Системы социальной защиты населения в зарубежных странах
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 18:42, реферат
Описание работы
Международное организация труда (МОТ) относит к социальной защите социальное страхование и социальную помощь. В конвенциях МОТ сформулированы основные принципы социальной защиты населения, регламентируется минимальный уровень различных видов социальной защиты и категории населения, на которые они должны распространяться. Национальные системы социальной защиты формируются на основе конвенций МОТ с учетом специфики экономического, социального и культурного развития конкретной страны.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ. 5 КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВА ВСЕОБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ. 5 СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ. 7 СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. 9 СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ШВЕЦИИ. 10 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 15
на тему: «Системы социальной защиты
населения в зарубежных странах».
Санкт-Петербург
2014
Оглавление
Введение
Система социальной защиты
населения является одним из институтов
реализации социально-экономической политики,
цель которой состоит в обеспечении социальной
стабильности и устойчивого экономического
развития общества. Для достижения этой
цели необходим эффективный механизм
защиты трудоспособного населения от
социальных рисков.
Под социальной защитой населения
в настоящее время понимается совокупность
законодательно установленных экономических,
социальных, юридических гарантий и прав,
социальных институтов и учреждений, обеспечивающих
их реализацию и создающих условия для
поддержания жизни различных социальных
слоев и групп населения, прежде всего,
социально уязвимых.
Международное организация
труда (МОТ) относит к социальной защите
социальное страхование и социальную
помощь. В конвенциях МОТ сформулированы
основные принципы социальной защиты
населения, регламентируется минимальный
уровень различных видов социальной защиты
и категории населения, на которые они
должны распространяться. Национальные
системы социальной защиты формируются
на основе конвенций МОТ с учетом специфики
экономического, социального и культурного
развития конкретной страны.
Знакомство с социальной работой
за рубежом позволит узнать не только
что-то новое о деятельности своих зарубежных
коллег, но и осмыслить собственный опыт
и знания, наметить новые перспективы
для дальнейшего развития отечественной
социальной практики. Изучение зарубежной
практики решения социальных вопросов
представляет интерес с точки зрения прогнозирования
аналогичных явлений и процессов, происходящих
в России.
История развития социальной
защиты населения в Зарубежных странах.
Развитие системы социальной
защиты населения на европейском континенте
имеет более длительную историю.
В Великобритании первые указы,
касающиеся социальных проблем, появились
еще в 16 веке. Они предписывали производить
регистрацию лиц, живущих подаянием, и
обязывали местные власти, включая церковных
деятелей, производить отчисления в фонды
для бедных. Это была первая попытка перейти
от церковной неконтролируемой благотворительности
к централизованной системе. Уже тогда
власти пришли к выводу, что путем некоторого
перераспределения ресурсов общества
в пользу тех или иных лиц можно устранить
или хотя бы облегчить социальные проблемы.
В других европейских странах
системы социальной защиты населения
не имеют столь глубоких истоков. В таких
странах как Германия, Швеция, Дания, Финляндия,
социальная защита как система законодательных,
экономических и социальных гарантий
для всех групп населения начала складываться
примерно к концу 19 века.
В США, как пишут американские
ученые, федеральное правительство “долгое
время не чувствовало за собой никакой
ответственности за благотворительность”.
В Соединенных Штатах долго
царило убеждение, что каждый человек
является кузнецом своего счастья и государство
не должно вмешиваться в его жизнь, поскольку
успех предопределен всевышним. Заботу
в бедных брали на себя благотворительные
организации. Важным признаком американского
общества, построенного по принципу “помоги
себе сам”, была готовность людей помочь
друг другу. Помощь оказывалась соседями
внутри этнических групп и была направлена
на преодоление трудностей, связанных
с переселением. Она способствовала формированию
феноменального чувства ответственности
каждого за общее благодеяние. Нужда и
бедность рассматривались чаще всего
как результат личных ошибок. Поэтому
от человека ожидалось, что он найдет в
себе силы и сможет отказаться от помощи
на благо другим. И только когда индустриализация
стала стремительно преобразовывать США,
стало понятно, что бедность не есть следствие
ошибок человека. В 20-е годы прошлого столетия
власти США стали выделять средства и
создавать официальные организации, ведающие
помощью.
Концепция государства
всеобщего благосостояния.
На развитие систем социальной
защиты населения в зарубежных странах
большое влияние оказала концепция “государство
всеобщего благосостояния”.
Основная идея этой концепции
заключается в том, что государство всеобщего
благосостояния – это такое государство,
которое должно гарантировать всем гражданам
право на поддержание определенного уровня
жизни, на охрану здоровья и образования
при участии населения страны в финансировании
указанных программ.
Эта концепция получила распространение
во всех странах Западной Европы.
К началу 60-х гг. уже были приняты
к исполнению проекты введения “государства
всеобщего благосостояния” в США и Великобритании
и “социального общества” в ФРГ, Австрии.
Предполагалось, что в условиях экономического
роста путем перераспределения национального
дохода, капитализм в состоянии будет
добиться выравнивания доходов, вплоть
до ликвидации бедности.
Середину 70-х исследователи
считают переломным моментом в развитии
государственного регулирования социальной
сферы. Экономический кризис стал причиной
возврата многих стран Запада к консервативной
политике.
Система дает возможность перебиться,
пережить нелегкое время тому, кто способен
трудиться. Она не дает погибнуть и тем,
кто не в состоянии это делать. Но, как
всякие масштабные явления, социальная
помощь имеет отрицательные стороны, прямо
вытекающие из положительных: она способна
консервировать бедность и социально
развращать своих подопечных. Отмечено,
что бедность в США в большей степени проблема
неработающих, в то время как несколько
десятилетий назад она была результатом
низких заработков. За прошедший период
изменился состав бедняков: ныне большинство
ушло от труда. Моральное неприятие такой
ситуации - одна из характерных черт современного
американского общества. Общество видит
выход в жестком ограничении контингента
получателей длительной помощи. В этот
контингент должны входить те, кто не способен
работать: дети, инвалиды, пожилые.
Стратегия помощи должна строиться так,
чтобы вернуть к труду трудоспособных
бедняков.
В конце 20-го века модель государства
всеобщего благосостояния подвергалась
коренной реконструкции на базе теории
неоконсерватизма. В начале 90-х годов прошлого
века правительства многих стран предприняли
шаги, направленные на сокращение государственных
социальных расходов.
Меры, предпринимаемые правительствами
разных стран, направлены на установление
более жесткого контроля расходования
государственных средств на социальное
обеспечение, сокращение финансовых потерь
в этой сфере, связанных с коррупцией и
чрезмерной бюрократизацией.
Представляются налоговые льготы
для стимулирования создания негосударственных
пенсионных фондов. При назначении пособий
практически во всех странах производится
проверка нуждаемости на их получение.
Становятся платными некоторые социальные
услуги, ранее предоставляемые бесплатно.
Во многих странах рассматривается вопрос
о повышении пенсионного возраста.
Но ни и одна из западноевропейских
стран не собирается полностью отказываться
от «государства всеобщего благосостояния»:
слишком укоренилась в сознании людей
мысль о том, что государство должно заботиться
о нуждающихся. И слишком велико сопротивление
населения любым попыткам сократить социальные
расходы государства.
Современные системы
социальной защиты населения в Зарубежных
странах.
Практически все страны Западной
Европы используют социальное страхование
на случай социального риска и оказывают
социальную помощь людям, находящимся
за чертой бедности.
Однако системы социального
страхования и социальной помощи в этих
странах реализуются по-разному, и в связи
с этим они могут быть разделены на четыре
группы:
1. страны, где доминируют
страховые принципы, где размеры
выплат и пособий связаны с
индивидуальными страховыми взносами;
К первой группе относятся Германия,
Франция, Бельгия и Люксембург. В этих
странах системы защиты населения базируются
на договорно-страховых принципах. Наемные
трудящиеся выплачивают определенную
часть своих доходов в страховой фонд,
что дает им право воспользоваться услугами
фонда, когда им понадобиться помощь в
размерах, соответствующих накоплениям
в страховом фонде. Одновременно работодатели
от имени своих наемных рабочих также
отчисляют определенные суммы в этот страховой
фонд.
В большинстве случаев сумма
выплат из страхового фонда зависит от
заработной платы и связана с той суммой,
которая была накоплена за счет взносов
работающего и работодателя. Исключение
составляют расходы на медицинское обслуживание
и семейные пособия. Основная цель этой
системы – поддержать уровень жизни человека
в случае его болезни, инвалидности и потери
работы. Такая система позволяет перераспределить
доходы человека на протяжении его физической
жизни. Во всех европейских странах страховые
отчисления являются основным источником
финансирования социальной защиты. В некоторых
случаях фонд может быть расширен за счет
больших или меньших отчислений из общей
расходной статьи национального бюджета,
за счет налоговых выплат.
Однако во всех странах этой
группы государство берет на себя обязательство
перед гражданами за то, чтобы доходы любого
гражданина не опускались ниже гарантированного
минимума, независимо от того, какой доход
он получал ранее и сколько внес в страховой
фонд. Этот вид выплат осуществляется
из общенационального бюджета.
Здравоохранение в основном
финансируется также за счет страховых
взносов, однако минимум медицинского
обслуживания гарантирован за счет бюджета.
Медицинское обслуживание в основном
ложится на частный сектор с последующим
возмещением расходов граждан за счет
государства.
2. страны, где страховые
принципы социальной защиты населения
менее выражены, где размеры пособий
и выплат более соответствуют
индивидуальным потребностям, а
финансирование осуществляется
в основном из налоговых фондов;
Вторая группа стран, к которой
относятся Великобритания, Дания, Ирландия,
отличается от первой тем, что социальная
защита в меньшей степени связана со страховыми
накоплениями. В этих странах большую
роль в финансировании социальной сферы
играет государственный бюджет. Социальные
выплаты и пособия распределяются более
равномерно. В основе такого распределения
лежит идея о том, что люди в нужде равны,
поэтому социальная помощь должна быть
оказана, исходя из потребностей человека,
а не из его прежних доходов. Разница между
выплатами и пособиями заключается в основном
в том, что социальные выплаты обязательны,
на них имеет право претендовать каждый
гражданин по закону, а пособия даются
далеко не всем, в зависимости от нуждаемости
и характера социального риска. В этих
странах медицинское обслуживание сосредоточено
в основном в общественном секторе.
3. страны, занимающие промежуточную
позицию между первыми двумя;
К третьей группе стран относятся
Нидерланды и Италия, представляющие смешанную
систему социального обеспечения. Однако
их системы более близки к системам первой
группы стран. Но есть и определенные отличия.
В Италии, например, государство не берет
на себя обязательства по выплате гарантированного
социального минимума доходов. Такие гарантии
дают лишь некоторые местные власти в
отдельных областях. В Нидерландах, наоборот,
социальное обеспечение находится на
очень высокой ступени развития, и система
охватывает каждого жителя страны.
4. страны, где системы
социальной защиты населения, как
таковой, пока нет, она только
формируется.
К четвертой группе стран относятся
Испания, Португалия, Греция. Системы социальной
защиты населения этих стран находятся
пока в зачаточном состоянии. В этих странах
нет гарантированного минимального дохода,
и социальное обслуживание доступно далеко
не всем гражданам.
Расходы на те или иные выплаты
и пособия в разных странах, весьма, различны.
Различия среди европейских
стран по этой статье расходов довольно
значительны. Одна группа стран, среди
которых Греция, Италия, Португалия и Испания,
тратят менее 1% своего ВНП на эти цели.
Другая группа стран – Германия и Нидерланды
– от 12,5 до 20%, в то время как оставшиеся
страны – более 20%
Социальная защита
пожилых людей в странах Западной Европы.
Так в Бельгии на пенсию можно
уходить уже в 50 лет. Если увольнение связано
с потребностями фирмы, пожилые люди получают
пенсию в размере 80% заработка. Основная
часть средств выплаты поступает за счет
страхования по безработице, но некоторая
доля может обеспечиваться работодателем.
Пенсионеру разрешается подрабатывать,
но в ограниченных размерах. Обязательство
принять на место пенсионера молодого
человека из числа безработных оговаривается
в Бельгии четко и жестко с тем, чтобы обеспечить
переход от одной возрастной группы занятых
к другой.
Во Франции пожилые работники
в случае увольнения могут получать пособие
по раннему выходу на пенсию в размере
70% от предыдущей зарплаты, если их работодатель
нанимает вместо них безработных моложе
26 лет. Финансируется данное пособие из
фонда страхования по безработице и правительственного
фонда.
В Германии было предложено
желающим выходить на пенсию по желанию
в возрасте от 60 до 65 лет, а позднее минимальный
возраст был снижен до 57 лет, если желающие
накопили достаточно средств. Пособие
финансировалось компаниями (65% среднего
заработка). Там, где вышедший на пенсию
был заменен безработным, компания могла
получить грант от трудовой администрации.
В ряде стран Европы правительства
вынуждены были предпринять определенные
меры в области социального обслуживания,
чтобы уравнять в правах мужчин и женщин.
Речь шла о возможности получать пенсию
за умершего супруга. В Германии был принят
закон, согласно которому переживший супруг
имел право на 60% от пенсии умершего супруга.