Пенсионное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 19:03, контрольная работа

Описание работы

Пенсионное страхование в России является социально значимым видом страхования, потому что затрагивает интересы всех граждан. Это обусловлено тем, что на данном этапе развития рыночной экономики в нашем государстве, забота о незащищенных слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. Немаловажным проявлением данной «заботы» является выплата пенсий и социальных пособий. Российская Федерация является «социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Содержание работы

Введение
1. Особенности государственной пенсионной системы и ее кризис при рыночной экономике
2. Необходимость образования негосударственных пенсионных фондов
3. Классификация негосударственных пенсионных фондов по принципу организации: а) корпоративные, б) региональные, в) специализированные
4. Виды пенсионных выплат – пожизненная, единовременная, срочная и другие виды выплат пенсий
5. Управление активами негосударственного пенсионного фонда
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

контрольная Страхование 2.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Страхование»

вариант № 17

по теме «Пенсионное  страхование»

 

 

 

 

Выполнил:

                                                     Студент группы 

 

 

Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

-Тольятти 2012г.-

 

 

 

 

Содержание

Введение

3

1. Особенности государственной пенсионной системы и ее кризис при рыночной экономике

 

2. Необходимость образования негосударственных пенсионных фондов

 

3. Классификация негосударственных пенсионных фондов по принципу организации: а) корпоративные, б) региональные, в) специализированные

 

4. Виды пенсионных  выплат – пожизненная, единовременная, срочная и другие виды выплат  пенсий

 

5. Управление  активами негосударственного пенсионного  фонда

 

Заключение

 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Пенсионное страхование в России является социально значимым видом страхования, потому что затрагивает интересы всех граждан. Это обусловлено тем, что на данном этапе развития рыночной экономики в нашем государстве, забота о незащищенных слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. Немаловажным проявлением данной «заботы» является выплата пенсий и социальных пособий. Российская Федерация является «социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

С переходом  к рыночным отношениям все более  очевидной становится необходимость  личного участия трудящихся в  формировании средств пенсионного  обеспечения. Личная ответственность  за получение приемлемого дохода после выхода на пенсию считается в развитых странах общепризнанной обязанностью человека. О пенсии принято заботиться самому работнику и для этого есть достаточно возможностей. В России до недавнего времени таких условий было немного.

В настоящее время появляется право выбора способа защиты населения от неизбежного снижения его доходов после прекращения трудовой деятельности и выхода на пенсию. Так, в России негосударственные пенсионные фонды (далее - НПФ) создаются с начала 1990-х годов. Однако их теоретическое обоснование, методологическое изучение и практическое использование еще до конца не раскрыты, что не позволяет в должной мере использовать потенциал этого института.

Целью работы является оценка современного состояния рынка  пенсионных услуг на базе НПФ, пенсионного страхования и дальнейшие перспективы развития.

 

 

 

 

 

Особенности государственной пенсионной системы 

и ее кризис при рыночной экономике

Пенсионная  система России является составной  частью государственного социального  страхования. Эта система уникальна и включает страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, беременности и родам, на случай безработицы и медицинское страхование. Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве, его финансирование осуществляется на основе обязательных страховых взносов работодателей, работников и самозанятого населения.

Основные принципы пенсионного обеспечения у нас  в стране сегодня соответствуют  международной практике, однако организация пенсионной системы, ее механизмы должны быть адаптированы к сегодняшней реальности.

Первый шаг  в организации новой для России, но успешно действующей в развитых странах пенсионной системе был  сделан в 1991 году с созданием Пенсионного  фонда РФ: бюджет пенсионной системы отделен от бюджета государства. Это дает возможность правительству, парламенту и всему обществу видеть, сколько собирается взносов обязательного пенсионного страхования и как они расходуются, а также является залогом того, что эти средства тратятся на пенсии и пособия строго в соответствии с законом. Кроме того, временно свободные средства Пенсионного фонда могут капитализироваться и доходы направляться на создание ресурсов при ухудшении экономической и демографической ситуаций.

Пенсионное обеспечение остается в числе главных социальных гарантий граждан России, а пенсионная система РФ представляет собой многозвенный комплекс государственных органов социальной защиты, ответственных за назначение и выплату пенсий и органов Пенсионного фонда России (ПФР).

Пенсионный  фонд обеспечивает выполнение следующих  основных функций в пенсионной системе: сбор и аккумуляция страховых  взносов от плательщиков в соответствии со страховыми тарифами, принятыми  в законодательном порядке; финансирование выплаты пенсий.

В большинстве  регионов РФ назначение и выплата  пенсий проводятся учреждениями социальной защиты населения, которые получают средства от Пенсионного фонда и  доводят их до пенсионеров.

Выплата пенсий осуществляется путем их доставки в  форме наличности или путем перевода на счета пенсионеров в банках.

Кроме того, ПФР  осуществляет: начисление и сбор штрафов  и пени при несвоевременной и  неполной уплате страховых взносов  плательщиками; подготовку проекта  бюджета пенсионной системы, который  независим от федерального бюджета, контроль за его использованием и составление отчета об исполнении бюджета пенсионной системы.

При этом Пенсионный фонд Российской Федерации имеет  свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным  законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Особенностью  пенсионной системы является обезличенный характер пенсионного обеспечения, поскольку ни установление права  на пенсию, ни исчисление ее размера  не зависят напрямую от объема отчислений, сделанных каждым конкретным человеком в Государственный пенсионный фонд. Все трудоспособные члены общества рассматриваются в такой системе как государственные работники, а нетрудоспособные – как общественные иждивенцы. Исходя из этого положения, основания, условия и нормы пенсионного обеспечения волевым образом определяются государством с ориентацией прежде всего на его финансовые возможности.

Важнейшей особенностью пенсионной системы является прямая зависимость определения права  на пенсию и исчисление ее размера от объема выплаченных страховых взносов. Измерителем является персонифицированный учет страховых взносов и заработок, с которого они уплачиваются, а не перераспределяемые пенсионные средства, носящие обезличенный характер. Связано это с тем, что в данной системе пенсионного страхования основной объем собираемых средств расходуется на текущую выплату пенсий застрахованным, которые уже находятся на пенсии. Капитализация допускается только в отношении временно свободных средств, но они носят обезличенный характер.

По существу, каждый четвертый рубль поступает  в Пенсионный фонд РФ. И вместе с  тем есть основания утверждать, что  в настоящее время практически  для всех граждан России выход  на пенсию по старости стал огромным стрессовым фактором с серьезными экономическими, социальными и психологическими проблемами. Для преобладающего большинства пенсионеров по старости продолжение трудовой деятельности вызвано материальными соображениями. Вне всякого сомнения, основные причины пенсионного кризиса – экономические: наблюдается низкий уровень абсолютных и относительных размеров пенсий при достаточно высоком тарифе страховых взносов – 29% фонда оплаты труда. Особенно наглядно низкий уровень пенсионного обеспечения обнаруживается при рассмотрении соотношения между минимальным размером пенсии и прожиточным минимумом нетрудоспособного населения.

Произошло практически  полное уравнивание пенсий по старости, заработная плата перестала играть сколько-нибудь заметную роль при исчислении пенсий. Для минимальной пенсии достаточно получать 30 – 35% средней заработной платы, а для максимальной – 55 – 65% средней заработной платы в стране. Максимальная пенсия только на 14% выше, чем средняя пенсия по старости. Основным показателем кризиса  пенсионной системы в стране является снижение доли заработной платы в общей структуре доходов населения. Так же наблюдается разрушение производственного пространства и как следствие – сокращение работников, оплачивающих взносы в Пенсионный фонд. В  таких условиях жизненно важным становится снижение экономической нагрузки на трудоспособное население.

 

 

 

 

 

 

Необходимость образования негосударственных пенсионных фондов

 

Негосударственный пенсионный фонд (далее - фонд) - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию; деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Особенности правового  положения негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, а также порядок осуществления негосударственными пенсионными фондами деятельности по обязательному пенсионному страхованию устанавливаются федеральным законом.

Федеральным законом  устанавливаются:

1) требования  к негосударственным пенсионным  фондам, осуществляющим деятельность  по обязательному пенсионному  страхованию;

2) требования  к договорам обязательного пенсионного  страхования, заключаемым негосударственными пенсионными фондами и их участниками;

3) требования  к договорам управления средствами  пенсионных накоплений по обязательному  пенсионному страхованию, формируемыми  негосударственными пенсионными  фондами;

4) требования к порядку  учета средств пенсионных накоплений по обязательному пенсионному страхованию;

5) требования к отчетности  негосударственных пенсионных фондов;

6) иные положения, определяющие  особенности осуществления негосударственными  пенсионными фондами деятельности  по обязательному пенсионному страхованию.

Положения федерального закона, устанавливающего особенности правового  положения негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию

Застрахованные лица вправе выбрать инвестиционный портфель (управляющую компанию) либо перевести средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд в порядке, определенном Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" и Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах". 

Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному и может осуществляться в форме  дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики либо территорий, а также в форме личного пенсионного страхования граждан, осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение. Застрахованное лицо вправе отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации и передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд.

Добровольное пенсионное обеспечение уже сейчас осуществляется в весьма разнообразных формах. К формам его реализации относятся как пенсионные системы отдельных организаций, отраслей экономики и территорий, созданные на базе существующих негосударственных пенсионных фондов, так и личное пенсионное обеспечение граждан, производящих в негосударственных пенсионных фондах накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение.

В этом многообразии форм добровольного  пенсионного обеспечения заключается  его способность удовлетворить  различные потребности в пенсиях  в зависимости от уровня заработной платы, стажа и опыта работы. В результате, пенсионер получает возможность иметь совместно с обязательными видами пенсионного обеспечения ту пенсию, которую он пожелает и будет в состоянии заработать. В свете этого важно создание условий и предпосылок для развития институтов и инфраструктуры пенсионного самообеспечения граждан на основе стимулирования социального партнерства и индивидуальной инициативы.

С выходом "Программы пенсионной реформы в РФ" благополучие НПФ  попало в зависимость от того, удастся ли фонду стать уполномоченным по обслуживанию обязательного накопительного уровня государственной пенсии. В Программе записано, что для развития конкуренции, повышения эффективности инвестирования пенсионных резервов предполагается после 2005 г. предоставить гражданам возможность по своему выбору направлять часть обязательных страховых пенсионных взносов на именные накопительные пенсионные счета, открываемые ими в уполномоченных негосударственных пенсионных фондах. В уполномоченные НПФ планируется также перечислять страховые взносы по дополнительному тарифу. Как уже говорилось, через такие фонды должны формироваться на накопительной основе льготные пенсии для лиц, имеющих на 1 января 2000 г. менее половины минимального стажа, необходимого для досрочного выхода на пенсию.

Информация о работе Пенсионное страхование