Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 13:03, реферат
Добровольное страхование осуществляется в основном на коммерческой основе. Это страхование стало базовым элементом финансирования здравоохранения лишь в одной стране - США, где наибольшую долю национального дохода тратят на здравоохранение, но при этом около трети населения лишено возможности получить квалифицированную медицинскую помощь в необходимом объеме.
Обязательное (социальное) страхование возникло 110 лет назад в Германии и теперь во многих странах составляет основу финансирования здравоохранения. При обязательном страховании каждый гражданин платит определенную долю личного дохода в виде страхового взноса (или за него это делает организация, предприятие).
Введение.............................................................................................3
1. Общие аспекты организации медицинского страхования..............5
2. Социально-правовые аспекты новой системы медицинского страхования…………………………………………………………………….16
3. Особенности организации медицинского страхования в России в условиях социально-экономических реформ...........................................17
Список используемой литературы………………………………...21
10. Средства, направляемые гражданами и юридическими лицами на финансирование программ обязательного медицинского страхования, подлежат льготному налогообложению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Финансирование страховых медицинских организаций, медицинских организаций в системе медицинского страхования осуществляется фондами обязательного медицинского страхования на основе договоров на финансирование и предоставление медицинской помощи (медицинских услуг) в рамках программ обязательного медицинского страхования.
12. Деятельность фондов обязательного медицинского страхования, страховых медицинских организаций, медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования регулируются законодательством Российской Федерации.
13. Медицинские организации, участвующие в системе медицинского страхования, строят свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации о медицинском страховании на основе договоров, заключенных со страховыми медицинскими организациями (фондами обязательного медицинского страхования).
14. Страховые медицинские организации вправе контролировать соблюдение организацией здравоохранения условий договора на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по медицинскому страхованию.
15. Фонды обязательного медицинского страхования и страховые медицинские организации обязаны вести персональный учет застрахованных.
Страхователи - это юридические или дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры обязательного медицинского страхования либо являющиеся страхователями в силу закона. Страхователь - один из субъектов ОМС, уплачивающий взносы на обязательное медицинское страхование.
Страхователями при
Страхователь при желании может опосредованно влиять на систему медицинской помощи населению. Это влияние осуществляется через:
- участие представителей страхователей в работе правлений фондов ОМС;
- договор обязательного медицинского страхования.
По организационной структуре фонды ОМС являются юридическими лицами, то есть их средства отделены от средств государственного бюджета (управление средствами государственного бюджета осуществляют органы исполнительной власти, а управление средствами фондов - органы фондов).
Фонды обязательного медицинского
страхования построены по принципу
публично-правового учреждения, то
есть руководство деятельностью
фонда осуществляется правлением и
его постоянно действующим
Состав правления Федерального фонда ОМС утверждается органом законодательной власти Российской Федерации.
Состав правления
Председатель правления избирается членами правления Федерального (территориальных) фонда обязательного медицинского страхования.
В составе правления Федерального (территориальных) фонда обязательного медицинского страхования предусмотрено участие двух представителей страхователей.
Правление фонда обязательного
медицинского страхования работает
на общественных началах. Страхователи
в составе правления фонда
участвуют в определении
Договор медицинского страхования
заключается между
Договор составляется на основе типового договора обязательного медицинского страхования и утверждается органом государственного управления территории.
Договор заключается в
интересах граждан и
Договор ОМС дает возможность
страхователю эффективно влиять на страховую
медицинскую организацию и
Страхователь обязан заключить
договор обязательного
С момента расторжения
трудового договора обязанности
работодателя (как страхователя) по
обязательному медицинскому страхованию
перед работником прекращаются и
переходят к другому
Органы государственного
управления, выступающие страхователем
неработающего населения, обязаны
заключить договор
- гражданин не должен работать;
- гражданин должен постоянно проживать на территории, подведомственной органу государственного управления, а также это касается вынужденных переселенцев и лиц, попавших в экстремальные ситуации.
Обязанность органа государственного управления как страхователя прекращается:
- при поступлении гражданина на работу;
- при перемене гражданином постоянного места жительства;
- в случае смерти гражданина.
Согласно ст. 9 Закона РФ «О
медицинском страховании
Ответственность страхователя
за уклонение от заключения договоров
обязательного медицинского страхования
определяется ст. 27 Закона «О медицинском
страховании граждан в
- гражданин, в пользу которого должен быть заключен договор обязательного медицинского страхования;
- органы государства (прокуратура, органы здравоохранения, фонды ОМС и др.), в функции которых входят общий надзор за соблюдением законности или обязанности по защите интересов населения в области охраны здоровья и по обеспечению реализации Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
Ст. 9 Закона «О медицинском
страховании граждан в
Если страхователь удовлетворен
степенью надежности выбранной им страховой
медицинской организации, то он вправе
принимать самостоятельное
Право страхователя на осуществление контроля за выполнением условий договора обязательного медицинского страхования может быть реализовано им путем организации и осуществления собственных проверок исполнения условий договора. Страхователь может поручить проведение проверки компетентной независимой экспертной организации (например, проверить соответствие установленным требованиям условий оказания медицинской помощи застрахованным и др.).
Требования к видам, объему
и условиям оказания медицинской
помощи устанавливаются
Страхователи могут влиять на исполнение обязательств по договору ОМС, используя:
- переговоры с руководителями страховой медицинской организации, применение предусмотренных договором штрафных санкций;
- расторжение договора ОМС (это повлечет за собой прекращение финансирования территориальным фондом страховой медицинской организации);
- обращение в суд в случае недостижения согласия в ходе переговоров;
- влияние через своих представителей в управлении фонда обязательного медицинского страхования.
Страхователь обязан вносить
страховые взносы на ОМС в порядке,
установленном действующим
2. Социально-правовые аспекты
новой системы медицинского
Медицинское страхование подразделяется на обязательное и добровольное.
Обязательное медицинское страхование осуществляется не только работодателями, но и государством. Добровольное медицинское страхование является одним из видов финансово-коммерческой деятельности - так трактуют авторы публикации [3]. Понятие «Добровольное медицинское страхование» говорит само за себя: вам нужно - страхуйтесь, и, как любое страхование, - платите деньги.
Изучение материалов, связанных с введением в нашей стране обязательного медицинского страхования, позволяет обратить внимание на следующие моменты в ее реализации:
1. Нужна ли вообще система
обязательного медицинского
Опыт других стран в этом вопросе - разный и другие страны не похожи на Россию, - так что ссылаться только на практику внедрения этой системы за рубежом неубедительно.
При сохранении государственной системы здравоохранения (прежней или усовершенствованной) можно было бы:
- ввести для всей работодателей медицинский налог в бюджет государства.
- величина налога могла бы быть дифференцированной в зависимости, например, от численности работающих (в том числе по всем видам договоров) и оборотов или прибыли (лучше от оборотов, так как прибыль научились скрывать).
- направление налога должно быть только в Федеральный бюджет: единая власть при едином финансировании. Распределение налога должно осуществляться по отработанной схеме по территориям.
2. При введении только
государственного
Добровольное медицинское
страхование позволило бы любому
предприятию независимо от его организационно-правовой
формы и подчиненности