Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 18:36, дипломная работа
12 декабря 1993 года на всенародном голосовании была принята Конституция Российской Федерации1, в статье 7 которой определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Введение
1 Система законодательства, регулирующая порядок выплаты пособий на детей
2 Получатели пособий на детей
3 Право на государственные пособия гражданам, имеющим детей, и их размеры
3.1 Пособия по беременности и родам
3.2 Пособия семьям, имеющим детей
3.3 Порядок выплаты пособий семьям, имеющим детей
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1 Система законодательства, регулирующая порядок выплаты пособий на детей
2 Получатели пособий на детей
3 Право на
государственные пособия
3.1 Пособия по беременности и родам
3.2 Пособия семьям, имеющим детей
3.3 Порядок выплаты пособий семьям, имеющим детей
Заключение
Список литературы
Введение
12 декабря 1993 года
на всенародном голосовании
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В развитие данной нормы Конституции РФ принят Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"2.
Данный закон неоднократно изменялся и дополнялся. Данные дополнения, в основном направлены на стимуляцию повышения рождаемости и обеспечения семьям, имеющих детей, минимальной материальной базы для их содержания, т.к. сегодня проблема рождаемости в России стоит довольно остро.
В связи с изложенным, тема данного исследования представляется актуальной.
Тема выплаты пособий на детей не является объектом глубоких теоретических исследований. Ввиду этого данная работа написана, в основном, с использованием текстов нормативных актов.
1. Система законодательства, регулирующая порядок выплаты пособий на детей.
Ключевым нормативным актом в системе законодательства РФ, формирующего основу государственной социальной поддержки граждан при рождении и воспитании детей, является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Статья 2 указанного закона определяет систему законодательства о материальной поддержке граждан, имеющих детей.
Законодательство о выплате государственных пособий и предоставлении материальной социальной помощи образуют нормативные акты, регулирующие порядок и условия выплат отдельных видов государственных пособий, источники финансирования государственной социальной политики в части, определенной настоящим Законом, а равно ряд иных вопросов обеспечения социально-экономической поддержки населения.
Отношения, связанные с государственной материальной поддержкой граждан, имеющих детей, представляют собой предмет комплексной отрасли законодательства. Иначе говоря, анализируемое законодательство включает положения различных отраслей права, главным образом, положения трудового права и права социального обеспечения1.
Система законодательства РФ о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, представлена двумя уровнями: федеральным и региональным. Федеральный определяет основные направления государственной социальной политики в отмеченной сфере, конкретизирует их, устанавливает базисные платежи материальной поддержки, определяет процедуру их выплат. На уровне субъектов Федерации последние находят свою конкретизацию с учетом региональных особенностей, устанавливаются дополнительные гарантии и механизмы материальной поддержки граждан, имеющих детей.
Традиционно основу системы законодательства формирует действующая Конституция РФ, отдельные положения которой в части, касающейся государственной поддержки граждан, имеющих детей, были упомянуты настоящим комментарием. Принятая в 1993 г. и провозгласившая Россию социальным государством Конституция во многом предопределила дальнейшие направления и приоритеты отечественной социальной политики.
Основополагающим нормативным актом в области государственной материальной поддержки граждан в связи с рождением и воспитанием детей выступает Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Все иные нормативные акты, принимаемые после его подписания, не должны ему противоречить, а ранее действующие должны быть приведены в соответствие с ним. В случае возникновения противоречий приоритет должен отдаваться комментируемому Закону. При разрешении противоречий следует, однако, иметь в виду, что соответствующий закон может иметь приоритет только в определенной сфере правоотношений. В этом случае коллизия может быть разрешена, только опираясь на Конституцию РФ.
Назначением настоящего Федерального закона является установление единой системы государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" представлен преамбулой, тремя главами, нормы которых располагаются в 20 статьях. Первая глава определяет общие правила реализации права на получение "детских" денежных выплат, в числе которых оговорены соответствующие виды материальной поддержки, источники и средства ее формирования, правообладателей, по отношению к которым применяются нормы рассматриваемого Закона, основания реализации прав последних и источники правового регулирования процессов назначения и выплаты материальной помощи.
Свою конкретизацию обозначенные элементы государственной политики в части, касающейся выплат денежных пособий гражданам, имеющим детей, находят в положениях второй главы настоящего Закона. Они структурно расположены с учетом видовой градации установленных к выплате "детских" пособий и в своей совокупности формируют законодательную основу процесса реализации права на получение соответствующей государственной материальной поддержки.
В заключительных положениях рассматриваемого Закона учтена возможность индексации и реиндексации начисленных денежных выплат, а равно определены порядок и основания их проведения.
В систему законодательства о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, помимо названных актов законодатель включает и иные законы. В числе основных здесь можно отметить:
Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ1, содержащий основные дефиниции правового регулирования труда женщин и лиц с семейными обязательствами, в том числе конкретизирующие условия назначения и выплаты отдельных видов государственных пособий, закрепленных в настоящем Законе;
Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"2, который, в свою очередь, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования;
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменения в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"1, направленный на повышение материального благосостояния граждан, обеспечение экономической безопасности государства и приведение системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.
Значительная роль в правовом регулировании механизма государственных социальных выплат отведена актам Министерства труда и социального развития и Фонда социального страхования, положения которых содержат разъяснения по применению законодательства по социальному обеспечению в части назначения и выплаты пособий. По своему содержанию последние направлены на конкретизацию ряда положений настоящего Закона в части, касающейся отдельных категорий граждан. В частности, Фондом социального развития регламентирована процедура исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам адвокатам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, не признаваемым индивидуальными предпринимателями, членам родовых, семейных общин малочисленных народов Севера (письмо Фонда социального страхования РФ от 10 июля 2003 г. N 02-18/05-47511), рассмотрены вопросы выплаты единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (письмо Фонда социального страхования РФ от 23 февраля 2001 г. N 02-18/05-1406), а также в случае добровольного отказа от оформления в установленном порядке отпуска по беременности и родам (письмо Фонда социального страхования РФ от 8 октября 2004 г. N 02-10/11-66711) и др.
Нужно иметь в виду, что значительная часть нормативной базы в области правового регулирования государственных пособий гражданам, имеющим детей, представлена региональным законодательством, которое являет собой второй уровень соответствующей системы. Нормы последнего устанавливают дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми, выбор которых предопределен действующей в конкретном регионе программой социального обслуживания населения. Принимаемые на уровне субъекта Федерации нормативные акты не должны затрагивать права проживающих на их территории граждан в ущерб их интересам. Установление настоящим Законом пределов правового регулирования материальной поддержки граждан, имеющих детей, на уровне субъектов РФ необходимо для обеспечения конституционных прав и гарантий в соответствии со ст. 38, 39 Конституции РФ.
2 Получатели пособий на детей
Законодатель определяет три категории лиц, претендующих на получение государственных социальных выплат:
Указанный перечень представляется исчерпывающим (закрытым), что подразумевает его расширение не иначе как путем внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Закон. Кроме того, по этой же причине не допускается любое легальное толкование его норм, дающее их расширенную трактовку, тем самым увеличивающее число потенциальных субъектов закрепленного действующим законодательством права.
Законодатель декларирует, что получение государственных пособий на воспитание и обучение детей связано с фактом проживания на территории РФ или внутренней связью с ней в связи с временным нахождением на территории иного государства.
В своем Определении Конституционный Суд РФ1, выявляя реальное содержание оспариваемой нормы, указывает, что целями, на достижение которых направлен Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", являются установление для проживающих в РФ граждан РФ, иностранцев, лиц без гражданства, иных лиц, имеющих детей, единой системы государственных пособий и обеспечение при помощи этой системы гарантированной государством материальной поддержки материнства, отцовства и детства. Тем самым государство приняло на себя обязанность выплачивать пособия на детей без всяких изъятий, что согласуется с целями социального правового государства, провозглашенными в ст. 1, 2 и 7 Конституции РФ, а также с конституционными положениями о том, что каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 6, ч. 2); все равны перед законом и судом (ст. 19, ч. 1); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38, ч. 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей, на условиях, установленных законом (ст. 39, ч. 1 и 2). Особый правовой статус, которым обладают военнослужащие, обусловлен необходимостью выполнения ими долга и обязанности гражданина РФ по защите Отечества, закрепленных в ст. 59 Конституции РФ. В силу этого независимо от места прохождения военной службы по контракту (на территории России или за ее пределами) военнослужащие должны считаться проживающими в РФ, и, следовательно, они вправе - при прочих равных условиях - получать государственные пособия на детей безотносительно к конкретному месту проживания.
Кроме того, конституционно-правовой смысл абз. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" должен определяться исходя из требований ст. 15 (ч. 4) Конституции РФ, согласно которой правила международного договора РФ применяются в том случае, если эти правила иные, нежели предусмотренные законом. Поскольку международные обязательства, зафиксированные в соглашениях о гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов, в отношениях между Российской Федерацией и иными государствами в ряде случаев не существуют, то применительно к соответствующей категории военнослужащих действуют правила, установленные настоящим Законом (п. 4 Определения Конституционного Суда РФ).
Информация о работе Социальная поддержка граждан, имеющих детей