Основы страхового права России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:53, контрольная работа

Описание работы

Правовую основу страховой деятельности составляют законодательные и подзаконные акты по страхованию:
1. Конституция Российской Федерации - правовой документ имеющий наивысшую юридическую силу (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).
2. Правовые документы , имеющие высшею юридическую силу:
Гражданский кодекс Российской Федерации ,часть вторая, гл. 48 «Страхование» (принят Государственной Думой 22 декабря 1995г., введен в действие 1 марта 19996г.)

Содержание работы

1.Основы страхового права России……………………………………………….3
1.1Страховое право как специфическая отрасль законодательства…………..3
1.2Лицензирование и надзор в страховании……………………………………5
2. Тестовые задания………………………………………………………………...10
3. Практикум………………………………………………………………………..19
Задача №1………………………………………………………………………...19
Задача №2………………………………………………………………………..21
4. Криптограмма……………………………………………………………………24
Список использованной литературы……………………………………………...25

Файлы: 1 файл

Страхование.docx

— 51.75 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Кемеровский  государственный сельскохозяйственный институт» 

 

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Страхование»

 

Вариант 4

 

 

 

                                  Выполнил:

Специальность: «Бух. учет, анализ и аудит»

                                              Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2012

 

 

Содержание

 

1.Основы страхового права России……………………………………………….3

   1.1Страховое право как специфическая отрасль законодательства…………..3

   1.2Лицензирование и надзор в страховании……………………………………5

2. Тестовые задания………………………………………………………………...10

3. Практикум………………………………………………………………………..19

    Задача №1………………………………………………………………………...19

    Задача  №2………………………………………………………………………..21

4. Криптограмма……………………………………………………………………24

Список использованной литературы……………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Основы  страхового права России

 

 

1.1.  Страховое право как специфическая  отрасль

законодательства

 

Правовую  основу страховой деятельности составляют законодательные и подзаконные  акты по страхованию:

1. Конституция  Российской Федерации - правовой документ имеющий наивысшую юридическую силу (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).

  2. Правовые  документы , имеющие высшею юридическую силу:

Гражданский кодекс Российской Федерации ,часть вторая, гл. 48 «Страхование» (принят Государственной Думой 22 декабря 1995г., введен в действие 1 марта 19996г.)

Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ)

Федеральный закон «Об основах туристической  деятельности в Российской Федерации» (от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ)

Федеральный закон «О медицинском страховании  граждан в Российской Федерации» (от 28 июня 1991г. № 1500-1, с изменениями  и дополнениями от 2 апреля 1993г. № 4741-1)

Федеральный закон «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 09.01.96 № 2-ФЗ и от 17.12.99 № 212-ФЗ)

Указы Президента Российской Федерации.

3. Законодательные  и нормативные правовые акты, постановления Правительства и  положения:

  • «О Федеральном органе исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью» (Департамент страхового надзора министерства Финансов- Указ Президента РФ от 14.09.96 № 1177);
  • Нормативные методические материалы, издаваемые Федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью:
      1. условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации (от 12 декабря 1992 г.№ 02-02/4 с изменениями и дополнениями от 22 января 1993г);
      2. методика расчета нормативного размера соотношения активов и обязательств страховщиков и Инструкция о порядке применения «Методики расчета нормативного размера соотношения  активов и обязательств страховщиков», утвержденные приказом Росстрахнадзора от 30 октября 1995 г. № 02/02;
      3. правила размещения страховщиками страховых резервов, утвержденные приказом Минфина РФ от 22 февраля 1999г. №16н (с изменениями от 16 марта 2000г.);
      4. постановление Правительства РФ от 16 мая 1994г. № 491 «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками» (с изменениями от 7 июля 1998г.);
      5. рекомендации по аудиторской проверке страховщиков от 13.03.95;
      6. методика расчета тарифных ставок по   рисковым видам страхования (утв. распоряжением Росстрахнадзора от 08.07.93 № 02-03-36) и другие.

4. Юридические  документы:

договор страхования;

лицензия  на страхование;

страховое свидетельство;

правила страхования;

уставные  и учредительные документы.

Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), являясь основным законом рыночной экономики, своими нормами охватывает и сферу страхования.

 В ГК  РФ ( часть вторая, гл. 48 «Страхование») сформулированы общие положения о формах страхования (обязательной и добровольной), договорах страхования, правах и обязанностях субъектов правовых отношений; об интересах, страхование которых не допускается; о последствиях наступления страхового случая; об основаниях по освобождению страховщика от выплаты страхового обеспечения и страхового возмещения; о перестраховании, взаимном государственном страховании и др.

В ГК РФ изложены основные понятия и правовые нормы предназначенные для использования всеми участниками страховой сферы.

Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» определены основные принципы государственного регулирования  страхования, регламентированы отношения  между страховыми организациями  и гражданами. Предприятиями и  организациями . а также другими заинтересованными учреждениями; отношения страховых организаций между собой. Закон также включает в себя положения. Определяющие содержание договора страхования, показатели финансовой устойчивости страховщиков, основные функции надзорных органов.

  Наличие  устойчивого страхового рынка  и грамотно организованного правового          поля в данной области, существенный  компонент любой преуспевающей  экономики. В нашей стране  правовое воздействие на функционирование  рынка страховых услуг недостаточно  велико.

 

1.2 Лицензирование и надзор в  страховании

 

Лицензия, предоставляющая право заниматься страховой деятельностью на территории Российской Федерации, может быть выдана только юридическому лицу, так как физические лица не вправе заниматься страховой деятельностью.

Страховой деятельностью, подлежащей лицензированию, считается  деятельность страховых организаций  и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат.

Лицензии  выдаются на осуществление добровольного  и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности. Если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование, то лицензия выдается на осуществление перестрахования. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.

Не требует  получения лицензии деятельность, связанная  с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых  выплат, иная консультационная и исследовательская  деятельность в области страхования.

Лицензирование  страховой деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, который выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности, ведет единый Государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков, а также реестр страховых брокеров, разрабатывает нормативные и методические документы по вопросам страховой деятельности, отнесенные Законом о страховании к его компетенции.

Лицензии  на осуществление страховой деятельности на основании следующих документов:

-заявления;

-учредительных  документов;

-свидетельства  о регистрации;

-справки  о размере оплаченного уставного  капитала;

-экономического  обоснования страховой деятельности;

-правил по  видам страхования;

-расчетов  страховых тарифов;

-сведений  о руководителях и их заместителях;

Лицензия  на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории РФ при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.

Лицензии  на осуществление страховой деятельности выдаются страховщикам (отдельно выделяется категория страховщиков, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование) для осуществления страховой деятельности только на определенной территории, заявленной страховщиком, лицензия не имеет ограничения по сроку действия, если это специально не оговорено при ее выдаче.

Государственный надзор за страховой деятельностью  осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Система государственного надзора за страховой деятельностью должна предполагать:

1) организацию основ страхового надзора в РФ, в первую очередь путем создания специальных органов по надзору за страховой деятельностью на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;

2) создание нормативных актов надзора за страховой деятельностью, выработку единых методических принципов организации и осуществления страхового дела;

3) определение специальных требований к страховым организациям, установление лицензирования и сертификации страховой деятельности;

4) установление  единых квалификационных требований  к руководителям и специалистам  страховых организаций, сюрвейерам, аварийными комиссарами и т.п.

 Государственная  политика по организации и  регулированию деятельности страхового  рынка реализуется через Департамент  Росстрахнадзора. Правительство РФ приняло постановление от 30 июня 2004 г. № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора». Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

Основными  функциями федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью  являются:

выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой  деятельности;

ведение единого  Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а  также реестра страховых брокеров;

контроль  за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков:

установление  правил формирования и размещения страховых  резервов, показателей и форм учета  страховых операций и отчетности о страховой деятельности:

разработка  нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным законодательством к  компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;

обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном  порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства РФ о страховании.

Федеральный орган исполнительной власти по надзору  за страховой деятельностью для выполнения возложенных на него функций вправе:

  1. получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на него функций информацию от организаций, в том числе банков, а также от граждан;
  2. производить проверки соблюдения страховщиками законодательства РФ о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;
  3. при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;
  4. обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства РФ, а также о ликвидации организаций, осуществляющих страхование без лицензий.

Правительством  РФ по предложению федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, согласованному с заинтересованными органами государственной власти, созданы территориальные органы страхового надзора в целях соблюдения требований законодательства РФ по вопросам страхования и создания условий для эффективного развития страховых услуг, а также защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Территориальные органы страхового надзора осуществляют непосредственный надзор за страховой деятельностью в субъектах РФ, для чего они наделены правом проводить проверки достоверности представляемой страховыми организациями отчетности и соблюдения страхового законодательства, получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на них функций информацию от организаций, в том числе банков, а также от граждан.

Информация о работе Основы страхового права России