Проблемы развития социальной защиты и социального страхования в современный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 17:06, контрольная работа

Описание работы

В России до настоящего времени не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты, для которой характерны чрезвычайно высокая патерналистская роль государства и крайне слабо обозначенные общественные институты.

Содержание работы

Проблемы развития социальной защиты и социального страхования в современный период. Подходы к их решению……………………………..3
Определение и структура риск-менеджмента………………………………14 Причины реформирования и основные концепции пенсионной реформы ………………………………………………………………………………….19Задача………………………………………………………………………….27
Список используемой литературы…………………………………………..29

Файлы: 1 файл

кр 2.doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

Разработка механизма  функционирования системы многопрофильной  целевой социальной защиты населения должна вестись по следующим направлениям:

  • определение роли и места социальной защиты населения в социальном развитии страны и регионов;
  • нормативно-правовое обеспечение социальной защиты, четко определяющее социальные риски, последствия которых подлежат коррекции, гарантированной государством;
  • разработка государственных стандартов услуг в здравоохранении, образовании, культуре и социальном обслуживании населения (с учетом региональных и местных условий воспроизводства рабочей силы и населения) для их адресного использования в планировании расходов на социальную сферу и их поэтапного повышения;
  • нормативно-правовое регулирование профилактики свершения социальных рисков;
  • разработка стратегических сценариев развития социального комплекса;
  • разграничение полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов Российской Федерации по социальным вопросам;
  • разработка структурного реформирования государственного управления социальным комплексом, включая нормативно-правовое обеспечение его развития;
  • институциональные и организационные преобразования социального комплекса:
  • демонополизация;
  • развитие инфраструктуры;
  • приватизация социальных объектов;
  • регулирование платных социальных услуг.
  • инвестиционная политика в социальной сфере;
  • определение приоритетов развития социальной сферы;
  • инновационная политика социальных технологий;
  • формирование федеральных социальных программ, ориентированных на управление социальными процессами;
  • формирование федерально-региональных, межрегиональных и региональных программ социального развития, включая социальную защиту населения;
  • создание системы информационного обеспечения населения о правовом, трудовом и ином регулировании жизни общества, с направленностью на активное самостоятельное решение людьми своих проблем, а также достоверное, простое и доступное определение роли государства в этом процессе.

Особое значение следует  уделить разработке государственных социальных стандартов. Краеугольным становится вопрос о минимальных стандартах. В правовом отношении минимизация помощи человеку, нуждающемуся в таковой, абстрактна, а в морально-этическом плане – во многих случаях абсурдна. Следует ввести в нормативно-правовое поле иное понятие – минимальные государственные социальные гарантии, четко сформулировать их толкование и механизм реализации.

Определяющее значение в успехе решения проблем социальной защиты будет иметь адекватность финансовых ресурсов, предназначенных на эти цели, потребностям людей. Сложившееся государственное централизованное финансовое обеспечение привело к непомерной нагрузке на государственный бюджет и неисполнению государственных обязательств по социальной защите населения, что вызывает недовольство граждан и социальную напряженность в обществе. Для изменения такого положения необходимо создать механизм финансового обеспечения этой сферы на принципах дифференцированного социального налогообложения и социального обязательного и добровольного страхования при условии сохранения социального вспомоществования только тем, кому невозможно помочь иначе, как путем социального патернализма. Законодательно следует четко определить критерии социального налога и социального страхового взноса (обязательного и добровольного), а также порядок их начисления, сбора, аккумуляции и использования. Необходимо постепенно отойти от государственных дотаций по тем или иным социальным направлениям и ввести государственные заказы на решения конкретных социальных задач. Привлекать к выполнению социального заказа следует всех желающих юридических и физических лиц на конкурсной основе. Такой подход позволит упорядочить, целенаправить финансовые потоки, сделать их управляемыми и контролируемыми соответствующими государственными органами и общественностью.

Решение проблем социальной защиты населения России, обеспечивающих вышеизложенные приоритеты, потребует серьезного анализа состояния социальной сферы, сложившихся форм и методов социальной помощи населению, оценки действующих служб здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, миграции и иных ответственных структур.

Очевидна необходимость  поиска принципиально иных подходов к управлению социальными процессами. В основе такого управления должна быть достоверная динамически отслеживаемая информация о потребностях людей в социальной помощи и услугах и о располагаемых для этого ресурсах (финансовых, материально-технических, инструментальных, институционных, организационных).

Во многих регионах России необходимо провести модернизацию учреждений социальной защиты. Это особенно актуально для социальных стационарных учреждений. Достойные условия жизни должны быть созданы тем, кто по разным обстоятельствам находится в домах интернатах, специализированных пансионатах, психоневрологических больницах. Число мест в этих учреждениях должно соответствовать региональной или межрегиональной потребности.

В России актуальной является проблема социальной помощи людям, оказавшимся  в сложных жизненных условиях (бездомные, беженцы, вынужденные мигранты и переселенцы). Необходимо территориальным органам социальной защиты совместными усилиями с другими заинтересованными службами решить проблемы организации домов ночного пребывания, социальных приютов и гостиниц. Не должно быть случаев отказа в помощи людям, попавшим в экстремальные ситуации.

В различных территориях  России отмечаются разительные отличия  в материальном положении работников непроизводственной сферы. Эта ситуация требует самого пристального изучения и поиска адекватного решения.

 

 

 

 

 

 

  1. Определение и структура риск-менеджмента

 

Опыт ведущих международных  компаний убедительно доказывает, что  стабильность развития бизнеса и  повышение эффективности управления невозможны без активного использования  риск-менеджмента как составной части системы управления компанией вне зависимости от ее масштабов и специфики производства или предоставления услуг.

Система риск-менеджмента (система управления рисками) направлена на достижение необходимого баланса  между получением прибыли и сокращением убытков предпринимательской деятельности и призвана стать составной частью системы менеджмента организации, т.е. должна быть интегрирована в общую политику компании, ее бизнес-планы и деятельность. Только при выполнении этого условия применение системы риск-менеджмента является эффективным.

Риск-менеджмент подразумевает  создание необходимой культуры и  инфраструктуры бизнеса для:

  1. выявления причин и основных факторов возникновения рисков;
  2. идентификации, анализа и оценки рисков;
  3. принятия решений на основе произведенной оценки;
  4. выработки антирисковых управляющих воздействий;
  5. снижения риска до приемлемого уровня;
  6. организации выполнения намеченной программы;
  7. контроля выполнения запланированных действий;
  8. анализа и оценки результатов рискового решения.

Внедрение в практику предприятий системы риск-менеджмента  позволяет обеспечить стабильность их развития, повысить обоснованность принятия решений в рискованных  ситуациях, улучшить финансовое положение  за счет осуществления всех видов  деятельности в контролируемых условиях.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательская  деятельность-это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение  прибыли от:

пользования имуществом;

продажи товаров;

выполнения работ;

оказания услуг.

Осуществление любого вида предпринимательской деятельности в той и иной степени связано  с определенным уровнем риска.

Определение понятия  «риск» в современной литературе не является установившимся и однозначным. В известных словарях и стандартах термин «риск» раскрывается следующим образом: «опасность, возможность убытка или ущерба» (Словарь английского языка Н. Уэбстера (1828); «возможная опасность» (Словарь русского языка С. Ожегова (1960)); «возможность наступления события с отрицательными последствиями в результате определенных действий или решений» (Большой экономический словарь (1998)); «вероятность возникновения чего-то, что будет иметь влияние на цели» (Стандарт AZ/NZS 4360:2004 «Риск-менеджмент»).

Приведенные определения  уточняют и расширяют понятие  «риск» в содержательной части и  достаточно близки между собой.

Обобщая изложенное выше, можно сделать вывод:

Риск — соотношение  вероятности возникновения рисковых ситуаций и их возможных последствий. Реализация риска приводит к отклонению фактических результатов деятельности от запланированных.

Количественное значение уровня риска часто определяют как  некоторую функцию от произведения показателей последствий рисковой ситуации и вероятности ее возникновения (рис. 1).

 

Рис.1. К определению  понятия риска

 

Теория риск-менеджмента  рассматривает риск как с позиции  негативных отклонений фактических  результатов деятельности от запланированных, так и со стороны ее возможных  позитивных последствий. В том случае, если рисковое событие приводит к негативным последствиям, управление рисками направлено на гарантированное уменьшение нежелательного отклонения. Если же рисковое событие приводит к позитивным последствиям, инструментарий риск-менеджмента позволяет управлять потенциальной выгодой, возникающей в результате рисковой ситуации.

Таким образом, можно  сделать следующие основные выводы:

1. Риск рассматривается  по отношению к запланированному  результату — цели, на достижение  которой направлена деятельность.

2. Риск-менеджмент предполагает  принятие решения по управлению  риском в условиях наличия  нескольких альтернатив, определяющих  возможность использования ограниченных  ресурсов.

3. Возможное недостижение  запланированного результата является следствием вероятностной природы рыночной деятельности.

4. Риск характеризует  степень недостижения поставленной  цели и возможные последствия.

Структурная схема процесса риск-менеджмента представлена на рис. 2.

Рис.2. Структурная схема  процесса риск-менеджмента

Основные структурные  элементы процесса риск-менеджмента:

1. Взаимодействие и  консультирование 

На каждой стадии процесса риск-менеджмента необходимо взаимодействовать  и проводить консультации, как  с внешними, так и с внутренними  участниками этого процесса;

2. Определение контекста  риск-менеджмента 

Необходимо обозначить внешние характеристики предпринимательской  среды, внутренние параметры организации, а также параметры риск-менеджмента, в которых будет реализоваться  процесс. Должны быть определены требования к деятельности, на основании которых будут выявлены критерии рисков, а также структура и методы их анализ;

3. Идентификация рисков 

Следует определить, где, когда, почему и как рисковые ситуации могут помешать, ослабить, задержать, или благоприятствовать достижению запланированных результатов (целей);

4. Анализ рисков 

Необходимо определить последствия, вероятность возникновения  и, следовательно, уровень риска, а  также причины и факторы возникновения  рисковых ситуаций. Подобный анализ должен учитывать масштаб потенциальных последствий и возможные пути их возникновения. При анализе рисков следует также выявить и оценить имеющиеся инструменты (модели и методы) контроля рисков;

5. Оценка рисков 

Осуществляется сравнение  уровня риска с ранее установленными критериями. В соответствии с полученными данными и параметрами модели риск-менеджмента (см. стадию 1) определяется баланс между потенциальными выгодами и негативными последствиями. Это позволяет принимать решения о масштабе и характере рискового решения, управляющего воздействия на риск, а также устанавливать приоритетные направления деятельности, связанной с риск-менеджментом;

6. Принятие и реализация  рискового решения 

Производится разработка и внедрение специализированных экономически целесообразных стратегий и планов мероприятий, цель которых — увеличение потенциальной выгоды и сокращение потенциальных издержек, возникающих впоследствии рисковых ситуаций;

7. Мониторинг и анализ 

Необходимо проводить  мониторинг эффективности всех этапов процесса управления рисками для постоянного улучшения деятельности.

Риск-менеджмент можно  применять на различных уровнях  организации: стратегическом, тактическом (уровень руководителей второго  звена), а также операционном. Он может быть использован в отдельных проектах, при поиске необходимых решений и при управлении отдельными зонами риска.

 

  1. Причины реформирования и основные концепции пенсионной реформы

 

Преодоление системного кризиса всегда происходит в форме  революции. Система революционных  реформ в социальной сфере, в обеспечении основных условий жизнедеятельности населения в целом и его важнейших социальных групп является сутью социальной политики переходного периода. Для либеральной модели характерно оказание адресной социальной помощи беднейшим слоям населения при условии усиления страхового принципа финансирования социальных программ, а также возрастания роли личных средств в оплате социальных услуг. Государство финансирует из бюджета только услуги, включенные в список минимальных гарантий.

Информация о работе Проблемы развития социальной защиты и социального страхования в современный период