Система обязательного медицинского страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 18:19, реферат

Описание работы

Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование является Закон Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 326-ФЗ от 29 ноября 2010 года (далее - Закон).
Закон установливает правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации, определяет средства обязательного медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и закладывает основы системы страховой модели финансирования здравоохранения в стране.

Содержание работы

Система обязательного медицинского страхования
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ФИНАНСАМ.docx

— 212.61 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Система обязательного медицинского страхования
  2. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
  3. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система обязательного  медицинского страхования

 

Система обязательного медицинского страхования создана с целью  обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в  статье 41 Конституции Российской Федерации.  

 

Медицинское страхование  является формой социальной защиты интересов  населения в охране здоровья. 

 

Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское  страхование является Закон Российской Федерации «Об обязательном  медицинском страховании  в Российской Федерации» № 326-ФЗ от 29 ноября 2010 года (далее - Закон).  

 

Закон установливает правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации, определяет средства обязательного медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и закладывает основы  системы страховой модели финансирования здравоохранения в стране. 

 

Обязательное медицинское  страхование является составной  частью государственного социального  страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации  равные возможности в получении  медицинской и лекарственной  помощи, предоставляемой за счет средств  обязательного медицинского страхования  в объеме и на условиях, соответствующих  программам обязательного медицинского страхования. 

 

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.  

 

В качестве субъектов медицинского страхования Законом определены гражданин, страхователь, страховая  медицинская организация, медицинское  учреждение. 

 

В настоящее время в  Российской Федерации созданы как  самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные  учреждения Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования и 84 территориальных  фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной  политики в области обязательного  медицинского страхования как составной  части государственного социального  страхования. 

 

В  2010 году в Российской Федерации в системе обязательного медицинского страхования работало по договорам 8 141 медицинская организация, что сопоставимо с данными за 2009 год (8 142 медицинские организации).  

 

В 2010 году в медицинские  организации поступило 515,9 млрд. рублей (в 2009 г.- 491,5 млрд. рублей), в т.ч. на оплату медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования 509,8 млрд. рублей. Структура системы обязательного медицинского страхования представлена 84 территориальными фондами медицинского страхования, 100 страховыми медицинскими организациями (СМО) и 261 филиалам СМО. 

 

Численность граждан,  застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, составила 141,4 млн. человек; в том числе 57,9 млн. работающих граждан и 83,5 млн. неработающих граждан. 

 

Страховые медицинские организации  осуществляли обязательное медицинское  страхование в 83 субъектах Российской Федерации и г.Байконур. В Чукотском автономном округе страховые медицинские организации не работают. 

 

Из общей численности  застрахованных страховыми медицинскими организациями на долю 14 наиболее крупных  страховых медицинских организаций  приходится свыше 70 % застрахованных, из которых страховой компанией  ЗАО МАСК «МАКС-М» застраховано 20,5 млн. человек или 14,5% от общей численности застрахованных, СМК ОАО «РОСНО-МС» – 15,7млн. человек (11,9%), ОАО СК «СОГАЗ – Мед» – 12,97 млн. человек  (9,2%). 

 

В структуре поступлений  средств основную долю составляют страховые платежи – 477,2 млрд. рублей или 97,6 %. Из них на ведение дела поступило 7,4 млрд. рублей, или 1,5 %. В общей сумме расходов страховых медицинских организаций 476,5 млрд. рублей (97,2%) израсходовано на оплату медицинской помощи, оказанной гражданам в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования.  

 

Расходы на ведение дела составили 8,24 млрд. рублей, что на 0,3 млрд. рублей больше, чем в 2009 году. 

 

При росте расходов средств  на ведение дела в абсолютном выражении, их доля в структуре расходов по сравнению с уровнем 2009 года снизилась  и составила 1,68%.  

 

Основными источниками доходов  бюджетов ТФОМС являются налоги, в  том числе единый социальный налог  в части, зачисляемой на счета  ТФОМС, и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего  населения. 

 

В 2009 году в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования поступило 551,5 млрд. рублей, что на 14,5 млрд. рублей (2,7%) больше, чем в 2008 году. Поступления налоговых платежей составили 162,3 млрд. рублей (в том числе единого социального налога – 153,1 млрд. рублей), что на 140 млн. рублей меньше, чем в 2008 году. Поступление средств на обязательное медицинское страхование неработающего населения (с учетом пеней и штрафов) по сравнению с 2008 годом возросло на 11,9 % и составило 200,9 млрд. рублей. 

 

В 2009 году поступление налоговых  платежей в среднем по Российской Федерации на одного работающего  гражданина составило 2 682,6 рубля (без учета районного коэффициента – 2315,6 рубля, или 57,0% подушевого норматива финансирования 4059,6 рубля на 2009 год); страховых взносов на одного неработающего - 2445,7 рубля (без учета районного коэффициента - 2111,1 рубля, или 52,0% подушевого норматива финансирования 4059,6 рубля, утвержденного   Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2008 №913 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год).

 

 

 

 

 

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

 

Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования реализует  государственную политику в области  обязательного медицинского страхования  граждан как составной части  государственного социального страхования.

Федеральный фонд ОМС осуществляет свою деятельность в соответствии с  Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями  и распоряжениями Правительства  Российской Федерации и уставом  Федерального фонда ОМС.

Федеральный фонд ОМС является самостоятельным государственным  некоммерческим финансово-кредитным  учреждением.

Федеральный фонд ОМС является юридическим лицом, имеет самостоятельный  баланс, обособленное имущество, счета  в учреждениях Центрального банка  Российской Федерации и других кредитных  организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.

 

Структура ФОМС

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 Основными задачами Федерального фонда ОМС являются:

  • финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации №326-ФЗ от 29 ноября 2010 года "Об обязательном медицинском страховании  в Российской Федерации";
  • обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
  • аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

 

 

 В целях выполнения основных задач Федеральный фонд ОМС:

  • осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования; 
  • разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;
  • осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС;
  • выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;
  • осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования;
  • осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;
  • осуществляет в пределах своей компетенции организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;
  • вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
  • участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;
  • осуществляет сбор и анализ информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательного медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в Правительство Российской Федерации;
  • организует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования;
  • изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
  • обеспечивает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организацию научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;

 

 

 

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

 

Территориальные фонды  обязательного медицинского страхования  создаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации  и осуществляют свою деятельность в  соответствии с Положением о территориальном  фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным постановление  Верховного Совета Российской Федерации  от 24.02.1993 №4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования  граждан на 1993 год».

По состоянию на 1 января 2011 года  в систему обязательного медицинского страхования Российской Федерации входят 84 территориальных фонда обязательного медицинского страхования

 

Челябинский областной  фонд обязательного медицинского страхования

Дата создания ЧОФОМС - 11.08.1993 г. Постановление Главы  администрации  Челябинской области от 11.08.1993 г. № 297 "О создании Челябинского  областного фонда обязательного медицинского страхования.  Распоряжением Правительства Челябинской области от 12.05.2010 г. №11-рп Исполнительным директором назначен Вербитский М.Г

В соответствии с распоряжением  Правительства Челябинской области  от 16.05.2011 г. № 81-рп внесено изменение  в название должности "исполнительный директор Челябинского  областного фонда обязательного медицинского страхования" на "директор Челябинского  областного фонда обязательного медицинского страхования".

Численность работающих ЧОФОМС -  272 чел. 

 

В период 2011-2012 годов  в целях повышения качества и  доступности медицинской помощи гражданам, осуществляется реализация региональных программ модернизации здравоохранения.

 

Финансовое обеспечение  направлено на следующие цели:

1) укрепление материально-технической  базы государственных и муниципальных  учреждений здравоохранения, приобретение  медицинского оборудования;

2) внедрение современных  информационных систем в здравоохранение  в целях перехода на полисы  ОМС единого образца, в том  числе обеспеченных федеральным  электронным приложением универсальной  электронной карты, внедрение  телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде;

3) внедрение стандартов  медицинской помощи, повышение доступности  амбулаторной медицинской помощи.

 

Источники финансирования региональной программы модернизации:

 

  • Субсидии Федерального фонда ОМС
  • Средства бюджета области
  • Средства бюджета Территориального фонда ОМС

Информация о работе Система обязательного медицинского страхования