Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:03, реферат
Пенсионная система России за последнее время претерпела существенные изменения, связанные с введением принципов пенсионного страхования. Поэтому одна из важных задач в настоящее время - адаптировать систему пенсионного обеспечения к новым отношениям между работодателями, работниками и обществом. Гарантировать приемлемый уровень пенсионного обеспечения в условиях падения реальной заработной платы, отсутствия зависимости между размерами заработка и пенсий практически невозможно. Складывающаяся демографическая ситуация также будет оказывать влияние на экономку: увеличится количество пенсионеров относительно численности работающего населения, что приведет к значительным структурным изменениям в хозяйстве.
Введение
Современная рыночная экономика создает систему социальной защиты населения, одним из важных аспектов которой является пенсионное обеспечение. Реформа пенсионной системы должна обеспечить соблюдение принципов социальной справедливости.
Особая важность пенсионного обеспечения и его влияние на общественные и политические процессы, определяет политику страны в данной области развития. В России для социального обеспечения населения страны создан государственный пенсионный внебюджетный фонд и сеть негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний.
Пенсионная система России за последнее
время претерпела существенные изменения,
связанные с введением принципов пенсионного
страхования. Поэтому одна из важных задач
в настоящее время - адаптировать систему
пенсионного обеспечения к новым отношениям
между работодателями, работниками и обществом.
Гарантировать приемлемый уровень пенсионного
обеспечения в условиях падения реальной
заработной платы, отсутствия зависимости
между размерами заработка и пенсий практически
невозможно. Складывающаяся демографическая
ситуация также будет оказывать влияние
на экономку: увеличится количество пенсионеров
относительно численности работающего
населения, что приведет к значительным
структурным изменениям в хозяйстве. Экономическая
система вполне может справиться с задачей
содержания большого числа пенсионеров
и обеспечить достаточно высокий уровень
их жизни, если будет создана соответствующая
материально-вещественная база для содержания
пенсионеров.
Процесс реформирования
пенсионной системы в России продолжается,
и за прошедший период в пенсионном законодательстве
и деятельности Пенсионного Фонда Российской
Федерации появилось много нового. Этот
касается вопросов обязательного пенсионного
страхования, назначения и индексации
пенсий, взаимодействия органов Пенсионного
фонда со страхователями и застрахованными
лицами, инвестирования пенсионных накоплений,
работы с обращениями граждан. Пенсионное
обеспечение является одной из самых важных
социальных гарантий стабильного развития
общества, поскольку непосредственно
затрагивает интересы нетрудоспособного
населения, которое составляет свыше 25
- 30% населения любой страны.
Пенсионная система: сущность и структура.
Проблема социальной защиты
людей, утративших трудоспособность в
связи с возрастом, особенно вопросы их
пенсионного обеспечения, актуальны не
только в России, но и во всем мире.
Современная пенсионная система представляет
собой сложный организм, объединяющий
экономические и правовые институты, предназначенные
для удовлетворения интересов различных
слоев общества.
Пенсионная система - это
совокупность создаваемых государством
правовых, экономических, организационных
институтов и норм, предусматривающих
предоставление гражданам материального
обеспечения в виде пенсий.
Пенсия (от латинского слова
pension – платеж)- регулярная денежная выплата
(в расчете на месяц), которая производится
в установленном законом порядке определенным
категориям лиц из специальных фондов
и других источников, предусмотренных
для этих целей.
Основаниями для пенсионного
обеспечения по российскому праву являются
достижение соответствующего пенсионного
возраста, наступление инвалидности, а
для нетрудоспособных членов семьи кормильца
– его смерть; для пенсионного обеспечения
отдельных категорий - длительное выполнение
профессиональной деятельности.
К основным институтам пенсионной
системы относятся: социальное страхование;
социальные пенсии, предоставляемые государством;
частная страховая инициатива и корпоративные
пенсии, финансируемые предприятиями.
Неправомерно их противопоставление,
поскольку в развитых рыночных экономиках
каждый из этих четырех институтов пенсионной
системы выполняет свою функцию и обеспечивает
определенный уровень социальной защиты.
Социальное страхование
является формой социальной защиты экономически
активного населения от различных рисков,
связанных с потерей работы, трудоспособности
и доходов, на основе коллективной солидарности
возмещения дохода.
Современная пенсионная система Российской
Федерации имеет следующую структуру:
1.Обязательное пенсионное страхование;
2. Государственное пенсионное обеспечение;
3.Негосударственное (дополнительное)
пенсионное обеспечение.
Обязательное пенсионное
страхование - это система создаваемых
государством правовых, экономических
и организационных мер, направленных на
компенсацию гражданам заработка (выплат,
вознаграждений в пользу застрахованного
лица), получаемого ими до установления
обязательного страхового обеспечения.
Предусматривает выплату трудовых пенсий
в зависимости от страхового (трудового)
стажа, суммы взносов, финансируется как
за счет текущих поступлений в Пенсионный
фонд РФ, так и счет федерального бюджета,
финансируемые за счет страховых взносов
работодателя.
Законодательство РФ об
обязательном пенсионном страховании
состоит из Конституции Российской Федерации,
законодательства Российской Федерации
о налогах и сборах, федеральных законов
« Об обязательном пенсионном страховании»,
« Об основах обязательного социального
страхования», «О трудовых пенсиях в РФ»,
«Об индивидуальном (персонифицированном)
учете в системе обязательного пенсионного
страхования».
Субъектами обязательного
пенсионного страхования являются федеральные
органы государственной власти, страхователи,
страховщик и застрахованные лица.
Страховщиком в системе
обязательного пенсионного страхования
является Пенсионный Фонд России (ПФР),
который является самостоятельным финансово-кредитным
учреждение, образованным в целях государственного
управления финансами пенсионного обеспечения
в РФ или организация, производящая страхование
и принимающая на себя обязательства возместить
страхователю или другим лицам, участвующим
в страховании, ущерб или выплатить страховую
сумму.
Страхователями в системе
обязательного пенсионного страхования
являются:
-лица, производящие выплаты физическим
лицам, в том числе организации, индивидуальные
предприниматели, физические лица;
-лица, самостоятельно обеспечивающие
себя работой.
Застрахованное лицо - это
лицо, на которое распространяется обязательное
пенсионное страхование, а также занятое
на рабочем месте с особыми (тяжелыми и
вредными) условиями труда, лицо, за которое
уплачиваются страховые взносы на финансирование
трудовой пенсии.
Страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование представляют
собой индивидуально возмездные обязательные
платежи, которые уплачиваются в бюджет
Пенсионного фонда РФ и персональным целевым
назначением которых является обеспечения
права гражданина на получение пенсии
по обязательному пенсионному страхованию
в размере, эквивалентном сумме страховых
взносов, учтенных на индивидуальном лицевом
счете.
Государственное пенсионное
обеспечение, основанное на финансировании
пенсий за счет федерального бюджета.
Это социальные пенсии для отдельных категорий
граждан, которые не приобрели права на
пенсию по государственному пенсионному
страхованию, или тех, кто имеет право
на государственное обеспечение по закону
166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении»;
Негосударственное (дополнительное)
пенсионное обеспечение – негосударственные
пенсии, выплачиваемые в рамках договоров
с негосударственными пенсионными фондами,
финансируемые за счет взносов работодателей
и работников в свою пользу и дохода, полученного
от их инвестирования.
2. Пенсионный фонд современной России: его становление и задачи
Пенсионный Фонд
Российской Федерации создан Постановлением
Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г.
№ 2122-1 в целях государственного управления
финансами пенсионного обеспечения в
РФ. Пенсионный фонд РФ является самостоятельным
финансово-кредитным учреждением, осуществляющим
свою деятельность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Пенсионный фонд — это централизованный
фонд государства, обеспечивающий формирование
и распределение финансовых ресурсов
в целях пенсионного обеспечения граждан
РФ, является крупнейшим среди внебюджетных
социальных фондов. На его долю приходится
около ¾ средств внебюджетных фондов.
Пенсионный фонд
и его денежные средства находятся в государственной
собственности Российской Федерации.
Денежные средства фонда не входят в состав
бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Пенсионный фонд является
важным звеном финансовой системы государства,
при этом обладая рядом особенностей:
- фонд запланирован органами власти и
управления, и имеет строгую целевую направленность;
- денежные средства фонда используются
для финансирования государственных расходов,
не включенных в бюджет;
- формируется в основном за счет обязательных
отчислений юридических и физических
лиц;
- страховые взносы в фонды и взаимоотношения,
возникающие при их уплате, имеют налоговую
природу, тарифы взносов устанавливаются
государством и являются обязательными;
- на отношения, связанные с исчислением,
уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено
большинство норм и положений Налогового
Кодекса РФ;
- денежные ресурсы фонда находятся в государственной
собственности, они не входят в состав
бюджетов, а также других фондов и не подлежат
изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные
законом;
- расходование средств из фонда осуществляется
по распоряжению Правительства или специально
уполномоченного органа (Правление фонда).
Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного
обеспечения занимаются Министерство
труда и социального развития РФ (назначает
и перераспределяет размеры пенсий), Министерство
связи (доставляет пенсии), сберегательные
банки (обеспечивают пенсионеров наличными
деньгами). Бюджет ПФ РФ и смета расходов
(включая фонд оплаты труда), а также отчеты
об их исполнении составляются Правлением.
Бюджет утверждается законодательным
органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается
общая сумма доходов, в том числе по источникам,
общая сумма расходов - по направлениям.
Пенсионный фонд РФ является
самостоятельным финансово - кредитным
учреждением, однако эта самостоятельность
имеет свои особенности, и существенно
отличается от экономической и финансовой
самостоятельности государственных, акционерных,
кооперативных, частных предприятий и
организаций. Как уже было сказано выше,
ПФ РФ организует мобилизацию и использование
средств фонда в размерах и на цели, регламентированные
государством. Государство также определяет
уровень страховых платежей, принимает
решение об изменениях структуры и уровня
денежных социальных выплат.
В настоящее время в России
используется так называемая накопительная
система пенсионного обеспечения. При
такой системе взносы, аккумулирующиеся
в пенсионной системе за счет платежей
работника и его работодателя, не расходуются
на выплаты сегодняшним пенсионерам, а
накапливаются, инвестируются и приносят
доход до тех пор пока плательщик не выходит
на пенсию. Все сбережения плательщика
и весь его инвестиционный доход, полученный
на эти сбережения, являются его личной
собственностью, которая и обеспечит выплату
пенсии.
Пожилой человек при данной
системе не зависит ни от государства,
ни от молодого поколения. В этом случае
не может быть пенсионной уравниловки,
в то же время экономика получает огромные
ресурсы для долгосрочных вложений. В
ряде случаев управление пенсионными
деньгами остается за государством, но
часто эту обязанность берут на себя и
частные компании. Может существовать
даже система конкурирующих друг с другом
негосударственных пенсионных фондов.
Таким образом, результатом
десятилетнего развития Пенсионного
фонда является создание достаточно
прочной системы пенсионного
обеспечения населения, при которой
такой важной задачей занимается
не аппарат управления государством
из средств государственного бюджета,
а отдельно, специально созданный
для этого государственный
Пенсионный фонд осуществляет ряд социально
значимых функций:
-учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
-назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;
-назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.
-персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
-взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
-выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
-управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
-реализацию Программы государственного
софинансирования пенсии. По состоянию
на февраль 2010 года в Программу вступили
свыше 2 200 000 россиян.
3.Реформа пенсионного
обеспечения в Российской
Предпосылки пенсионной
реформы и формы ее проведения
Состояние системы пенсионного обеспечения
в России в период перехода к рыночным
отношениям стало одной из острейших социально-экономических
проблем страны. Основной проблемой пенсионного
обеспечения того периода являлся низкий
уровень как абсолютных, так и относительных
размеров пенсий при достаточно высоком
тарифе страховых взносов, уплачиваемых
на цели пенсионного обеспечения.
Противоречия старой пенсионной
системы свидетельствуют о том, что она,
несмотря на достаточно стабильное положение
Пенсионного Фонда в последние годы, находилась
на грани кризиса, из которого её, основываясь
на изменениях старого пенсионного законодательства
проводимого на протяжении 90-х годов, нельзя
было вывести. Осуществляемые преобразования
подготовили необходимые предпосылки
для проведения дальнейших реформ, однако
из-за влияния «внешних» к пенсионной
системе (в первую очередь, политических,
экономических, демографических) факторов
их позитивное влияние с каждым годом
всё более снижается. Необходимость совершенствования
пенсионного законодательства определилась
в двух основных направлениях:
- внесение поправок, изменений и дополнений
в действующее законодательство, которое
в основном было направлено на улучшение
пенсионного обеспечения отдельных категорий
пенсионеров.
-законодательное обеспечение пенсионной
реформы, предусматривавшей существенное
изменение параметров действующей пенсионной
системы.
Основные экономические причины пенсионной
реформы:
-устойчивая на протяжении десятилетия
тенденция к снижению покупательной способности
пенсии;
-сужение дифференциации размеров пенсии,
обусловленное, с одной стороны, стремлением
застрахованных к сокрытию своих доходов
от уплаты в пенсионное страхование (т.е.
занижение базы начисления страховых
взносов), а с другой стороны, сохранении
жёстких ограничений на предельный размер
(потолок) пенсии, при необходимости перманентного
повышения её минимального уровня исходя
из покупательной способности пенсии;
-окончательная утрата связи пенсии с
«трудовым вкладом» пенсионера, которая
выражается в том, что размер трудовой
пенсии по старости практически не зависит
ни от продолжительности трудового стажа,
ни от размера заработка, т.к. для исчисления
максимальной пенсии может быть учтена
только половина среднемесячной зарплаты;
-ухудшение демографических факторов
развития рынка труда, которые проявляются
при прогнозируемом резком падении численности
населения в трудоспособном возрасте.
-сохранение цены рабочей силы на низком
для цивилизованного европейского государства
уровне по причине низких темпов развития
экономики в долгосрочной перспективе,
что наглядно проявляется в макроэкономических
показателях на ближайшие 20 лет.
Основная цель — достижение
долгосрочной финансовой сбалансированности
пенсионной системы, повышение уровня
пенсионного обеспечения граждан и формирование
стабильного источника для дополнительных
доходов в социальную систему.
Суть пенсионной
реформы состоит в постепенном переходе
от чисто распределительной системы к
распределительно-накопительной системе
пенсионного обеспечения. Пенсионная
реформа направлена на изменение существующей
распределительной системы начисления
пенсий, дополняя ее накопительной частью
и персонифицированным учетом страховых
обязательств государства перед гражданином.
Суть реформы также заключается
в коренном изменении взаимоотношений
между работником и работодателем: в повышении
ответственности работников за обеспечение
своей старости, а также в повышении ответственности
работодателя за уплату страховых взносов
за каждого работника.
Распределительная система
(англ.“Pay-As-You-Go” или PAYG–“плати пока идешь”)
основана на принципе солидарности поколений:
выплаты пенсионерам осуществлялись за
счет пенсионных отчислений работающей
части населения. Эта система перестает
работать в условиях роста демографической
нагрузки, когда численность работающих
снижается, а численность пенсионеров
возрастает, что характерно для всех стран.
Накопительная система обеспечения
пенсией состоит в том, что у каждого работника
есть персонифицированный (личный) счет
в Пенсионном Фонде РФ, на котором учитывается
накопительная часть пенсии. Размер накопительной
пенсии зависти от суммы взносов, учтенных
на именном счете работника и полученного
инвестиционного дохода.
С 2002 года государственная
трудовая пенсия граждан формируется
в системе обязательного пенсионного
страхования (ОПС) и состоит из трех частей
– базовой, страховой и накопительной
части трудовой пенсии. Накопительная
часть трудовой пенсии формируется у лиц
1967г.р. и моложе. Базовая часть устанавливается
в твердых размерах. Страховая часть зависит
от суммы взносов, учтенных на именном
счете, и стажа.
Накопительная часть зависти
от суммы учтенных взносов и начисленного
инвестиционного дохода. Расчет размера
пенсии осуществляется по формуле, установленной
федеральным законом.
С 2002 года граждане России
получили возможность самостоятельно
распоряжаться своими пенсионными накоплениями
и влиять на размер будущей пенсии. Это
значит, что каждый гражданин имеет право
перевести свою накопительную часть в
негосударственный пенсионный фонд (НПФ),
либо в частную управляющую компанию (ЧУК).
Сейчас накопительная часть
пенсии по умолчанию находится в Пенсионном
фонде РФ под управлением Государственной
управляющей компании (ГУК, которой является
Внешэкономбанк), инвестиционный доход
в ГУК, как правило, ниже уровня инфляции.
Таким образом, пенсионные накопления
постепенно обесцениваются, в связи с
тем, что ГУК имеет право инвестировать
средства только в государственные облигации,
у которых низкая доходность.
Застрахованное лицо может
перевести пенсионные накопления не чаще
одного раза в год, до достижения возраста
55 лет для мужчин, 50 лет для женщин(за 5
лет до достижения пенсионного возраста).
Пенсионная реформа базируется
на действующих с 2002 года федеральных
законах «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации», «О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации»,
«Об обязательном пенсионном страховании»
и «Об инвестировании средств для финансирования
накопительной части трудовой пенсии
в Российской Федерации»
Основные различия
между старой пенсионной системой и
новой:
- в новой модели расчета пенсий заработная
плата работника учитывается в полном
объеме и на протяжении всего трудового
стажа. Новая модель, оставаясь распределительной,
включает в себя персонифицированный
учет, накопление пенсионных прав гражданина
и пенсионные обязательства государства.
Старая система в основе своей являлась
не столько распределительной, сколько
перераспределительной – между группами
с различным уровнем дохода;
- новая пенсионная модель в большей мере
является страховой моделью, в которой
размер пенсии зависит от размера заработной
платы;
- новая модель, так же как и старая, основана
на принципе солидарности поколений. Но
в отличие от старой она основана на персонифицированном
учете обязательств государства перед
будущим пенсионером. При этом на счетах
граждан накапливаются не средства, а
обязательства государства перед гражданами.
Платежи за работающих будут поступать
в Пенсионный фонд России и фиксироваться
на лицевых счетах, но деньги, как и раньше,
направляются на выплаты пенсий нынешним
пенсионерам;
-новым пенсионным законодательством
установлены и новые нормы по трудовому
стажу. Минимальный стаж для получения
базовой пенсии составляет 5 лет. В старой
модели отработанными годами определялось,
какой процент от учитываемой зарплаты
может получить в виде пенсии работник.
Согласно новой модели основным показателем,
который определяет размер пенсии, является
сумма рублей на лицевом счете. Сумма эта
во многом зависеть от количества отработанных
лет. Чем больше лет, тем больше пенсионный
капитал, тем больше пенсия.
- в новой пенсионной модели предложена
принципиально новая схема индексации
пенсий. В основе ее – прогноз темпов инфляции
и роста заработной платы на планируемый
год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых
доходов пенсионной системы и будет определяться
размер индексации на год, утверждаемый
в бюджете ПФР.
4. Современные результаты
проведения реформы.
Развитию социальной политики,
а именно пенсионного обеспечения, Правительство
РФ в последние годы уделяло особое внимание
и выделяло немалые бюджетные средства,
прежде всего на увеличение пенсий. За
последние четыре года размер трудовой
пенсии вырос примерно в 2 раза, была трижды
проиндексирована страховая часть трудовой
пенсии в общей сложности на 30%, размер
базовой части трудовой пенсии повышен
на 15%.
С 2010 года декларируется
переход на совершенно новую систему пенсионного
обеспечения, предусматривающую замену
ЕСН страховыми платежами, которые будут
составлять 34% для зарплаты до 415000 рублей
в год. При превышении этой суммы зарплаты
страховые платежи будут равны 0%. Из общей
суммы страховых платежей 26 % будут напрямую
зачисляться в Пенсионный фонд, минуя
федеральный бюджет, что рассматривается
Правительством, как повышение независимости
пенсионной системы.
Работодатель платит 26% (единый
социальный налог/страховой взнос) от
размера заработной платы сотрудника,
из них на медицинское и социальное страхование
– 6%, а в Пенсионный фонд – 20%, которые
в свою очередь разбиваются на три части:
6%- базовая, 10%- страховая и 4%- накопительная
часть.
Индивидуальный предприниматель
платит фиксированную ставку ежемесячно.
Организации, пользующиеся упрощенной
системой налогообложения, не платят ЕСН,
а платят только 10%, как страховой взнос
и 4% как накопительный.
Новый этап реформы, как
считают в правительстве, позволит гражданину
накопившему 30 лет нового страхового стажа
рассчитывать на коэффициент замещения
зарплаты пенсией не менее 40 %, то есть,
того уровня, который установлен в рекомендациях
МОТ. Новые страховые взносы, в отличие
от старой системы, будут возмездными
платежами, которые своими суммами формируют
пенсионные права граждан.
С 2010 года пенсия для всех
категорий граждан должна превышать прожиточный
минимум пенсионера, для чего будет утверждён
минимальный размер пенсии.
С 1 января 2009 года действует
новая система добровольных взносов гражданина
в накопительную часть собственной пенсии.
Минимальный размер взноса
в рамках программы софинансирования
должен составить 2 000 рублей в год. Государство
удвоит эти деньги, доплатив сумму, равную
годовой сумме взноса, но не более 12 000
рублей в год. Для лиц пенсионного возраста
государство увеличивает сумму в 3 раза
но не более 36000 рублей в год. Программа
рассчитана на 10 лет. Государственная
поддержка пенсионных накоплений будет
предоставлена гражданам, подавшим заявление
до 1 октября 2013 года.
С принятием Федерального
закона от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ «О дополнительных
страховых взносах на накопительную часть
трудовой пенсии и государственной поддержке
формирования пенсионных накоплений»,
который вступил в силу частично с 1 октября
2008 года, а полностью вступит в силу с 1
января 2009 года, Пенсионный фонд осуществляет
реализацию Программы государственного
софинансирования пенсии. Данный закон
внес в пенсионную систему уникальное
новшество, не имеющее аналогов в большинстве
развитых стран. Открывается новая страница
для пенсионной системы страны. Созданы
мотивации основным участникам пенсионной
системы - самому гражданину и его работодателю
– действовать так, чтобы у гражданина
заметно увеличилась трудовая пенсия,
и чтобы он мог сам управлять процессом
формирования своей будущей пенсии.
Важнейшим стратегическим
пунктом развития пенсионной системы
является валоризация, то есть увеличение
денежной оценки пенсионных прав, которая
позволит более справедливо оценить пенсионные
права граждан, которые были заработаны
в советские годы и период 90-х годов до
начала 2000-х годов. В программе накопительной
части пенсии участвуют граждане, родившиеся
в 1967 году и позднее.
В бюджетном послании о бюджетной
политике в 2009– 2011гг. выделена ключевая
задача стабилизации пенсионной системы
как главного рискового фактора развития
отечественной экономики в долгосрочной
перспективе. Данная задача была конкретизирована
в следующем бюджетном послании в части
необходимости формирования устойчивого
экономического механизма пенсионного
обеспечения на долгосрочную перспективу,
создания условий для получения достойной
пенсии как вышедшим на пенсию, та и тем,
кому это предстоит. Эти меры должны предусматривать
в том числе упорядочение источников финансирования
пенсий, более эффективное управление
пенсионными накоплениями.
Таким образом, пенсионная
система должна быть значительно более
адаптирована к рыночной экономике, во-
вторых, должна стать самодостаточной
по источникам и престать зависеть от
бюджетных вливаний.