Правовое положение страховых организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 22:43, контрольная работа

Описание работы

1. Создание страховых организаций.
2. Лицензирование деятельности страховых организаций.
3. Объединения субъектов страхового дела.
4. Прекращение деятельности страховых организаций.

Файлы: 1 файл

предпринимательское право.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Тема 4. Правовое положение страховых организаций

 

1. Создание страховых организаций.

2. Лицензирование деятельности  страховых организаций.

3. Объединения субъектов страхового  дела.

4. Прекращение деятельности страховых  организаций.

 

1. Создание страховых  организаций

Создание страховых организаций включает в себя три этапа: учреждение, государственную регистрацию, получение лицензии.

Учреждение страховых организаций. Поскольку страховые организации могут создаваться в любой организационно-правовой форме, то порядок, условия создания и учредительные документы страховых организаций напрямую зависят от той организационно-правовой формы, в которой она создаётся. Однако, по общему правилу, устав страховой организации должен содержать указание на то, что организация должна заниматься именно страховой деятельностью.

Согласно п. 3 ст. 4.1 Закона об организации страхового дела, фирменное наименование субъекта страхового дела – юридического лица должно содержать организационно-правовую форму, а также слова, указывающие на осуществляемый вид деятельности: «страхование», «перестрахование», «взаимное страхование», «страховой брокер» или производные от таких слов и словосочетаний. Юридическое лицо не вправе использовать полное или краткое фирменное наименование, повторяющее частично или в целом наименование другого субъекта страхового дела. Указанное положение не распространяется на дочерние и зависимые общества субъекта страхового дела.

Уставный капитал (п. 3 ст. 25 Закона об организации страхового дела).

Уставный капитал должен быть не ниже установленного Законом минимального размера уставного капитала, который определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 30 миллионам рублей, и следующих коэффициентов:

1 – при страховании рисков, связанных  с причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование);

1 –  при страховании рисков, связанных с причинением вреда  жизни, здоровью граждан, оказанием  им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование) и имущественным страхованием.

2 – при страховании рисков, связанных  с дожитием граждан до определенного  возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий  в жизни граждан (страхование жизни);

2 – при страховании жизни  и страховании от несчастных  случаев и болезней, медицинское  страхование;

4  – при осуществлении перестрахования, а также страхования в сочетании  с перестрахованием.

Изменение минимального размера уставного капитала страховщика допускается только федеральным законом не чаще одного раза в два года при обязательном установлении переходного периода. Внесение в уставной капитал заемных средств и находящегося в залоге имущества не допускается.

В 2005 году совокупный уставной капитал страховщиков России составил 143,1 млрд. руб1.

Существует запрет на осуществление определённых видов страхования страховщиками, созданными с участием иностранного капитала (п. 3 ст. 6 Закона об организации страхового дела)2. Согласно этому закону им запрещается осуществлять:

- страхование интересов, связанных  с дожитием граждан до определенного  возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий  в жизни граждан (страхование  жизни);

- обязательное страхование;

- обязательное государственное страхование;

- имущественное страхование, связанное  с осуществлением поставок или  выполнением подрядных работ  для государственных нужд;

- страхование имущественных интересов  государственных и муниципальных  организаций.

Государственная регистрация страховых организаций. При регистрации страховщиков действует общий порядок государственной регистрации юридических лиц, который определён Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»3.

Право на осуществление страховой деятельности предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию. Поэтому можно утверждать, что правоспособность у страховой организации возникает с момента получения лицензии. Правоспособность страховщиков коммерческих организаций носит ограниченный характер. Им запрещена производственная, торгово-посредническая, банковская деятельность. В то же время страхование не признано исключительным  видом деятельности страховщиков, они могут заниматься и теми видами деятельности, которые не указаны в их учредительных документах. Поэтому их правоспособность (за исключением страховщиков некоммерческих организаций) не может быть признана специальной.

Законодатель ввел правило, по которому правоспособность страховщика ограничивается видами страхования, но не только не дал точного нормативного определения понятия вида страхования, но и поставил правоспособность страховщика в зависимость от такой группы фактов, которые в некоторых случаях невозможно отличить друг от друга правовыми методами. Тем самым толкование этого вопроса, по существу, передано в компетенцию органа страхового надзора. Правоприменительная  практика показывает, что при возникновении спора о правоспособности страховщика мнение органа страхового надзора является решающим.

 

2. Лицензирование  деятельности страховых организаций

Лицензирование страховщиков и последующий надзор за их деятельностью производиться Федеральной службой страхового надзора, находящейся в ведении Минфина РФ4. Раньше подобные функции осуществлял Росстрахнадзор РФ. ФССН является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

Лицензия выдается не вообще на страховую деятельность, как таковую, а лишь на осуществление конкретных видов страхования, в которых законом или подзаконным актом установлено наличие страхового интереса. Несмотря на то, что нормативное определение понятия «вид страхования» отсутствует, из пп. «а» п. 1 ст. 32 Закона об организации страхового дела ясно, что каждому виду страхования должны соответствовать определённые правила страхования.

Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов, представленных в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона об организации страхового дела.

В орган страхового надзора представляются следующие документы:

1) заявление о предоставлении  лицензии;

2) учредительные документы соискателя  лицензии;

3) документ о государственной  регистрации соискателя лицензии  в качестве юридического лица;

4) протокол собрания учредителей  об утверждении учредительных  документов соискателя лицензии  и утверждении на должности  единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального  исполнительного органа соискателя лицензии;

5) сведения о составе акционеров (участников);

6) документы, подтверждающие оплату  уставного капитала в полном  размере;

7) документы о государственной  регистрации юридических лиц, являющихся  учредителями субъекта страхового  дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;

8) сведения о единоличном исполнительном  органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного  органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;

9) сведения о страховом актуарии;

10) правила страхования по видам  страхования, предусмотренным Законом  об организации страхового дела, с приложением образцов используемых  документов;

11) расчеты страховых тарифов  с приложением используемой методики  актуарных расчетов и указанием  источника исходных данных, а  также структуры тарифных ставок;

12) положение о формировании  страховых резервов;

13) экономическое обоснование осуществления видов страхования.

Указанный перечень является исчерпывающим. Документы должны быть составлены на русском языке.

Кроме того, сведения о страховщике необходимо указать в «Электронной анкете субъекта страхового дела». Она должна быть приложена на дискете либо одновременно направлена по электронному адресу. Форма электронной анкеты (по категориям субъектов страхового дела), а также Инструкция по ее заполнению размещены на официальном сайте Министерства финансов РФ (minfin.ru) в рубрике «Страховой надзор»5.

После представления в надлежащей форме всех документов, указанных в ст. 32 Закона об организации страхового дела, орган страхового надзора выдает соискателю лицензии уведомление в письменной форме о приеме документов.

Принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии осуществляется в срок, не превышающий 60 дней с момента даты получения всех документов. Следует помнить, что срок 60 дней начинает течь с момента подачи заявления со всеми требуемыми приложениями. Если заявление подано, но отсутствует какой-либо из документов, перечисленных в указанной статье, оно не считается поданным. Сроком подачи заявления считается срок, в который подан последний из требуемых документов. О принятии решения орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.

На практике встречаются случаи, когда орган страхового надзора отказывается принять документы, требуя дополнительные документы или их корректировку. Отказ в приеме документов законодательством не предусмотрен, и в этом случае соискателю лицензии следует направить по почте заявление с приложениями заказным письмом.

Органом страхового надзора срок принятия решения о выдаче лицензии не всегда выдерживается. В связи с этим очень многие страховщики, подав документы на лицензию и получив принципиальное их одобрение, но не получив еще лицензию, начинают заключать договоры страхования. Следует помнить, что поскольку правоспособность у страховщика возникает с момента получения лицензии, то и право на заключение договоров страхования возникает в этот же момент. Договоры, заключённые до момента получения лицензии будут являться недействительными, страхователь страховой защитой не обеспечивается и, наступившее в этот момент страховое обстоятельство страховым случаем являться не будет, обязанности возместить причинённый страхователю вред не возникнет.

Отказ в выдаче лицензии возможен только по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 32.3 Закона об организации страхового дела. Решение об отказе в выдаче лицензии направляется в письменной форме соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения с указанием причин отказа.

Отказ должен быть мотивирован, и в качестве мотива должно быть указано на несоответствие какого-либо из представленных документов конкретной норме нормативного акта. Отсутствие такого указания или общее указание «не соответствует требованиям законодательства» противоречит закону. Такой отказ может быть обжалован в арбитражном суде. Так Арбитражный суд г.Москвы в 2007 г. отказал ООО «СКГП "ТРАНСГАЗ-ГАРАНТ» в удовлетворении исковых требований о признании незаконным уклонения (бездействия) от решения вопроса о выдаче лицензии и об обязании принять решение о выдаче лицензии6. Ранее в 2006 г. иск ООО «Второе страховое общество» о признании незаконным бездействия (нерассмотрение заявления о выдаче лицензии) Арбитражным судом г.Москвы был удовлетворен7.

Лицензия не имеет ограничения по сроку действия, если это не предусмотрено при её выдаче и соответствующей записи в ней. На каждую форму страхования выдается отдельная лицензия.

По окончании лицензирования сведения о страховщике заносятся в единый государственный реестр субъектов (либо объединений субъектов) страхового дела8.

 

3. Объединения  субъектов страхового дела

Субъекты страхового дела в целях координации своей деятельности, представления и защиты общих интересов своих членов могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения (ст. 14 Закона).

За рубежом крупнейшим и наиболее активно действующим объединением участников страховых отношений является Европейский союз страховщиков, который занимается вопросами интеграции европейского страхового рынка и гармонизацией национального страхового законодательства. Также следует отметить еще ряд международных неправительственных организаций в сфере страхования: Международный союз авиационных страховщиков (основан в 1934г. в Лондоне), Международный союз морского страхования (основан в 1874 г. в Берлине), Международный союз страховщиков кредитов и инвестиций (создан в 1934г. в Берне), Федерация афро-азиатских страховщиков и перестраховщиков (организована в 1964 г. в Египте), Международная ассоциация страховых надзоров и т.д. В России функционирует Всероссийский союз страховщиков и несколько региональных ассоциаций. В Санкт-Петербурге действуют Ассоциация страховых медицинских организаций Санкт-Петербурга, Союз страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада, Межрегиональная ассоциация развития страхования.

Информация о работе Правовое положение страховых организаций