Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 01:08, реферат
Описание работы
Пенсионный фонд России( Пенсионный фонд РФ, ПФР) — крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР». Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России. Трудовой коллектив ПФР — это свыше 133 тысяч социальных работников.
– оказывает первичную реабилитационно-психологическую
и профессиональную помощь гражданам,
прошедшим медико-социальную экспертизу;
– формирует банк данных субъекта
Российской Федерации о гражданах, прошедших
медико-социальную экспертизу, осуществляет
государственное статистическое наблюдение
за демографическим составом инвалидов,
проживающих на территории субъекта Российской
Федерации, и представляет соответствующие
сведения в орган социальной защиты населения
субъекта Российской Федерации;
– принимает участие в изучении
факторов, приводящих к инвалидности,
и в разработке комплексных программ профилактики
инвалидности;
– предоставляет в соответствующие
военные комиссариаты сведения обо всех
случаях признания инвалидами военнообязанных
и лиц призывного возраста;
– оказывает консультативную
помощь врачам-экспертам и другим специалистам
бюро.
БМСЭ и ГБМСЭ для осуществления
своих полномочий имеют право:
– направлять лиц, проходящих
медико-социальную экспертизу, на обследование
с целью уточнения их клинико-функционального
диагноза и профессиональных возможностей
в лечебно-профилактические учреждения
государственной и муниципальной систем
здравоохранения, реабилитационные и
другие государственные и муниципальные
учреждения, осуществляющие деятельность
в сфере медико-социальной экспертизы
и реабилитации инвалидов;
– запрашивать и получать от
организаций всех форм собственности
сведения, необходимые для принятия решения
и выполнения других функций, возложенных
на учреждения;
– проводить контрольные освидетельствования
инвалидов для динамического наблюдения
за выполнением мероприятий, предусмотренных
индивидуальными программами реабилитации
инвалидов;
– направлять специалистов
в организации всех форм собственности
с целью изучения условий труда инвалидов,
контроля за осуществлением реабилитационных
мероприятий и в других случаях, необходимых
для выполнения функций, возложенных на
учреждения.
Организационная структура
и учреждения МСЭ в РФ
1. Федеральное бюро медико-социальной
экспертизы.
2. Экспертные составы
Федерального бюро.
3. Главные бюро медико-социальной
экспертизы субъектов Российской
Федерации.
4. Экспертные составы
главного бюро.
В зависимости
от уровня, структуры заболеваемости и
инвалидности в Федеральном бюро и Главных
бюро создаются следующие бюро или экспертные
составы:
– общего профиля
– специализированного профиля,
в том числе
– для освидетельствования
больных туберкулезом,
– лиц с психическими расстройствами,
– заболеваниями и дефектами
органа зрения,
– лиц в возрасте до 18 лет,
Принципы
организации и органы МСЭ;
Основные задачи
учреждений государственной службы медико-социальной
экспертизы — определение группы инвалидности,
ее причин (обстоятельств и условий возникновения),
сроков и времени наступления инвалидности,
потребности инвалида в различных видах
социальной защиты.
Учреждения в своей деятельности
руководствуются федеральными законами,
указами и распоряжениями Президента
Российской Федерации, постановлениями
и распоряжениями Правительства Российской
Федерации, иными нормативными правовыми
актами, а также Положением об учреждениях.
Учреждения при установлении
инвалидности руководствуются «Положением
о признании лица инвалидом», утвержденным
Правительством Российской Федерации.
Учреждения осуществляют деятельность
во взаимодействии с органами социальной
защиты населения, учреждениями здравоохранения,
службой занятости и другими органами
и учреждениями, осуществляющими деятельность
в сфере медико-социальной реабилитации
инвалидов, а также с представителями
общественных организаций инвалидов.
Решение об установлении инвалидности
принимается коллегиально простым голосованием
специалистов учреждения, проводивших
медико-социальную экспертизу, и является
обязательным для исполнения соответствующими
органами государственной власти, органами
местного самоуправления, а также организациями
всех форм собственности.
Учреждения несут в установленном
законодательством Российской Федерации
порядке ответственность за выполнение
возложенных на них задач.
Учреждения в своей деятельности
используют формы первичных учетно-отчетных
документов и бланков строгой отчетности,
утверждаемых в установленном порядке.
Управление учреждением осуществляется
его руководителем.
Руководитель учреждения назначается
и освобождается от должности органом
социальной защиты населения субъекта
Российской Федерации, в ведении которого
находится учреждение.
На должность руководителя
учреждения назначается лицо, имеющее
высшее медицинское образование.
Руководитель учреждения
исполняет следующие функции:
организует медико-социальную
экспертизу и обеспечиваетее качественное проведение;
утверждает структуру, штатное
расписание и должностныеобязанности работников;
устанавливает ставки заработной
платы (должностные оклады) работников
на основе Единой тарифной сетки по оплате
труда работников бюджетной сферы в соответствии
с тарифно-квалификационными требованиями,
определяет виды и размеры надбавок, доплат
и других выплат стимулирующего характера
в пределах средств, направляемых на оплату
труда;
несет персональную ответственность
за деятельность учреждения и проведение
медико-социальной экспертизы граждан.
Основные
нормативные акты, регулирующие организацию
государственной службы МСЭ
Здоровье и трудоспособность
населения – важные социальные ценности
государства, потенциал, обеспечивающий
развитие общества. В их сохранении большую
роль играют медико-социальная экспертиза
и социально-профессиональная реабилитация.
Знание правового регулирования
в области медико-социальной экспертизы
позволяет решать специфические задачи
в сфере социальной защиты населения.
Рост инвалидности населения
в большинстве стран мира, что связано
с усложнением производственных процессов,
увеличением транспортных потоков, возникновением
военных конфликтов, ухудшением экологической
обстановки и другими причинами, обусловил
появление новых областей человековедческих
знаний, учебных и научных дисциплин, новых
специальностей в системе высшего профессионального
образования.
Медико-социальная экспертиза
устанавливает причину и группу инвалидности,
степень утраты трудоспособности граждан,
определяет виды, объем и сроки проведения
их реабилитации и меры социальной защиты,
дает рекомендации по трудовому устройству
граждан[1].
Актуальность проблемы определяется
наличием в социальной структуре общества
значительного количества лиц, имеющих
признаки ограничения жизнедеятельности.
Так, по оценкам экспертов ООН, инвалиды
составляют 10 процентов общей численности
населения. В России за последние годы
отмечается тенденция к увеличению числа
инвалидов. Если на 1 января 1998 г. на учете
в органах социальной защиты населения
субъектов Российской Федерации состояло
8,9 миллиона инвалидов, то уже на 1 января
2010 г. – около 14 миллионов инвалидов, что
составляет примерно 10 % населения страны.
Число граждан, освидетельствованных
учреждениями медико-социальной экспертизы
в 2009 году, в среднем по Российской Федерации
составляло 440 тыс. человек в месяц, в т.ч.
впервые устанавливалась инвалидность
в среднем 90 тыс. чел. в месяц.
В современном обществе существует
значительное количество лиц, имеющих
признаки ограничения жизнедеятельности.
По оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют
10% от общей численности населения. В России
за последние годы отмечается тенденция
к превышению этого отношения.
Мировая практика свидетельствует
о том, что специалист по социальной работе,
профессионально оказывающий помощь своему
клиенту, обязан владеть теоретическими
и практическими знаниями в области медицины
и здравоохранения. Независимо от специализации
и места работы, он участвует в решении
проблем индивидуального и общественного
здоровья, выступает в качестве «учителя
здоровья».
Именно эти задачи и признано
решить данное учебное пособие, которое
предназначено для студентов, получающих
среднее юридическое образование.
Ведомственная
подчиненность учреждений МСЭ.
Структура сети учреждения
состоит из двойного подчинения: Министерство
труда и социального развития (МТ и СР),
которым подчиняются региональные органы
социальной защиты (Социальные управления,
Департаменты и т.п.), которые могут называться
по-разному. У них в подчинении находятся
районные органы социальной защиты[22].
В МТ и СР есть отдел МСЭ, включающий
в себя главное бюро, а оно в свою очередь
включает бюро МСЭ. Таким образом, бюро
тоже имеет двойное подразделение – главное
бюро и районный социальный отдел.
Медико-социальная
экспертиза – определение в установленном
порядке потребностей освидетельствуемого
лица в мерах социальной защиты, включая
реабилитацию, на основе оценки ограничений
жизнедеятельности, вызванной стойким
расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза
осуществляется исходя из комплексной
оценки состояния организма на основе
анализа клинико-функциональных, социально-бытовых,
профессионально-трудовых, психологических
данных освидетельствуемого лица с использованием
классификаций и критериев, разрабатываемых
и утверждаемых в порядке, определяемом
Правительством Российской Федерации.
Государственная служба медико-социальной
экспертизы в соответствии с Федеральным
Законом «О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации» организуется
в системе органов социальной защиты населения
для проведения медико-социальной экспертизы
лиц, нуждающихся в этом.
Существует два вида учреждений
подобного типа:
– бюро медико-социальной экспертизы
(БМСЭ);
– главное бюро медико-социальной
экспертизы (ГБМСЭ). В зависимости от уровня,
структуры заболеваемости и инвалидности
образуются бюро общего, специализированного
(для проведения медико-социальной экспертизы
больных с различными заболеваниями, дефектами
и последствиями травм, для лиц до 16 лет)
или смешанного профиля.
В своей деятельности медико-социальные
экспертизы руководствуются федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента
Российской Федерации, постановлениями
и распоряжениями Правительства РФ, законами
субъектов РФ, иными нормативными правовыми
актами, а также положением о БМСЭ и ГБМСЭ,
которые при установлении инвалидности
руководствуются Положением о признании
лица инвалидом, утвержденным Правительством
РФ (№ 965 от 13.08.96).
БМСЭ и ГБМСЭ функционируют
на стыке здравоохранения, социального
страхования, социального обеспечения
и несут в установленном законодательством
РФ порядке ответственность за выполнение
возложенных на них задач.
БМСЭ и ГБМСЭ создаются, реорганизуются
и ликвидируются по решению органов исполнительной
власти субъектов РФ в порядке, установленном
законодательством РФ.
Расходы на их содержание производятся
за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Количество БМСЭ и ГБМСЭ, а также
их профили и штаты устанавливаются органами
исполнительной власти субъектов РФ.
Формирование
сети бюро производится исходя из численности
населения, проживающего на территории
субъекта РФ, и числа свидетельствуемых
в год граждан из расчета, как правило,
одного бюро на 70–90 тыс. человек при условии
освидетельствования 1,8–2 тыс. человек
в год. С учетом сложившихся социально-демографических,
географических и других особенностей
регионов бюро могут создаваться в расчете
на иную численность населения и числа
освидетельствуемых в год граждан.
В штатный норматив
бюро МСЭ входят специалисты, принимающие
экспертное решение (3 врача различных
специальностей), специалист по реабилитации,
специалист по социальной работе и психолог.
Кроме того, штатным расписанием
предусматриваются должности старшей
медсестры, медицинского регистратора
и шофера.
При необходимости в штатный
норматив бюро могут быть введены врачи-педиатры,
специалисты по функциональной диагностике,
по профориентации, по эргономике, физиологии
труда, педагог, сурдопереводчик и другие
специалисты.
В штатный норматив главного
бюро МСЭ входят несколько составов специалистов,
принимающих экспертное решение, группы
специалистов по функциональной диагностике,
профориентации и организации труда инвалидов,
их социально-средовой адаптации, а также
специалисты служб юридического консультирования
и информационно-статистического обеспечения.
В состав специалистов, принимающих
экспертное решение, входят не менее 4
врачей различных специальностей, специалисты
по реабилитации различного профиля (в
зависимости от потребности в экспертно-реабилитационной
диагностике), специалисты по социальной
работе и психологи.
В случае необходимости при
главном бюро МСЭ может быть создано стационарное
отделение экспертизы трудоспособности,
задачей которого является уточнение
диагноза и изучение функций организма
больного.
Количество составов специалистов,
входящих в штатный норматив главного
бюро, определяется в зависимости от числа
бюро, осуществляющих деятельность на
территории субъекта РФ, из расчета один
состав специалистов на четыре бюро.
Для проведения медико-социальной
экспертизы граждан главное бюро МСЭ может
привлекать консультантов по медицинским
и социальным вопросам.