Особенности службы занятости в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 11:01, контрольная работа

Описание работы

Содействие и обеспечение занятости — это подбор подходящей работы, в том числе работа временного характера, соответствующей профессиональной пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. Это также информирование и консультирование о возможностях службы занятости содействовать временному трудоустройству, профессиональному обучению, самозанятости, переезду к новому месту жительства и работы; организация и проведение временных общественных работ с целью трудовой и социальной адаптации безработных, испытывающих сложности в поиске постоянной работы.

Содержание работы

1. Особенности службы занятости в РФ………………………………..3
2. Понятие о досрочной пенсии…………………………………………..5
3. Финансовый механизм решения проблемы выплаты досрочной пенсии……………………………………………………………………6
4. Государственное финансирование служб занятости……………….9
5. Заключение……………………………………………………………...14
6. Список используемой литературы…………………………………...15

Файлы: 1 файл

КР соцстрах.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Юрий Воронин, завкафедрой социального обеспечения  Академии труда и социальных отношений

"Самый обсуждаемый  вопрос - на какие цели следует  направлять ограниченные бюджетные  ресурсы: на создание условий для экономического роста и за счет этого решение социальных задач или на развитие системы социального обеспечения, и за счет стимулирования платежеспособного спроса обеспечение экономического роста.

Четкие правила  социальной политики давно существуют и проверены временем. Это минимальные стандарты социального обеспечения, закрепленные в Конвенции МОТ №102, которую Россия пока не ратифицировала. Эта конвенция - ценз на цивилизованность любого государства. Изыскание ресурсов на выполнение ее стандартов должно быть безусловным государственным приоритетом. Эти стандарты были приняты МОТ в 1952 году, поэтому говорить об их невыполнимости в XXI веке по меньшей мере странно".

4. Государственное финансирование служб занятости.

Расходы государства  на занятость условно можно сгруппировать по четырем направлениям.

1. Средства, расходуемые  на пособия по безработице,  материальную помощь безработным,  выплату досрочных пенсий. Это  принято называть пассивной политикой.

Осуществляются следующие  выплаты:

пособие по безработице;

компенсация материальных затрат безработным в связи с  их добровольным переездом в другую местность по направлению службы занятости;

оплата периода временной  нетрудоспособности, стипендии при  направлении службой занятости  на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации.

2. Средства, идущие на  переподготовку и общественные  работы, т.е. на осуществление  активной политики в соответствии  с действующим Законом о занятости  и обязательные для Государственной  службы занятости (ст. 23, 24).

3. Средства, направленные  на финансовую поддержку, приобретение  ценных бумаг и прочие расходы.  Эти формы не гарантированы  законом. При этом расходы на  статью «финансовая поддержка»  принято относить к активным  формам политики занятости.

4. Средства, предназначенные для развития службы занятости (их содержание, капиталовложения, реклама).

Однако финансовое состояние  районных (городских) СЗН ухудшается, усиливается конкуренция за перераспределение  средств фонда занятости. Помочь в решении этих задач может внедрение в практику СЗН эффективных бюджетных технологий (процедур, правил).

Итак, как разрабатывается  бюджет СЗН?

Бюджет — это развернутый план поступлений в фонд занятости и СЗН на определенный период. Выделяется несколько типов бюджетов: по временному признаку — месячные, квартальные, годовые; по характеру представления данных — нарастающим итогом с начала года, на определенную дату; по сценарию (прогнозу).

Бюджет СЗН разрабатывается  исходя из реальных условий, сложившихся  на рынке труда в районе или  городе, социально-экономической обстановки в районе. Его главная цель — определение оптимального способа расходования ресурсов, имеющихся в распоряжении СЗН и предназначенных для выполнения программ занятости.

Бюджет СЗН обычно составляется на один год. Годовой бюджет разбивается по кварталам, а первый квартал — даже по месяцам. По отдельным группам статей (например, расходы на содержание СЗН) планирование и учет ведутся по декадам и неделям. В течение года в связи с появлением новой информации бюджеты могут пересматриваться и корректироваться.

Доходные статьи бюджета  СЗН отражают источники поступления  средств в фонд занятости, расходные  — направления деятельности, в  рамках которых эти средства используются. В качестве примера можно привести структуру бюджета СЗН Московской области, где во вступительном разделе (1) обычно даются общая характеристика занятости и уровень безработицы. Два других раздела содержат расшифровку показателей доходов и расходов.

1. Уровень безработицы.

2. Доходы фонда занятости  (всего). В том числе:

- переходящий остаток  средств фонда занятости за  предыдущий период без учета  возвратных средств (кредитов  и депозитов);

- поступления страховых  взносов;

-дотации на покрытие  дефицита региональных бюджетов  за счет централизованных средств;

- иные поступления, в том числе от кредитных вложений и банковских депозитов.

3. Расходы фонда занятости.  В том числе:

- отчисления в областную  СЗН для образования централизованных  средств фонда занятости;

- программы активной  политики занятости (всего). В  том числе:

профобучение, выплата  стипендий, профориентация и консультирование, содержание учебных центров;

создание и сохранение рабочих мест и оплата переезда безработных  в другую местность;

компенсационные выплаты  и субсидии работающим неполный рабочий  день (неделю) и находящимся в вынужденных отпусках без сохранения содержания;

организация общественной работы и временной занятости;

организация социальной адаптации: программы «Клуб ищущих работу» и др.;

- программы материальной  поддержки безработных (всего). В том числе:

выплаты пособий и  материальной помощи; досрочные пенсии; образование страхового резерва;

- информационное обеспечение  программ занятости (всего). В  том числе:

АИС «Занятость» (компьютеризация  СЗН);

проведение НИР и  проектных работ;

рекламно-издательская и информационная деятельность;

обучение и стажировка персонала СЗН;

международная деятельность;

содержание СЗН.

Формирование бюджета  является неотъемлемой частью общего процесса планирования деятельности СЗН, в котором выделяются пять этапов.

1. Сбор и анализ информации позволяют получить представление о внешних (о процессах, происходящих в регионе) и внутренних (о возможностях самого СЗН) факторах, оценить проблемы, стоящие перед отдельными подразделениями и СЗН в целом, выяснить степень возможного влияния различных факторов на результаты деятельности СЗН в случае решения этих проблем или отказа от их решения. Например, необходимо ответить на вопросы: что произойдет, если в течение шести месяцев служба занятости не изменит систему поиска вакансий? Как отразится на работе сотрудников увеличение на 50 % потока клиентов?

2. Выработка целей  должна дать в итоге четкую  систему показателей, наблюдаемых  и измеримых, а также определить  время, необходимое для их достижения. Например, в качестве цели могут рассматриваться создание и запуск системы управления поиском вакансий, позволяющей предоставить каждому обратившемуся в СЗН клиенту не менее трех вакансий, соответствующих его профилю. Для каждой цели разрабатываются критерии, с помощью которых в дальнейшем отслеживается степень ее достижения.

3. Определение политики  занятости означает, что согласно  поставленным целям намечаются  направления деятельности СЗН,  объекты (безработные, слабозащищенные  категории населения, социальная  инфраструктура и др.), порядок взаимодействия, механизмы выделения и распределения ресурсов, формы контроля.

4. Формирование мероприятий  Программы занятости населения  позволяет конкретизировать политику  занятости, включая назначение  ответственных исполнителей, выделение  необходимых ресурсов, установление сроков начала и окончания этих мероприятий. Определяются меры активной и пассивной политики занятости.

5. Разработка бюджета  включает шесть этапов:

1) формирование бюджетной  команды из специалистов СЗН,  на которых возлагается ответственность за разработку, а в дальнейшем — и за исполнение бюджета. Численность группы — от 2 до 7 человек в зависимости от общей численности сотрудников СЗН;

2) сбор и анализ  финансово-экономической информации  позволяют получить обоснованные  расчеты показателей бюджета и, в частности, достаточно точно спрогнозировать ожидаемые поступления в фонд занятости и т.д.;

3) расчет планируемых  поступлений и затрат делается  как раз на основе полученной  на предыдущем этапе информации  по каждой статье бюджета;

4) формирование и анализ проекта бюджета включают оценку всех возможных изменений внешних и внутренних условий, а также различных вариантов управленческих решений, в том числе качественный и количественный анализ бюджетных рисков. Вырабатывается комплекс мер, позволяющий снизить или уменьшить связанные с ним и неблагоприятные последствия и финансовые потери;

5) корректировка проекта  бюджета — практически неизбежна.  Чаще всего она осуществляется  тогда, когда мероприятия программы  занятости не соответствуют бюджетным  возможностям. В этом случае они должны быть изменены;

6) утверждение бюджета.  Проект бюджета подписывается  директором и главным бухгалтером  СЗН и передается для рассмотрения  в вышестоящий орган, а также  в местные органы власти и  управления. Если возникают замечания, то проект дорабатывается и повторно вносится на рассмотрение. После утверждения вышестоящим органом и местными органами власти и управления бюджет СЗН принимается к исполнению. После утверждения бюджета начинается его реализация, или исполнение, где первоначальную роль играет механизм контроля.

Необходимость контроля обусловлена тем, что заранее  практически невозможно точно спрогнозировать, какие факторы и в какой  степени будут влиять на рынок  труда, а значит, и нельзя точно  определить перечень будущих мероприятий СЗН, величину необходимых ресурсов. Поэтому в процессе выполнения программы занятости осуществляются постоянный мониторинг и корректировка бюджета. Фактические поступления в фонд занятости и затраты СЗН сравниваются с бюджетом регулярно — по заранее установленным контрольным точкам: неделям, декадам, месяцам, кварталам.

Деятельность любого СЗН подвержена различным рискам политического, экономического, технологического и социального характера.

Многие причины внезапных  и существенных изменений находятся вне контроля СЗН. Среди них:

изменение законодательства в сфере труда и занятости;

уменьшение процента обязательных отчислений в фонд занятости;

увеличение отчислений в фонды занятости области  для создания централизованных средств;

переход на другую работу ключевых сотрудников СЗН;

сокращение штатных  единиц в СЗН и т.д.

Бюджетный риск означает то, что фактические затраты СЗН  на реализацию политики занятости будут  существенно отличаться от запланированных. Отклонения могут оцениваться как  положительные или отрицательные и требовать соответствующих мероприятий в зависимости от характера и масштабов перемен.

При этом обычно на первом этапе планируют расходы для  решения задач пассивной политики занятости (выплат пособий по безработице, материальной помощи и других мероприятий, закрепленных в нормативно-правовых документах), а также расходы, минимально необходимые для функционирования СЗН.

Формирование бюджета  позволяет лучше определять приоритеты в политике занятости региона  и соответственно перераспределять имеющиеся ресурсы.

Таким образом, управленческое воздействие на процессы занятости  населения, осуществляемое в рамках основных направлений деятельности службы занятости, определяется двумя  стратегиями. Первая основывается на выборе приоритетного направления деятельности и опирается на финансовые ресурсы. Вторая определяется глубиной разработанности того или иного направления деятельности СЗН и опирается на свои собственные организационные и финансовые ресурсы.

Однако управленческое воздействие СЗН на ситуацию с занятостью индивидов и населения данной территории определяют не только указанные выше факторы (стратегии). Управляемость рынка труда, активность поиска подходящей работы зависят от «технологичности» работы самой службы занятости, т. е. от четкости, организованности исполнения всех ее функций, от строгого соблюдения действующего законодательства и от психологической подготовленности кадрового состава и разнообразия форм и методов социально-психологического воздействия СЗН на безработного, а также от эффективности этой работы.

5.Заключение

Эффективность политики занятости должна основываться на учете  использования средств для развития занятости населения. К сожалению, следует констатировать, что больше половины средств развития занятости  расходуется на нужды безработных, а также на содержание органов служб занятости, оказывающих помощь безработным, т.е. на пассивную политику.

По имеющимся данным, на пассивную политику идет более 50 % средств государственного фонда  занятости. В плане финансирования активной политики занятости приоритетными направлениями являются не те, что определены законом о занятости, а те, что не обязательны, т.е. вложения в ценные бумаги, финансовая поддержка и прочие расходы.

В структуре расходов службы занятости должны преобладать затраты на сохранение и создание дополнительных рабочих мест, предоставление субсидий для организации собственного дела, затраты на профориентацию, профессиональное обучение и переподготовку.

Таким образом, критериями эффективности работы органов службы занятости должны быть следующие показатели:

- роль служб занятости  в организации рынков труда;

- степень удовлетворения  спроса как со стороны незанятых  трудовой деятельностью граждан,  так и со стороны работодателей;

 

Список используемой литературы.

 

  1.  Материалы сайта  http://www.juristy.ru/konspekt/sobes/sobes_6.htm
  2. Материалы сайта  http://www.fss.ru/site/info3.asp?id=697#_Toc12172604
  3. Материалы сайта  http://www.bux.vtsnet.ru/news57.htm

4.Буянова М. О., Кобзева  С. И., Кондратьева З. А. Право  социального обеспечения: Учебник  – М.; ТК Велби,КноРус, 2004.- 384с

 Москва. 31 мая.2013г. FINMARKET.RU

 

 

 

 

 

 

1 См. п. 2 ст. 32 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации».

 


Информация о работе Особенности службы занятости в РФ