Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 00:18, контрольная работа
Страхование – одна из древнейших экономических категорий общественных отношений. Зародилось в период разложения первобытнообщинного строя, страхование стало неприменим спутником общественного производства. Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями общественной жизни.
Рисковый характер общественного производства – главная причина беспокойства каждого собственника имущества и товаропроизводителя за свое материальное благополучие. Закономерно возникла идея возмещение материального ущерба путем солидарной его раскладки между заинтересованными владельцами имущества. Если бы каждый отдельно взятый собственник попытался возместить ущерб за свой счет, то он был бы вынужден создавать материальное или денежные резервы, разные по величине стоимости своего имущества, что для каждого в одиночку разорительно дорого.
Введение 2 стр.
1. Виды обязательного страхования и их организация 3 стр.
2. Законодательство, регулирующее обязательное страхование 18 стр.
3. Проблемы и перспективы развития обязательного страхования в РФ 21 стр.
Заключение 28 стр.
Список используемых источников 30 стр.
Содержание
Введение
1. Виды обязательного
2. Законодательство, регулирующее
обязательное страхование
3. Проблемы и перспективы
Заключение
Список используемых источников
Введение
Страхование – одна из древнейших экономических категорий общественных отношений. Зародилось в период разложения первобытнообщинного строя, страхование стало неприменим спутником общественного производства. Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями общественной жизни.
Рисковый характер общественного производства – главная причина беспокойства каждого собственника имущества и товаропроизводителя за свое материальное благополучие. Закономерно возникла идея возмещение материального ущерба путем солидарной его раскладки между заинтересованными владельцами имущества. Если бы каждый отдельно взятый собственник попытался возместить ущерб за свой счет, то он был бы вынужден создавать материальное или денежные резервы, разные по величине стоимости своего имущества, что для каждого в одиночку разорительно дорого.
Жизненный опыт, основанный на многолетних наблюдениях, позволил сделать вывод о случайном характере наступления чрезвычайных событий и неравномерности нанесения ущерба.
Именно поэтому в условиях современного общества страхование превратилось во всеобщее универсальное средство страховой защиты всех форм собственности, доходов предприятий, организаций, фермеров, арендаторов, граждан.
1. Виды обязательного страхования и их организация
На развитие рынка финансовых услуг, к которым относятся и страховые операции, влияет множество факторов, в том числе и факторы, обусловленные, во-первых, специфическими свойствами услуги в общем и, во-вторых, особенностями финансовой услуги в частности. В сфере страховых отношений такими факторами являются количество видов обязательного страхования и их соотношение между собой в отраслевом и социальном аспектах.
Наличие определенных видов обязательного страхования обусловливает их классификацию по различным критериям. Так, исходя из форм собственности страховщика, обязательное страхование подразделяется на государственное и коммерческое.
Государственное страхование -- комплексное покрытие различных общественно значимых страховых рисков за счет средств государственного бюджета. В качестве страховщика выступает государство в лице специально уполномоченных на то организаций. Средства, выделяемые на страхование, носят государственный характер, т. е. выделяются из бюджетов Федерации или ее субъекта. В круг интересов государства входит его монополия на проведение всех или отдельных видов страхования, определенных законом о статусе страховой деятельности, и приоритет в осуществлении социальной защиты граждан.
Государственное страхование, проводимое во всех странах, ориентировано на решение социальных, общественных задач по защите интересов всех слоев населения и экономических субъектов различных сфер деятельности (на основе затратного механизма).
Коммерческое обязательное страхование -- негосударственная организационная форма страховых отношений, где в качестве страховщика выступает частный капитал в лице страховых компаний различных организационно-правовых форм (акционерные общества, товарищества и т. п.). Оно проводится на основе механизма самоокупаемости и прибыльности в соответствии с целями любой предпринимательской деятельности.
Коммерческое страхование, как известно, отклоняет риски, за которые уплачиваются незначительные (на взгляд страховщика) суммы страховых премий. Государственное же страхование не имеет целью получение дохода и поэтому принимает на страхование все риски. С учетом специфики обязательного государственного страхования в России допуск в этот сектор осуществляется на разрешительной основе. Частные страховщики допускаются к деятельности только в системе ОМС. Для этого они должны иметь лицензию Федеральной службы страхового надзора Минфина России (ФССН) и после этого пройти определенный отбор в субъекте РФ. Все другие виды государственного страхования осуществляют исключительно государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения -- внебюджетные целевые фонды (пенсионного страхования, социального, медицинского страхования).
В зависимости от участия в решении проблем общества выделяются следующие подсистемы обязательного страхования:
социальное страхование, основанное на идее попечения об общественном благе и входящее в государственную социальную политику; включает страховую защиту жизненных интересов всех слоев населения (личное страхование);
общественно значимое страхование, основанное на идее снижения крупномасштабных страховых рисков в жизнедеятельности экономических субъектов и частных лиц; включает определенные виды личного страхования, страхования имущества и страхования гражданской ответственности.
Законодательство РФ в сфере социального страхования предусматривает образование особых (внебюджетных) фондов денежных средств, прямо не связанных с бюджетами различных уровней, которые представляют собой совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства и имеющих сугубо целевой характер расходования.
Государственные внебюджетные социальные фонды -- Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также очень близкий к ним по своей правовой природе Фонд обязательного страхования вкладов физических лиц в банках' -- имеют общегосударственное значение, так как по размеру мобилизующих денежных средств они занимают главенствующее положение в государстве и созданы для реализации основных конституционных прав граждан.
Государственные внебюджетные социальные фонды и Фонд обязательного страхования вкладов физических лиц в банках формируются и функционируют на принципах, резко отличающихся от основ создания коммерческой (негосударственной) страховой системы. Эти различия заключаются в следующем:
соответствующие структуры, занятые формированием и распределением денежных средств вышеприведенных фондов, -- государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения (государственная корпорация -- при осуществлении функций по обязательному страхованию вкладов);
формирование вышеприведенных страховых фондов -- на обязательной основе путем сбора федерального социального налога и страховых взносов;
прямое участие государственных органов в управлении системой обязательного социального страхования.
Организационно-правовая модель системы социального страхования в Российской Федерации отвечает ее государственному режиму и имеет структуру, основанную на внебюджетных автономных страховых фондах. При этом независимость их функционирования весьма специфична и существенно отличается от финансовой деятельности страховых организаций, осуществляющих коммерческое страхование. Это прежде всего проявляется в невозможности существенно влиять на величину доходов и корректировать расходную часть своего бюджета.
Наделив государственные внебюджетные социально значимые фонды и Агентство по страхованию вкладов как юридических лиц самостоятельностью, государство оставило за собой право решать многие вопросы, касающиеся их деятельности: определять размер обязательных внебюджетных фондов и Агентства затрагивает в основном организационный аспект движения денежных средств, разработку методической документации и частично перераспределительные операции. Их назначение, в конечном счете, сводится к обеспечению финансовой ресурсной базы для реализации государственных социальных программ (пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования и др.), т. е. к сбору установленных государством обязательных платежей и передаче их органам социальной защиты для последующих выплат или непосредственно населению. Таким образом, государственные внебюджетные социальные фонды (в лице своих исполнительных органов) и Агентство ответственны только за организацию и управление процессами мобилизации и использования денежных средств в размерах и на нужды, строго определенные государством.
В зависимости от принципиальных отличий объектов страхования обязательное страхование классифицируется на отрасли, виды и подвиды страхования.
Особенностью данной классификации является отсутствие четкого разграничения иерархических уровней и объединение отдельных видов, подвидов в комплексные виды страхования. Так, в личном страховании единичные виды присущи только 2-й подотрасли -- страхованию от несчастных случаев. Страхование жизни объединяет различные социальные риски и риски, связанные с медицинским страхованием, страхованием от несчастных случаев и на случай смерти.
В отрасли имущества к обязательной форме относятся несколько видов без выделения подотраслей. Например, имущество особой важности может принадлежать в равной степени и физическим и юридическим лицам. Страхование имущества особой важности подразделяется на следующие подвиды:
обязательное коммерческое страхование временно вывозимых культурных ценностей государственными и муниципальными музеями, архивами, библиотеками и иными государственными хранилищами культурных ценностей (в соответствии с Законом РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 г.);
обязательное коммерческое страхование заложенного имущества от рисков утраты (в соответствии со ст. ПО ч. 2 ГК РФ);
государственное обязательное страхование имущества, принадлежащего гражданам (в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1981 г.);
Выделение трех самостоятельных направлений обязательного личного страхования в РФ обусловлено различными источниками финансирования страховых отношений и разными статусами страховых организаций (см. подробно Приложение 4). Страховые выплаты пострадавшим лицам осуществляются за счет:
бюджетных средств государства (1-е направление, ОГС);
внебюджетных средств государства, т. е. из специальных внебюджетных фондов финансирования (2-е направление, ОСС);
-- средств коммерческих
Виды страхования, проводимые в обязательной форме, характеризуются в соответствующих подотраслях личного страхования следующим образом:
долгосрочное страхование жизни -- страхование на случай гибели сотрудников, работников; страхование по инвалидности и на случай потери кормильца, страхование пенсий военнослужащих и военнообязанных, страхование пенсии работников предприятий с особо опасными условиями труда;
страхование от несчастных случаев -- страхование на производстве и профзаболеваний, государственное страхование жизни определенных категорий граждан, обязательное личное страхование пассажиров на транспорте;
медицинское страхование -- страхование общих медицинских расходов (на амбулаторное лечение, на случай определенного заболевания, лечения в стационаре и др., затрат по хирургической операции и послеоперационному уходу, стоматологических расходов и т. д.), а также затрат, не связанных со стоимостью лечения (страхование на случай установления диагноза заболевания, болезни до 4-х месяцев; страхование потерь дохода в связи с заболеванием; страхование суточных расходов при нахождении в стационаре, больнице, госпитале и др.).
Основным направлением обязательного личного страхования является государственное личное страхование определенных категорий лиц. Его сущность заключается в комплексном покрытии различных общественно значимых страховых рисков и финансировании страховой защиты из средств государственного бюджета. В связи с этим в качестве страховщика выступает только государственная организация. Обязательное государственное страхование проводится с целью удовлетворения социальных интересов определенной группы граждан и представляет собой отношения по защите страховых интересов, связанных с жизнью, здоровьем и трудоспособностью застрахованных лиц, а также в отдельных случаях их имущества. Вопросы компенсации понесенного ущерба представляют общественный интерес, а в отдельных случаях и государственную значимость.
Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
К обязательному государственному личному страхованию определенных категорий физических лиц относятся следующие виды страхования:
страхование жизни, здоровья и имущества военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
страхование государственных служащих определенных категорий (лиц, занимающих государственные должности категорий «Б» и «В», депутатов, судей и др.);
страхование от риска радиационного воздействия;
страхование должностных лиц таможенных органов;
страхование пациентов, участвующих в клинических испытаниях лекарственных средств;
государственное медицинское страхование лиц, здоровью которых нанесен вред вследствие чернобыльской катастрофы (Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»). Фонд социального страхования выполняет в данном случае только функцию кассы, средства же обеспечивает государственный бюджет;