Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:07, реферат
В области страхования под риском понимают вероятное событие или совокупность событий, на случай наступления которых проводится страхование. Для каждого вида страхования подразумеваются различные группы событий:
в имущественном страховании — возможность гибели или повреждения имущества от пожара, наводнения, землетрясения и других бедствий;
в личном страховании — несчастный случай, чреватый утратой трудоспособности, бракосочетание, рождение ребенка и т.д.
1. Риск в страховании: понятие, классификация, оценка риска
1.1 Понятие и характеристика риска в страховании
1.2 Виды рисков и их оценка
2. Основы управления риском (риск-менеджмент)
Список используемой литературы
Классификация стихийных бедствий, аварий и катастроф производится по размерам причиненного ущерба и объему ресурсов, необходимых для ликвидации последствий. Позволяет свести все многообразие различных проявлений к нескольким типовым ситуациям.
2. Основы управления риском (риск-менеджмент)
Страховая компания не заинтересована в совершении страхового случая. Поэтому страховщики активно проводят мероприятия по управлению рисками с целью их минимизации. Целенаправленные действия по ограничению или минимизации риска в системе экономических отношений носят название управления риском.
Управление риском (риск-менеджмент) представляет собой целенаправленные действия по ограничению или минимизации риска в системе экономических отношений.
Концептуальный подход риск-менеджмента включает в себя:
выявление последствий деятельности экономических субъектов в ситуации риска;
умение реагировать на возможные отрицательные последствия;
разработку и осуществление мер, при помощи которых могут быть нейтрализованы или компенсированы вероятные негативные последствия.
Содержательная сторона управления риском включает в себя:
выявление риска в альтернативах, допущение его только в пределах социально приемлемого уровня (риск приемлем полностью, приемлем частично, неприемлем совсем);
разработку конкретных
мероприятий, ориентированных на устранение
или минимизацию возможных
создание специальных
планов, позволяющих оптимальным
образом действовать в
подготовку и принятие нормативных актов, помогающих претворить в жизнь выбранную альтернативу (правовое обеспечение состоит в разработке и принятии законов и подзаконных актов, минимизирующих или ограничивающих риск. В актах должен быть отражен вопрос, когда и при каких условиях риск является оправданным, правомерным и целесообразным);
учет психологического восприятия риска важных решений и программ.
Причины, обусловливающие различное восприятие риска людьми:
информативность (переоценка событий, о которых чаще сообщается в средствах массовой информации);
методы подачи информации (сухая статистика автокатастроф уменьшает восприятие, а отдельные примеры — увеличивают);
отсрочка возможных отрицательных последствий (вред курения) и другие.
Эти положения позволили на практике выработать четыре метода управления риском:
упразднение. (Не курить, не летать на самолете и другое). К сожалению, упразднение риска упраздняет и прибыль.
предотвращение потерь (уберечь себя от случайностей) и контроль (ограничить размер потерь в случае, если убыток имеет место).
страхование. Распределение потерь среди страховой совокупности, подвергающейся однотипному риску.
поглощение. Признание ущерба риска без распределения его посредством страхования: а) вероятность риска мала (падение метеорита); б) самострахование.
Процесс управления риском может быть разбит на шесть этапов:
определение цели - объекта страхования (забота о здоровье, поддержка уровня жизни при потере источника дохода, обеспечение существования фирмы в непредвиденных обстоятельствах);
выяснение риска (осознание риска);
оценка риска — вероятность и возможный ущерб;
выбор метода управления риском: упразднение, предотвращение потерь и контроль, страхование, поглощение. Возможна комбинация методов;
осуществление управления риском и применение выбранного метода (страхование — заключение договора, программа предотвращения и контроля убытков);
оценка результатов — все ли сделано для предотвращения убытков.
Планирование как элемент менеджмента включает в себя следующие этапы:
1) выбор цели;
2) оценка доходов и
затрат, связанных с реализацией
того или иного пути
3) последовательность действий для выполнения плана;
4) проверка и оценка плана.
Методы определения вероятности наступления ущерба:
1) статистические (статистическая вероятность) — существуют статистические данные;
2) аналитические (объективная вероятность) — можно вывести математические законы;
3) метод экспертных оценок (субъективная вероятность) — определяется «впрямую» экспертом;
4) методы вывода (индукция, дедукция, анализ, синтез и другое) — логическая вероятность.
Многообразие форм проявления риска, частота и тяжесть последствий его проявления, невозможность устранения риска вызывают необходимость организации страхования.
Список используемой литературы
1. Архангельский В.Д., Кузнецова Н.П. Страховой рынок России и малое предпринимательство. -2000 г.
2. Дегтярев Г.П.
Страхование в переходный перио
3. Левант Н.А. Долгосрочное
страхование жизни в условиях
нестабильной экономики.-2003г.
4. Семенов Д.В. Социальное страхование в современной России: каким ему быть // Охрана труда и социальное страхование. – 2004г
5. Страховое дело.
Учебник под ред. Л.И.
6. Сухов В.А. Страховой рынок России. - 2004г.
7. Шахов В.В. Введение в страхование: экономический аспект. - 2003г.
9. Шахов В.В. Некоторые итоги и перспективы развития страхового рынка России // Финансы. - 2004г.