Особенности организации медицинского страхования в России в условиях социально-экономических реформ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 13:03, реферат

Описание работы

Добровольное страхование осуществляется в основном на коммерческой основе. Это страхование стало базовым элементом финансирования здравоохранения лишь в одной стране - США, где наибольшую долю национального дохода тратят на здравоохранение, но при этом около трети населения лишено возможности получить квалифицированную медицинскую помощь в необходимом объеме.
Обязательное (социальное) страхование возникло 110 лет назад в Германии и теперь во многих странах составляет основу финансирования здравоохранения. При обязательном страховании каждый гражданин платит определенную долю личного дохода в виде страхового взноса (или за него это делает организация, предприятие).

Содержание работы

Введение.............................................................................................3
1. Общие аспекты организации медицинского страхования..............5
2. Социально-правовые аспекты новой системы медицинского страхования…………………………………………………………………….16
3. Особенности организации медицинского страхования в России в условиях социально-экономических реформ...........................................17
Список используемой литературы………………………………...21

Файлы: 1 файл

Медицинское страхование.docx

— 37.54 Кб (Скачать файл)

10. Средства, направляемые гражданами и юридическими лицами на финансирование программ обязательного медицинского страхования, подлежат льготному налогообложению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Финансирование страховых медицинских организаций, медицинских организаций в системе медицинского страхования осуществляется фондами обязательного медицинского страхования на основе договоров на финансирование и предоставление медицинской помощи (медицинских услуг) в рамках программ обязательного медицинского страхования.

12. Деятельность фондов обязательного медицинского страхования, страховых медицинских организаций, медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования регулируются законодательством Российской Федерации.

13. Медицинские организации, участвующие в системе медицинского страхования, строят свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации о медицинском страховании на основе договоров, заключенных со страховыми медицинскими организациями (фондами обязательного медицинского страхования).

14. Страховые медицинские организации вправе контролировать соблюдение организацией здравоохранения условий договора на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по медицинскому страхованию.

15. Фонды обязательного медицинского страхования и страховые медицинские организации обязаны вести персональный учет застрахованных.

Страхователи - это юридические  или дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры обязательного медицинского страхования  либо являющиеся страхователями в силу закона. Страхователь - один из субъектов  ОМС, уплачивающий взносы на обязательное медицинское страхование.

Страхователями при обязательном медицинском страховании неработающего  населения является государство  в лице органов исполнительной власти, при обязательном медицинском страховании  работающего населения - предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности и хозяйственно-правового  статуса, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных  профессий. Под лицами свободных  профессий подразумеваются лица творческих профессий, не объединенные в творческие союзы.

Страхователь при желании  может опосредованно влиять на систему  медицинской помощи населению. Это  влияние осуществляется через:

-   участие представителей страхователей в работе правлений фондов ОМС;

-   договор обязательного медицинского страхования.

По организационной структуре  фонды ОМС являются юридическими лицами, то есть их средства отделены от средств государственного бюджета (управление средствами государственного бюджета осуществляют органы исполнительной власти, а управление средствами фондов - органы фондов).

Фонды обязательного медицинского страхования построены по принципу публично-правового учреждения, то есть руководство деятельностью  фонда осуществляется правлением и  его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией.

Состав правления Федерального фонда ОМС утверждается органом  законодательной власти Российской Федерации.

Состав правления территориального фонда ОМС утверждается органом  представительной власти территории.

Председатель правления  избирается членами правления Федерального (территориальных) фонда обязательного медицинского страхования.

В составе правления Федерального (территориальных) фонда обязательного  медицинского страхования предусмотрено  участие двух представителей страхователей.

Правление фонда обязательного  медицинского страхования работает на общественных началах. Страхователи в составе правления фонда  участвуют в определении направлений  развития обязательного медицинского страхования на территории субъекта РФ и контролируют правильность использования  средств ОМС.

Договор медицинского страхования  заключается между страхователем  и страховой медицинской организацией (страховщиком).

Договор составляется на основе типового договора обязательного медицинского страхования и утверждается органом  государственного управления территории.

Договор заключается в  интересах граждан и предусматривает  обязательства страховой медицинской  организации (страховщика) по организации  и финансированию медицинского помощи. Виды и объем медицинской помощи, за организацию и финансирование которой несет ответственность  страховщик, определяются территориальной  программой обязательного медицинского страхования.

Договор ОМС дает возможность  страхователю эффективно влиять на страховую  медицинскую организацию и медицинское  учреждение в случае невыполнения или  плохого выполнения ими обязательств по организации и оказанию медицинской  помощи.

Страхователь обязан заключить  договор обязательного медицинского страхования в пользу конкретного  работающего гражданина сразу после  подписания с ним трудового соглашения.

С момента расторжения  трудового договора обязанности  работодателя (как страхователя) по обязательному медицинскому страхованию  перед работником прекращаются и  переходят к другому страхователю, в зависимости от нового статуса  застрахованного (безработный, работник другого предприятия, пенсионер  и т.д.).

Органы государственного управления, выступающие страхователем  неработающего населения, обязаны  заключить договор обязательного  медицинского страхования при наличии  двух условий:

-   гражданин не должен работать;

-   гражданин должен постоянно проживать на территории, подведомственной органу государственного управления, а также это касается вынужденных переселенцев и лиц, попавших в экстремальные ситуации.

Обязанность органа государственного управления как страхователя прекращается:

-   при поступлении гражданина на работу;

-   при перемене гражданином постоянного места жительства;

-   в случае смерти гражданина.

Согласно ст. 9 Закона РФ «О медицинском страховании граждан  в Российской Федерации» страхователь обязан заключить договор обязательного  медицинского страхования со страховой  медицинской организацией, вносить  страховые взносы (платежи) в порядке, установленном законом и договором  медицинского страхования. За отказ  предприятий, учреждений, организаций  и иных хозяйственных субъектов  независимо от форм собственности от регистрации в качестве плательщиков страховых взносов, за сокрытие или  занижение сумм, с которых должны начисляться страховые взносы, за нарушение установленных сроков их уплаты к плательщикам страховых взносов применяются финансовые санкции.

Ответственность страхователя за уклонение от заключения договоров  обязательного медицинского страхования  определяется ст. 27 Закона «О медицинском  страховании граждан в Российской Федерации». Требовать от страхователя исполнения возложенной на него обязанности  по заключению договора ОМС могут:

-   гражданин, в пользу которого должен быть заключен договор обязательного медицинского страхования;

-   органы государства (прокуратура, органы здравоохранения, фонды ОМС и др.), в функции которых входят общий надзор за соблюдением законности или обязанности по защите интересов населения в области охраны здоровья и по обеспечению реализации Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

Ст. 9 Закона «О медицинском  страховании граждан в Российской Федерации» предусматривает право  выбора страхователем страховой  медицинской организации. Страхователю следует прежде всего проверить, имеет ли страховая медицинская организация государственную лицензию на право осуществления страховой деятельности по обязательному медицинскому страхованию на данной территории, а также показатели ее финансового состояния и платежеспособность.

Если страхователь удовлетворен степенью надежности выбранной им страховой  медицинской организации, то он вправе принимать самостоятельное решение  по заключению договоров обязательного  медицинского страхования. Ст. ст. 7 и 8 закона Российской Федерации «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках» от 23.03.91 запрещает органам власти и  управления принимать акты, создающие  благоприятные условия для деятельности отдельных хозяйственных субъектов, или заключать соглашения о разделе  рынка по территориальному принципу. Органы власти и управления не имеют  права навязывать страхователю условия по заключению договора со страховой медицинской организацией, не устраивающей страхователя.

Право страхователя на осуществление  контроля за выполнением условий договора обязательного медицинского страхования может быть реализовано им путем организации и осуществления собственных проверок исполнения условий договора. Страхователь может поручить проведение проверки компетентной независимой экспертной организации (например, проверить соответствие установленным требованиям условий оказания медицинской помощи застрахованным и др.).

Требования к видам, объему и условиям оказания медицинской  помощи устанавливаются территориальной  программой обязательного медицинского страхования, которая является приложением  к договору ОМС (см. прил. 4 и 5).

Страхователи могут влиять на исполнение обязательств по договору ОМС, используя:

-   переговоры с руководителями страховой медицинской организации, применение предусмотренных договором штрафных санкций;

-   расторжение договора ОМС (это повлечет за собой прекращение финансирования территориальным фондом страховой медицинской организации);

-   обращение в суд в случае недостижения согласия в ходе переговоров;

-   влияние через своих представителей в управлении фонда обязательного медицинского страхования.

Страхователь обязан вносить  страховые взносы на ОМС в порядке, установленном действующим законодательством. В случае невыполнения данной обязанности  взносы могут быть взысканы в принудительном порядке. Механизм принудительного взыскания взносов предусмотрен Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и установлен «Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 4543-1 от 24.02.93 и «Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование», утвержденной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации № 1018 от 11.10.93.

 
2. Социально-правовые аспекты  новой системы медицинского страхования

Медицинское страхование  подразделяется на обязательное и добровольное.

Обязательное медицинское  страхование осуществляется не только работодателями, но и государством. Добровольное медицинское страхование  является одним из видов финансово-коммерческой деятельности - так трактуют авторы публикации [3]. Понятие «Добровольное  медицинское страхование» говорит  само за себя: вам нужно - страхуйтесь, и, как любое страхование, - платите  деньги.

Изучение материалов, связанных  с введением в нашей стране обязательного медицинского страхования, позволяет обратить внимание на следующие  моменты в ее реализации:

1. Нужна ли вообще система  обязательного медицинского страхования  в нашей стране.

Опыт других стран в  этом вопросе - разный и другие страны не похожи на Россию, - так что ссылаться  только на практику внедрения этой системы за рубежом неубедительно.

При сохранении государственной  системы здравоохранения (прежней  или усовершенствованной) можно  было бы:

-   ввести для всей работодателей медицинский налог в бюджет государства.

-   величина налога могла бы быть дифференцированной в зависимости, например, от численности работающих (в том числе по всем видам договоров) и оборотов или прибыли (лучше от оборотов, так как прибыль научились скрывать).

-   направление налога должно быть только в Федеральный бюджет: единая власть при едином финансировании. Распределение налога должно осуществляться по отработанной схеме по территориям.

2. При введении только  государственного здравоохранения,  как альтернативу, или в дополнение  к ней можно создать добровольную  систему медицинского страхования  по типу бывшего Госстраха.  При этом будет надежда и  уверенность граждан не бояться  этой системы, как когда-то  мы не боялись Госстраха: гражданин  был уверен, что при наступлении  несчастного случая - оплатят и искать агентов Госстраха было не нужно. Они стучались в каждый дом, люди их знали и доверяли.

Добровольное медицинское  страхование позволило бы любому предприятию независимо от его организационно-правовой формы и подчиненности страховать своих работников (по их желанию). Кроме  того, каждый человек независимо от его статуса (работающий или неработающий) только по своему желанию мог бы просто и без мытарств (как при  Госстрахе) застраховать свое здоровье. Ведь существующая система Госстраха  и альтернативных ей страховых компаний предусматривает же риски, связанные  с причинением вреда здоровью и т. п. Так пусть же этим займется структура, которая назовется «Добровольное  медицинское страхование». Конечно  же, здесь возможны варианты. 

Информация о работе Особенности организации медицинского страхования в России в условиях социально-экономических реформ