое имущество - в форме страхования имущества (ст. 930 ГК) или в форме страхования предпринимательского риска и в зависимости от этого выбора нормативное регулирование будет различным. Аналогично и с ответственностью предпринимателя. Хорошим примером является экологическое страхование на случай увеличения экологических нормативов. Если оно проводится как страхование ответственности предпринимателя за причинение вреда, то выгодоприобретателем является потерпевший, а проведение его в форме страхования предпринимательского риска возможно только в пользу самого страхователя.

 

Таким образом, выделив страхование предпринимательского риска в отдельный вид страхования и установив для него особые правила, законодатель ввел различное регулирование фактически возникающих отношений не в зависимости от содержания этих отношений, а в зависимости от правовой формы, в которую они облечены. Это различие, безусловно, законно, так как введено законодателем в установленном порядке, однако вряд ли его можно признать правомерным, т.е. соответствующим основным принципам правового регулирования общественных отношений.

 

Виды страхования предпринимательских рисков, как и в других подотраслях страхования, подразделяются по объектам страхования и страховым рискам. Кроме того, их можно разделить в соответствии с тремя известными стадиями кругооборота средств в процессе товарного производства. Первая (денежная) стадия кругооборота средств связана с инвестированием капитала. Страховое обеспечение вложенного капитала осуществляется с помощью страхования инвестиций, кредитов, депозитных вкладов. Страховая защита предпринимателя на второй (производственной) стадии кругооборота средств осуществляется путём проведения страхования на случай перерывов в хозяйственной деятельности в связи с пожарами, авариями и другими неблагоприятными событиями, которое обеспечивает защиту от косвенных потерь, связанных с прекращением выпуска продукции, дополнительными затратами по возобновлению производства и др. На третьей (товарной) стадии кругооборота денежных средств, где происходит реализация готовой продукции и её оплата, осуществляется страхование риска неплатежа по политическим и коммерческим причинам.

 

Объектами страхования предпринимательских рисков могут быть имущественные интересы страхователей, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности. В соответствии с гражданским кодексом РФ договоры такого страхования могут заключаться только в пользу самих страхователей. Договоры страхования предпринимательских рисков, выгодоприобретателями по которым являются лица, иные чем страхователь, признаются ничтожными. Страховая сумма по договорам страхования предпринимательских рисков не может превышать убытки от застрахованной предпринимательской деятельности, которые страхователь понёс бы при наступлении страхового случая. При этом условия договоров данного страхования нередко предусматривают установление франшизы. В перечень страховых рисков могут входить различные события - от стихийных бедствий до общественно-политических факторов.

 

Специфика страхования обуславливает ряд требований к порядку заключения договоров. Так, в частности, страхователь должен предъявить свидетельство о регистрации, лицензии или патенты на подлежащую страхованию деятельность, другие необходимые документы. В заявлении о страховании он должен дать подробную информацию о предпринимательской деятельности, условиях её осуществления, ожидаемых доходах и расходах, заключённых контрактах, своих контрагентах и других обстоятельствах, имеющих отношение к степени риска. 

 

Глава 2. Перспективы развития

 

Для развития данной отрасли страхования, в первую очередь, компаниям, которые желали бы оказывать услуги по страхованию предпринимательских рисков, необходимо провести тщательный анализ отдельных групп факторов: политических, экономических, правовых, социально-демографических, культурных, научно-технических и экологических, для оценки частоты наступления рисков с созданием хорошей статистической базы. Страховые услуги, оказываемые юридическим лицам, во многом определяются их родом деятельности. Исходя из этого, страховщику необходимо, прежде всего, определиться, с какой конкретно категорией клиентов - юридических лиц предстоит иметь дело в дальнейшем и, ориентируясь уже на этот выбранный сегмент, разрабатывать целевые программы соответствующего содержания. Подобного рода исследования предназначены для выявления сведений, характеризующих внешнюю среду деятельности страховой компании и проработки альтернативных сценариев развития страхового рынка и спроса на страховой продукт.

 

 Страховые  компании на современном этапе  должны строить свою работу, ориентируясь  на мультиканальных рентабельных  продажах, формируя сбалансированный  портфель с привлечением новых технологий. Так, стремясь привлечь потребителей из молодого поколения и деловых кругов, многие компании в России приступили к реализации своей продукции через Интернет. Такая стратегия позволяет максимально приблизиться к потребителю и расширить территориальные рамки предложения продукции компании. На сайте постоянно дежурит квалифицированный менеджер, у которого можно получить любую информацию о страховых терминах, процедурах страхования и состоянии страхового рынка.

 

Так же, по свидетельству страховщиков, ключевую роль в стабилизации развития компании приобретает внедрение систем риск-менеджмента. Цель эффективного риск-менеджмента - не просто минимизировать риски, но и определить оптимальное соотношение между прибыльностью и уровнем принимаемых рисков. Вышеизложенные меры позволят снизить себестоимость страхового продукта и цену на данный продукт, повысив, таким образом, свою конкурентоспособность.

 

 Повышение  страховой культуры населения, развитие  активных операций страховыми  компаниями, имеющими квалифицированный кадровый состав с глубокими специальными знаниями, так же приведут к заметному оживлению в сфере страхования предпринимательских услуг.

 

Но все же самым приоритетным направлением исследования страхового рынка является анализ структуры потребителей страховых услуг, как главного объекта приложения экономических усилий страховщика. Положительному решению этой сложной проблемы успешно способствует стратегия, представляющая клиентам пакет различных финансовых и страховых услуг посредством соответствующих союзов и кооперативов. Практика подтвердила, что именно такие союзы и кооперативы, выступая в качестве поставщиков предпринимательских и финансовых услуг, способны квалифицированно решать свои задачи.

 

Но какую бы стратегию не выбрали страховые компании, существует одна непреложная истина: страхование основано на доверии клиентов, обязательства страховщиков должны быть полностью и своевременно выполнены, а их стратегия, в конечном счете, должна быть направлена на улучшение страховой защиты экономических интересов своих потенциальных клиентов.  

 

  Заключение

 

Интерес, страхуемый как предпринимательский риск, комплексный, т.е. включает в себя все составляющие страховых убытков - и реальный ущерб, и упущенную выгоду, и ответственность (ст. 929 ГК), но из других видов интересов его выделяет то, что он возникает в связи с ведением заинтересованным лицом предпринимательской деятельности (ст. 2 ГК).

 

Лицо, которое ведет предпринимательскую деятельность, должно зарегистрироваться в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК). То есть страхователем в таком договоре может быть либо гражданин, зарегистрировавшийся в качестве индивидуального предпринимателя, либо коммерческая организация, либо некоммерческая организация, которая ведет предпринимательскую деятельность для достижения своих уставных целей (абзац второй п. 3 ст. 50 ГК). Тем не менее, фактически предпринимательскую деятельность ведут и граждане, не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуального предпринимателя, и некоммерческие организации в иных целях, чем это определено в их уставе. Интерес в получении выгоды в этом случае противоречит правовым нормам и поэтому противоправен (п. 1 ст. 928 ГК).

Информация о работе Общая характеристика страхования предпринимательских рисков