Развитие системы социального страхования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:48, доклад

Описание работы

Идея об обязательном страховании рабочих в России возникла в 1889 году: в Государственный совет был предложен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих. Спустя 14 лет 2 июня 1903 г. был принят первый общероссийский закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Закон 1903 года вводил не только обязательное страхование рабочих, но и содержал в себе ряд статей, которые имели важное значение для становления в России государственного социального страхования.

Файлы: 1 файл

по учр.docx

— 18.85 Кб (Скачать файл)

Государственное учреждение - Новосибирского регионального отделения

Фонда социального страхования  Российской Федерации.

История развития.

РАЗВИТИЕ  СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО  СТРАХОВАНИЯ В  РОССИИ

(краткая  справка) 

Идея об обязательном страховании рабочих  в России возникла в 1889 году: в Государственный  совет был предложен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих. Спустя 14 лет  2 июня 1903 г. был принят первый общероссийский закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а  равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности».  Закон 1903 года вводил не только обязательное страхование  рабочих, но и содержал в себе ряд  статей, которые имели важное значение для становления в России государственного социального страхования. Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов. В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие «профилактики заболеваемости». Начато строительство советской санаторно-курортной «фабрики здоровья».  С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов. С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации:

-Указ Президента РФ от 7 августа 1992 года 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»;

-Указ Президента РФ от 28 сентября 1993 года 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации»,

-Постановление Правительства РФ от 26 октября 1993 года 1094 «Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации»;

Положение о  Фонде социального страхования  Российской Федерации.

Управление  системой обязательного социального  страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социального  страхования» от 16 июля 1999 г. 165-ФЗ .

Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.

Фонд социального  страхования Российской Федерации  является одним из государственных  внебюджетных фондов, относящихся к  единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как  и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и  утверждается в форме самостоятельного федерального закона. В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций.

С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ в  части обеспечения граждан получателей  социальных услуг путевками на санаторно-курортное  лечение, а также их бесплатного  проезда к месту лечения и  обратно за счет средств федерального бюджета.

В этом же году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации  от 12.12. 2004 года 771 "Об утверждении  Правил обеспечения в 2005 году инвалидов  техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан  из числа ветеранов протезами (кроме  зубных протезов), протезно-ортопедическими  изделиями за счет средств федерального бюджета"  на Фонд также возложена  задача по обеспечению инвалидов, отдельных  категорий граждан из числа ветеранов  техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

Отделения Фонда созданы на территориях  всех субъектов Российской Федерации.

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого  ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального  страхования. В необходимых случаях  Фонд перераспределяет средства социального  страхования между регионами  и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются  государственные программы по совершенствованию  социального страхования, охраны здоровья работников.

В соответствии с Положением о Фонде социального  страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства  Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101, Фонд социального страхования  Российской Федерации управляет  средствами государственного социального  страхования Российской Федерации, являясь специализированным финансово - кредитным учреждением при Правительстве  Российской Федерации.

Основные  направления деятельности Фонда:

1. Обязательное  государственное страхование

А. Обеспечение  пособиями по временной нетрудоспособности (оплата больничных листов):

    - обеспечение пособиями, связанными  с материнством

    - обеспечение пособиями по беременности  и родам

    - при рождении ребенка

    - по уходу за ребенком до  достижения им возраста 1.5 лет

    - единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние  сроки беременности

Б. Дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода  за детьми – инвалидами.

В. Обеспечение  социальными пособиями на погребение.

2. Страхование  от несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний.

А. Пособие  по временной нетрудоспособности (по больничному листу) в связи с  получением трудового увечья.

Б. Единовременная страховая выплата.

В. Ежемесячные  страховые выплаты.

Г. Дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

3. Санаторно-курортное  обслуживание льготных категорий  граждан ( 122-ФЗ от 22.08.2004г.)

4. Обеспечение  льготной категории граждан бесплатным  проездом к месту лечения.

5. Обеспечение  инвалидов техническими средствами  реабилитации и протезно-ортопедическими  изделиями.

6. Оплата  оказываемых государственными и  муниципальными учреждениями здравоохранения  услуг медицинской помощи женщинам  в период беременности и родов  на основе родровых сертификатов.

7. Оплата  дополнительных медицинских осмотров  работников, занятых на работах  с вредными и (или)опасными производственными факторами.

Государственные услуги (функции) Фонда:

1.      Регистрация и снятие с регистрационного  учета страхователей - юридических  лиц по месту нахождения обособленных  подразделений;

2.      Регистрация страхователей и  снятие с учета страхователей  - физических лиц, обязанных уплачивать  страховые взносы в связи с  заключением гражданско-правового  договора;

3.      Регистрация страхователей и  снятие с учета страхователей  - физических лиц, заключивших  трудовой договор с работником;

4.      Регистрация и снятие с регистрационного  учета лиц, добровольно вступивших  в правоотношения по обязательному  социальному страхованию на случай  временной нетрудоспособности и  в связи с материнством;

5.      Государственная услуга по назначению и выплате пособия по временной нетрудоспособности в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособием по временной нетрудоспособности либо в случае невозможности его выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации;

6.      Государственная услуга по назначению и выплате пособия по беременности и родам в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособием по беременности и родам либо в случае невозможности его выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации;

7.      Государственная услуга по назначению и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за ежемесячным пособием по уходу за ребенком либо в случае невозможности его выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации;

8.      Государственная услуга по назначению  обеспечения по обязательному  социальному страхованию от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний в  виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной  и профессиональной реабилитацией  застрахованного при наличии  прямых последствий страхового  случая;

9.      Государственная услуга по назначению  обеспечения по обязательному  социальному страхованию от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний в  виде единовременной и (или)  ежемесячной страховой выплаты  застрахованному либо лицам, имеющим  право на получение страховых  выплат в случае его смерти;

10.  Государственная  услуга по принятию решения  о финансовом обеспечении предупредительных  мер по сокращению производственного  травматизма и профессиональных  заболеваний работников и санаторно-курортного  лечения работников, занятых с  вредными и (или) опасными производственными  факторами;

11.  Государственная  услуга по подтверждению основного  вида экономической деятельности  страхователя по обязательному  социальному страхованию от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний –  юридического лица, а также видов  экономической деятельности подразделений  страхователя, являющихся самостоятельными  классификационными единицами;

12.  Государственная  услуга по установлению скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

13.  Государственная  услуга по приему документов, служащих основаниями для исчисления  и уплаты (перечисления) страховых  взносов, а также документов, подтверждающих  правильность исчисления и своевременность  уплаты (перечисления) страховых взносов;

14.  Государственная  услуга по приёму отчета (расчета), представляемого лицами, добровольно  вступившими в правоотношения  по обязательному социальному  страхованию на случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством (Форма- 4а ФСС РФ);

15.  Государственная  услуга по приёму расчета по  начисленным и уплаченным страховым  взносам на обязательное социальное  страхование на случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством и по обязательному  социальному страхованию от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний, а  также по расходам на выплату  страхового обеспечения (Форма 4-ФСС);

Информация о работе Развитие системы социального страхования в России