Ситуационный анализ отрасли на примере страховой компании «РОСГОССТРАХ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 14:37, контрольная работа

Описание работы

Крупнейшая и старейшая в России страховая компания. ОАО «Росгосстрах» - основной актив одноименной группы, в которую также входят ООО «Росгосстрах», СК «РГС-Жизнь» (страхование жизни и негосударственное пенсионное обеспечение) и ООО «РГС-Медицина» (операции по обязательному медицинскому страхованию). «Росгосстрах» входит в сотню крупнейших компаний России.

Файлы: 1 файл

Ситуационный_анализ_отрасли.doc

— 964.00 Кб (Скачать файл)

Ситуационный  анализ отрасли на примере страховой компании «РОСГОССТРАХ»

 

  1. Рынки

 

Крупнейшая  и старейшая в России страховая компания. ОАО «Росгосстрах» - основной актив одноименной группы, в которую также входят ООО «Росгосстрах», СК «РГС-Жизнь» (страхование жизни и негосударственное пенсионное обеспечение) и ООО «РГС-Медицина» (операции по обязательному медицинскому страхованию). «Росгосстрах» входит в сотню крупнейших компаний России. На долю «Росгосстраха» приходится около трети российского рынка обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Компания занимает первую позицию на рынке страхования имущества физических лиц с долей рынка в 37,4%. Наиболее важными рынками страхования на данном этапе является КАСКО и ОСАГО, наиболее перспективными – пенсионное  страхование и страхование жизни и ответственности [6].

 

  1. Товары

 

Продукты предприятия  делятся на 2 основных уровня – для  частных лиц и для компаний. Для частных лиц существуют следующие  виды – Авто (Каско, ОСАГО, ДСАГО, Зеленая  карта, Помощь на дороге); Путешествия (Страхование поездок); Имущество (Дом, Квартира, Ипотека, Титульное страхование); Жизнь (Страхование жизни, Пенсия); Здоровье (Добровольное медстрахование, Обязательное медстрахование, Страхование от несчастных случаев, Страхование гостей из-за рубежа); Другое (Страхование яхт и катеров, Страхование животных). Для компаний – Авто; Имущество; Здоровье; Перестрахование; Ответственность владельцев опасных объектов; Другое; Жизнь;  Коллективное страхование; Программы для партнеров.

Ниже на рисунке 2.1. приведена структура страхового товарного портфеля СК «Росгосстрах»

Рис.2.1. Страховой  товарный портфель «Росгосстрах»

Товары компании находятся на разных стадиях жизненного цикла. К примеру, автострахование  – на стадии зрелости, страхование жизни и медицинское страхование – на стадии зарождения, имущество – на стадии спада. Продукты предприятия «Росгосстрах» являются конкурентоспособными в каждом сегменте, так как предприятие – ведущее в России по страхованию.

 

3.Мотивация

 

Международный экономический кризис изменил ситуацию на рынке страхования, заставив клиентов более внимательно относиться к выбору страховщика. Такие показатели как продолжительность работы на страховом рынке, стоимость услуг, оперативность страховых выплат, а также рекомендации знакомых и друзей респондентов признали важными более половины участников исследования. Именно на эти критерии обращают в настоящее время внимание при выборе обслуживающей страховой организации.

1. Компания давно работает  на рынке - 67%

2. Стоимость страховки - 65%

3. Скорость выплаты при  наступлении страхового случая - 65%

4. Рекомендации знакомых, которые являются клиентами этой  компании - 54%

5. Компания входит в  Топ-20 страховых компаний России - 40%

 

  1. Покупатели

 

Так более половины потребителей услуг компании Росгосстрах – граждане от 18 до 24 лет, тогда как россияне, которым уже исполнилось 25, но нет 45 лет, составляют 42-43% застрахованных Росгосстрахом граждан (4.1.).

Рис. 4.1.Потребители страхового продукта [6]

Выходит, что основная клиентская база страховых компаний в нашей стране - молодые работающие люди преимущественно с доходами выше среднего. Именно они чаще задумываются о страховании имущества и жизни, причём, судя по структуре представленных данных, нередко прибегают к услугам двух и более страховых компаний.

 

5. Конкуренты

 

Центр стратегических исследований компании «Росгосстрах» в июле - августе 2011 г. провел очередное плановое исследование потребительского восприятия брендов российских страховых компаний. По его результатам, «Росгосстрах» остается неоспоримым лидером страхового рынка по знанию брендов страховщиков - без подсказки его называют 32% респондентов. По этому показателю «Росгосстрах» опережает ближайшего конкурента без малого в три раза.

Рис. 5.1. Узнаваемость бренда страховой компании [6]

С большим отрывом «Росгосстрах» лидирует и по основному показателю, определяющему репутацию компании - намерению воспользоваться услугами страховщика. 32% от числа застрахованных россиян говорят о том, что они являются клиентами компании «Росгосстрах» по одному или нескольким видам страхования. В то же время доля тех, кто намерен воспользоваться услугами компании, значительно превосходит долю «Росгосстрах» среди застрахованного населения — 38% против 32%.

Рис. 5.2. Предпочтительность выбора страховой компании [6]

Доля тех, кто  намерен приобрести страховой полис  именно в компании «Росгосстрах» заметно превосходит долю компании на рынке. Это говорит о высокой потребительской оценке страховых продуктов и качества обслуживания в компании.

Ниже в таблице 5.1. представлены лидеры страхового рынка России.

 Таким образом,  предприятие «Росгосстрах» занимает  лидирующие позиции на страховом  рынке России

В настоящее время основным видом конкуренции между страховыми компаниями является ценовая конкуренция. Многие страховые компании проводят агрессивную маркетинговую политику и стараются привлечь страхователей с помощью демпинга – необоснованного занижения тарифов. Подобный неблагоприятный отбор приводит к развитию нестабильности на российском страховом рынке, подрывает его надежность, препятствует системе страхования выполнять свои функции.

Еще один вариант демпинга – завышение агентской комиссии, которое ведет к росту расходов страховщика и, в конечном счете, может отражаться в тарифной ставке. Завышение агентских комиссий является общей особенностью для всего российского страхового рынка и отмечается даже на рынке ОСАГО. Завышение агентских комиссий приводит к ухудшающему отбору страхователями страховых компаний, более высоко оплачивающих труд своих агентов, имеющих более высокие расходы на ведение дела и, в конечном результате, менее надежных.

Таким образом, конкуренция, вместо того чтобы быть средством  развития страхового рынка, стимулом для  повышения качества предлагаемых услуг  и создания новых страховых продуктов, наоборот, дестабилизирует рынок, снижает его эффективность и надежность.

 

6 . Цены

 

Цены, как и на любом  другом рынке, являются индикатором  спроса. Рынок страхования – не исключение. Ценообразование в страховой  компании построено не только на понесенных затратах. В основном, формирование цен та тот или иной страховой продукт происходит исходя из возможных будущих затрат, т.е. страховой суммы. Естественно, ценообразование в Росгосстрах построено, в первую очередь, исходя из страховой суммы объекта страхования, нормы прибыли, которую предприятие планирует получить и понесенных затрат или страховой комиссии [6].

Реакция покупателей  на повышение цен всегда была обратно  пропорциональной, т.е. растет цена –  падает спрос. В связи с тем, что предприятие «Росгосстрах» имеет высокий положительный уровень репутации, незначительное повышение цен не повлияет на отток клиентов. Реакция на снижение цен, возможно, положительно отразится на спросе тех потребителей страховых услуг, которые еще не стали клиентами «Росгосстрах». Экономический отдел «Росгосстрах» достаточно внимательно следит за ценами конкурентов, но, в связи с тем, что является лидером отрасли, не следует за ценами конкурентов, а, наоборот, старается обыграть их в свою пользу.

 

7 . Товародвижение

 

Анализируемая компания «Росгосстрах» осуществляет свою деятельность в сфере услуг, поэтому система логистики не принимает участие. Заказы обрабатываются непосредственно, в офисе отделения. Заключается определенного вида договор, свидетельствующий об обязательствах сторон, который действует на протяжении определенного в договоре срока с целью удовлетворения взаимных потребностей.

 

8 . Организация  сбыта

 

Каналы распространения  страховых услуг отличаются от каналов  распространения других продуктов сферы услуг. Действующая схема Страховая компания - Страховой Агент - Потребитель ведёт к тому, что страховые компании перекладывают необходимость поиска новых потребителей на агентов [2,с. 36-38].

В части сбыта  страховой продукции большое будущее имеют косвенные продажи страхования. Смысл косвенных продаж состоит в том, что страхование присоединяется к нестраховому продукту и выступает в виде дополнения к нему. При косвенной продаже локомотивом, ломающим потребительское безразличие, является основная услуга, востребованная потребителем - автомобиль, мебельный гарнитур, сотовый телефон и т.д. Страхование здесь является «прицепом», придающим новое качество основному продукту. Численность персонала полностью отвечает потребностям предприятия.

 

9 . Реклама

 

Целью рекламы  страховой компании в СМИ является  продвижение торговой марки или продукта, а именно:

      - ознакомление потребителя с  торговой маркой или страховым  продуктом;

      - повышение престижа торговой  марки и/или ценности продукта в  глазазах потребителя;

      -  подталкивание  потребителя   к  совершению  конкретных  действий  – обращению к страховщику  за  информацией,  приобретению  страхового покрытия.

Потребители особенно доверяют оценкам специалистов и  уважаемых людей - если они уверены в их беспристрастности. Так, рекомендация, исходящая от популярного ведущего радиопрограмм значит очень много для привлечения потребителей. Ту же роль может сыграть мнение известного финансиста, высказанное в статье, выступлении на радио или по телевидению. Авторитетные рекомендации могут заменяться в рекламе ссылкой на образы или людей, пользующиеся общественным признанием и авторитетом. Рекомендации могут выполняться в виде ссылки на наличие авторитетных клиентов или акционеров банка или страховщика, если они входят в число серьезных, уважаемых компаний. Благодаря, к примеру, положительным отзывам благодарных клиентах совершенствуется база новых клиентов [6].

Непосредственными задачами рекламы являются:

- повышение известности марки страховой компании, в том числе при помощи имиджевой рекламы;

- донесение до потребителя положительных свойств страхового продукта компании и убеждение в необходимости приобрести именно этот продукт, осуществляемое посредством продуктовой рекламы - рекламы конкретного страхового продукта.

В компании «Росгосстрах»  создание благоприятного климата вокруг компании в целом за счет имиджевой рекламы не является самоцелью - это опосредованный метод повышения объема продаж за счет установления более полного контакта с целевой аудиторией. То есть PR и имиджевая реклама являются средствами продвижения услуг на рынок, только применительно не к отдельному продукту, а для всех услуг компании в целом, тогда как продуктовая реклама нацелена на продвижение на рынок определенной услуги или гаммы услуг.

Наиболее вероятной  тенденцией рекламы страховых услуг  в ближайшие несколько лет  станет та реклама, которая, прежде всего, будет направлена на физических лиц и соответственно, будут использоваться соответствующие медиа каналы. Сфера страховых услуг схожа с банковской сферой, которая вначале не желала тратиться на привлечение депозитов от физических лиц и соответственно на проведение широкомасштабных компаний и только на пороге системного кризиса, банки открыли новый источник капитализации. Только когда все ресурсы бизнес сферы будут привлечены и все юридические лица, которым необходимы страховые услуги застрахуются, страховой рынок переориентируется на привлечение физических лиц, в том числе через рекламу [6].

 

10. Внешняя  среда

 

К факторам прямого действия относятся факторы, которые непосредственно влияют на операции компании и могут испытывать на себе, в свою очередь, влияние проводимых ею операций. Применительно к страховщикам такими факторами являются:

• нормативная  среда, т.е. законодательные и нормативные акты;

•состояние (конъюнктура) страхового рынка на территории, где  действует компания;

• географическое положение территории;

• социально-экономическое  положение территории;

• состояние  финансового рынка;

• состояние  рынка труда.

К факторам непрямого или косвенного воздействия следует отнести факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на результаты работы компании, но, тем не менее, сказываются на них: общее состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для бизнеса события в других странах. На развивающийся российский страховой рынок наибольшее косвенное воздействие оказывает состояние экономики и групповые интересы в отраслях отечественной промышленности [1,с.58-62].

Таким образом, можно определить страхование и как систему экономических и прежде всего финансовых отношений в изменяющихся и неопределенных внешних условиях.

Информация о работе Ситуационный анализ отрасли на примере страховой компании «РОСГОССТРАХ»