Показатели страховой статистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 16:14, реферат

Описание работы

Страховая статистика представляет собой изучение и обобщение наиболее часто встречающихся типичных страховых операций на основе методов обработки статистических данных, относящихся к страховому делу. Статистический учет дает богатый материал для анализа различных показателей, обобщения результатов, выработки стратегии и успешного проведения страхования.

Содержание работы

1 Показатели страховой статистики 3
2 Понятие маркетинга в страховании. Составляющие элементы маркетинга страховщика. Страховые посредники 6
3 Страхование банковских операций 10
Задачи 16
Список литературы: 17

Файлы: 1 файл

Содержани1.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

1 Показатели страховой  статистики

Страховая статистика представляет собой  изучение и обобщение наиболее часто  встречающихся типичных страховых  операций на основе методов обработки статистических данных, относящихся к страховому делу. Статистический учет дает богатый материал для анализа различных показателей, обобщения результатов, выработки стратегии и успешного проведения страхования.

Сбор информации и статистический учет проводятся в соответствии с классификацией, принятой в страховании (обязательное и добровольное страхование, деление на отрасли, подотрасли и виды страхования). Все показатели страховой статистики можно разделить на две группы. Первая группа характеризует процесс образования страхового фонда: количество и страховая оценка объектов, подлежащих обязательному страхованию; начисленные суммы страховых платежей и остатки недоимок по каждому виду обязательного страхования; количество заключаемых или действующих договоров по добровольным видам имущественного и личного страхования; страховые суммы и суммы страховых платежей по каждому виду страхования; количество действующих договоров страхования жизни на начало и конец соответствующего периода; сумма взносов и страховая сумма; движение портфеля по долгосрочному страхованию жизни. Вторая группа раскрывает процесс использования страхового фонда: число составленных страховых актов о гибели или повреждении застрахованных объектов; количество произошедших страховых случаев и пострадавших объектов по каждому виду стра-хования, виду страховой ответственности и категориям страхователей, за последствия которых было выплачено страховое возмещение или выданы страховые суммы; объем выплат в денежном выражении.

Страховая статистика построена на сборе необходимой информации с  помощью статистического и бухгалтерского учета. Статистическое наблюдение в страховом деле ведется по следующим основным признакам: время и место наступления ущерба; причина; страховое обеспечение; расходы на ликвидацию ущерба; страховая сумма и страховая стоимость; рисковая группа объекта страхования; распространяемость ущерба на другие объекты; результаты проведения предупредительных мероприятий. Обобщенные итоговые показатели учета анализируются с привлечением данных бухгалтерской отчетности и обрабатываются с помощью статистических методов, для чего строятся динамические ряды сравнимых показателей, оценивается влияние важнейших факторов на рост страховых платежей; договоров и застрахованных объектов; выплату страхового возмещения; страховых сумм и финансовые результаты страхования. При этом чем больше число объектов наблюдения, тем точнее оценка ве-роятности наступления того или иного случая. Важную роль играет анализ средних и относительных показателей: средний страховой платеж, средняя страховая сумма; охват страхового поля, средняя нагрузка одного работника, средняя выплата, убыточность страховой суммы и др. Статистика страхования занимается также установлением связи страхования с уровнем денежных доходов населения, изучает состав страхователей по видам страховых рисков, а также страховщиков по полу, возрасту, характеру занятий, составу семьи и т.д.

Для полной и объективной характеристики страхования, для анализа производственной и хозяйственной деятельности страховых организаций используется такие показатели, как:

• страховое поле, или максимальное число объектов, которое может  быть охвачено страхованием;

• общая численность застрахованных объектов, или число за-ключенных  договоров страхования (страховой портфель);

• количество страховых случаев;

• количество пострадавших объектов;

• страховая сумма всех застрахованных объектов;

• страховая сумма пострадавших объектов;

• сумма поступивших страховых  платежей;

• сумма выплат страхового возмещения.

В наиболее обобщенном виде страховую  статистику можно свести к анализу следующих показателей: число объектов страхования; число страховых событий; число пострадавших объектов в результате страховых событий; сумма собранных страховых платежей; сумма выплаченного страхового возмещения; страховая сумма для любого объекта страхования; страховая сумма, приходящаяся на один по-врежденный объект; сумма поступивших страховых платежей; степень охвата объектов страхованием; доля пострадавших объектов; частота страховых случаев (для анализа финансовой деятельности страховых органов рассчитывают опустошительность страхового случая); полнота уничтожения пострадавших объектов; уровень убыточности страховых сумм; размер выплат страхового возмещения в расчете на рубль поступивших страховых платежей; размер взноса страховых платежей в расчете на рубль страховой суммы.

При проведении некоторых видов  страхования возможно наступление  страхового случая, который причиняет ущерб, равный действительной стоимости застрахованного имущества. Такой ущерб принято называть полным ущербом. Однако в большинстве видов имущественного страхования ущерб может быть меньше действительной стоимости имущества, которое в результате страхового случая не уничтожено, а только повреждено. Такой ущерб принято называть частичным ущербом. Тяжесть ущерба снижается с увеличением страховой суммы и показывает среднюю арифметическую ущерба (среднего обеспечения) по поврежденным объектам страхования по отношению к средней страховой сумме всех объектов, т.е. показывает, какая часть страховой суммы уничтожена.

С помощью страховой статистики изучаются частота ущерба и убыточность  страховой суммы по всем видам  имущественного стра-хования, по каждой рисковой группе.

Когда убыточность повышается, то значение коэффициента уменьшается. Увеличение количества застрахованных объектов приводит к снижению значения коэффициента убыточности и к повышению устойчивости страхования.

 

2 Понятие маркетинга в страховании.  Составляющие элементы маркетинга  страховщика. Страховые посредники

Довольно недавно в коммерческой деятельности страховых компаний и  исследовании рынка страховых услуг начал применяться маркетинг. На сегодняшний день маркетинг рассматривается как комплексный подход к управлению и организации всей деятельности страховой компании. Также маркетинг выступает как ряд функций, которые выполняет страховая компания. В него входят такие составляющие: планирование, ценообразование, организация сети продвижения страховых полисов на страховые услуги и рекламирование.

Служба маркетинга страховой компании представляет собой мозговой центр, источник рекомендаций по множеству вопросов деятельности страховщика. На страховом рынке страхователь является центральной фигурой. Деятельность страховщика и его служб маркетинга определяют интересы клиента и его потребности в страховой защите.

Все действия в  процессе маркетинга можно объединить в виде двух основных функций: удовлетворение страховых интересов клиента и формирование спроса на услуги страховых компаний.

Формирование  спроса заключается в привлечении наибольшего количества потенциальных страхователей. Функция реализуется с помощью ряда средств и методов, а именно: влияние через целенаправленную рекламу, дифференцированные тарифы на страховые услуги, обширный комплекс мероприятий, направленных на заключение договоров страхования, или же сочетание страховых услуг с разнообразными формами юридического и торгового обслуживания. Задача маркетинга в данном случае состоит в завладении страховым рынком и постоянным контролем над формированием спроса для изменения стратегических программ и тактики конкурентной борьбы в случае необходимости.

Вторая функция  страхового маркетинга – это удовлетворение страхового интереса. Одним из основных слагаемых этой функции является страховое обслуживание клиентской базы. Стоит отметить, что чем более качественный сервис, который оказывает страховщик, тем более востребованы страховые услуги, которые он предоставляет. Но необходимо при этом найти самое оптимальное соотношение между экономическими факторами, связанными с обслуживанием, и самим уровнем обслуживания. И перед службой маркетинга стоит задача нахождения закономерностей такого соотношения. Критерием качества здесь будет служить отсутствие жалоб со стороны клиента. Если же спрос на страховые услуги падает, то руководство службы маркетинга должно выяснить его причины и принять соответствующие меры.

Маркетинг страховщика  включает несколько элементов.

Первым из них  является изучение страхователей. Этот анализ помогает определить предпочтения потребителя, его реакцию на тот или иной вид услуг. Таким образом, компания будет знать, какая категория людей заинтересована в ее услугах.

Второй элемент  – это изучение мотивов, из-за которых  потенциальные клиенты заключают договор страхования. В этом случае анализируются не только вкусы страхователей, но и стереотип их мышления для построения и прогнозирования поведения страхователей в будущем. Главной целью является исследование причин, по которым страхователи избрали именно такой вид страхования. С этой целью используют анкеты, тесты, опросные листы. Полученные данные позволяют страховой компании своевременно реагировать на изменения на страховом рынке.

Третий элемент  представлен анализом рынка страховой  компании. В результате такого анализа компания выясняет, в каких регионах более выгодны те или иные виды страхования и насколько платежеспособны жители определенного региона. Такой анализ направлен на предотвращение банкротства страховщика.

Проведение исследования страхового продукта – также неотъемлемый элемент маркетинга. Данное исследование включает такие элементы, как анализ каналов и форм рекламирования страховых услуг, изучение особенностей и функций деятельности посредников страховщика. С его помощью становится доступной информация о том, каким образом предоставлять новые продукты страховой компании потенциальным клиентам, на кого должна быть ориентирована реклама и т.д.

Еще к элементам  маркетинга относится изучение конкурентов  и определение уровня конкуренции. Главной задачей здесь является определение самых сильных конкурентов и выявление их преимуществ и слабых сторон. Собирается информация о финансовом положении, об особенностях управления страховым делом, о тарифах на страховые услуги на конкретном рынке. Применяют в практике и составление специальных таблиц о продукте, который предлагает тот или иной страховщик.

И последний  важный элемент маркетинга – это  моделирование ситуаций поведения  страхователей, то есть изучение не только мотивов, но и приоритетов мотивов  страхователя.

Страховые посредники

Страховщики могут осуществлять страховую деятельность через страховых агентов и страховых брокеров.

Страховые агенты — граждане Российской Федерации, осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового  договора, или российские юридические  лица (коммерческие организации), представляющие страховщика в отношениях со страхователем по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями. Основная функция страхового агента — продажа страховых продуктов. Помимо этого агент может заниматься инкассацией страховых премий, оформлением страховой документации и в отдельных случаях выплатой страхового возмещения (в пределах установленных лимитов).

Страховыми агентами — юридическими лицами выступают  обычно бюро брачных знакомств, туристические  агентства, юридические консультации и нотариальные конторы, которые наряду с услугами по основному профилю своей деятельности предлагают оформить те или иные договоры страхования.

Страховые агенты не состоят в штате страховой  компании и образуют ее внешнюю службу или агентскую сеть, работа которой должна быть определенным образом организована.

Страховые брокеры  — зарегистрированные в установленном  законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных предпринимателей граждане Российской Федерации или российские юридические лица (коммерческие организации), представляющие страхователя в отношениях со страховщиком по поручению страхователя или осуществляющие от своего имени страховую посредническую деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (перестрахования). При этом посредническая деятельность по страхованию должна быть предусмотрена в учредительных документах. Учредителем страхового брокера не может быть страховая организация либо ее сотрудник.

Страховые брокеры вправе осуществлять иную, не запрещенную законом, деятельность, связанную со страхованием, за исключением деятельности в качестве страхового агента, страховщика (перестраховщика). Страховые брокеры не вправе осуществлять деятельность, не связанную со страхованием.

Брокерская деятельность в страховании, перестраховании или состраховании (далее — страхование) — это посредническая деятельность по покупке или продаже страховых услуг, подразумевающая содействие соглашению между сторонами, заинтересованными в страховании, предусматривающая ведение переговоров по страхованию согласно волеизъявлению страхователя или страховщика (в договорах перестрахования), конечной целью которой является нахождение условий и форм страхования, взаимоприемлемых для сторон.

Деятельность страховых брокеров регулируется действующим законодательством РФ. Требования к страховым брокерам как профессиональным участникам страхового рынка установлены Временным положением о порядке ведения реестра страховых брокеров, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, утвержденным приказом Росстрахнадзора от 9 февраля 1995 г. № 02-02/03.

3 Страхование банковских операций

Классификация доходов и расходов банка с позиции управленческого  учета важна для использования  методов маржинального анализа результатов деятельности банка, позволяющих рассчитывать важнейшие аналитические показатели: финансовую прочность банка (критическую точку безубыточности), запас финансовой прочности банка, среднюю безубыточную доходность по каждой группе вложений, влияние операционного рычага на прибыль банка. Цель анализа безубыточности банковской деятельности заключается в установлении степени воздействия изменения объема доходов банка на конечный финансовый результат (прибыль банка). При построении модели безубыточности банковской деятельности исходят из ряда предположений и ограничений: анализ проводится в рамках краткосрочного периода, в котором объем операций ограничен имеющимися факторами производства; рассматривается диапазон операций, для которого имеется информация по возможным расходам; предполагается, что все переменные, кроме анализируемых, остаются неизменными; все расходы банка подразделяются на постоянные и переменные; допускается линейная зависимость совокупных расходов и совокупного дохода от объема банковских операций; переменные расходы на единицу вложенных средств и уровень процентной ставки постоянны. Ключевыми элементами анализа являются такие показатели, как операционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности. Экономическое содержание показателя силы воздействия операционного рычага заключается 5 в следующем: всякое возможное изменение доходов банка на 1 % приведет к изменению его прибыли на столько процентов, сколько составляет показатель силы воздействия операционного рычага. Разделение расходов банка на условно-постоянные и условно-переменные позволяет определить часть расходов, которую для безубыточного функционирования следует покрыть доходами от активных операций. Под «точкой безубыточности» понимают минимально допустимый доход (МДД), при котором банк не получает прибыль, но и не терпит убытков. МДД позволяет рассчитать один из важнейших показателей анализа – уровень финансовой прочности (УФП), под которым понимают удельный вес минимально допустимого дохода банка в совокупном доходе: чем ниже удельный вес МДД банка в совокупном доходе, тем выше запас финансовой прочности банка. Запас финансовой прочности банка (ЗФП) показывает уровень снижения совокупного дохода, который в состоянии выдержать банк без угрозы для устойчивости финансового положения. Поскольку распределение постоянных расходов банка на все виды доходных операций является достаточно трудоемким процессом, существует упрощенный способ расчета минимально допустимого дохода, позволяющий оценить коэффициент покрытия условно-постоянных расходов каждой единицей привлеченных ресурсов. Минимально допустимый доход от вложения средств в отдельную активную операцию (МДД0). Кроме вышеизложенных подходов к определению точки безубыточности банковской деятельности, существуют иные методы расчета этого показателя, отражающие специфичность банковских операций и услуг. Один из таких методов основан на расчете нулевой доходной (достаточной) маржи банка (М0). Достаточная маржа банка – это минимальный разрыв в ставках по активным и пассивным операциям, который позволяет покрывать общие расходы на функционирование банка, но не приносит прибыли, т. е. характеризует сложившуюся величину затрат, не покрытых полученными комиссиями и прочими доходами на каждый рубль размещенных средств банка, приносящих доход в виде процентов. Чем ниже значение показателя, тем больше у банка возможностей увеличить прибыль. Аналогично предыдущему методу процентная ставка, рассчитанная на основе средней реальной стоимости ресурсов и достаточной (нулевой) маржи, позволяет определить среднюю минимально необходимую ставку доходности вложений как сумму нулевой маржи и средней стоимости привлеченных ресурсов. Однако для многих российских банков расчет достаточной маржи осложняется тем, что кредитование не является преобладающим видом деятельности, и зачастую общие расходы банка полностью покрываются доходами непроцентного характера, в результате чего получается отрицательное значение нулевой маржи. Для устранения таких диспропорций часто прибегают к расчету так называемого коэффициента внутренней стоимости операций (КВС), характеризующего минимальную, не приносящую прибыли цену банковского продукта и минимальную норму доходности операций. В рамках оценки коэффициента внутренней стоимости банковских операций целесообразно провести факторный анализ с целью выявления основных причин и факторов, вызвавших изменение данного коэффициента. На следующих этапах анализа рекомендуется провести факторный анализ формирования чистой прибыли банка. В этой связи можно обратиться к нашедшей широкое применение мультипликативной модели чистой прибыли банка, построенной на основе показателя рентабельности уставного капитала банка и отражающей влияние на ее уровень объема уставного капитала банка (УК), эффективности управления налогами и другими выплатами из прибыли (П1/П), контроля за расходами (маржа прибыли (П/Д)), управления активами (доходность активов (Д/А)) и ресурсами (структура источников средств (А/УК)).

Информация о работе Показатели страховой статистики