Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 10:44, контрольная работа
Нет ни одной области человеческой деятельности, в которой можно было бы достигнуть существенных результатов без труда. Высокопроизводительный труд на производстве, а также в других сферах хозяйства служит основой экономического роста, благосостояния всего населения, достойной жизни и свободного развития человека. Поэтому исключительно важно создать условия для такого труда – технические, организационные, экономические, обеспечить нормальные взаимоотношения между участниками производственного процесса – собственниками рабочей силы (наемными работниками) и собственниками средств производства (работодателями).
Введение.
Человечество все острее ощущает
необходимость решения коренных социально-экономических
проблем: повышение жизненного уровня
населения, его воспроизводство и обеспечение
полной занятости, создание условий для
сохранения и укрепления здоровья, получения
образования и повышения квалификации,
охраны труда, развития культуры.
Нет ни одной области человеческой
деятельности, в которой можно было бы
достигнуть существенных результатов
без труда. Высокопроизводительный труд
на производстве, а также в других сферах
хозяйства служит основой экономического
роста, благосостояния всего населения,
достойной жизни и свободного развития
человека. Поэтому исключительно важно
создать условия для такого труда – технические,
организационные, экономические, обеспечить
нормальные взаимоотношения между
участниками производственного процесса
– собственниками рабочей силы (наемными
работниками) и собственниками средств
производства (работодателями).
Соблюдение норм социальной защиты работников
предприятия на должном уровне позволит
предприятию снизить текучесть кадров,
участвовать в государственных программах
развития, что также будет способствовать
повышению эффективности производства,
стабилизации социальной ситуации и увеличению
прибыли предприятия. Итак, интересы работников
и руководства на предприятии тесно взаимосвязаны,
так как размер прибыли и производительности
труда работников на предприятии находится
в прямой зависимости от уровня социальной
защищенности работников. Следовательно,
взаимодействие рыночных отношений и
социальной защиты необходимо учитывать
не только на уровне всего общества, но
и на уровне социальных групп, конкретных
рабочих коллективов(предприятий), семьи
и индивида. Главная цель социальной защиты
состоит в том, чтобы оказать необходимую
помощь конкретному человеку в сложной
жизненной ситуации.
Грамотно построенная социальная защита
работников в российских компаниях может
и должна решать проблемы, с которыми неизбежно
сталкивается любой быстро развивающийся
бизнес, прежде всего, в сфере управления
персоналом. [10,с.106.]
Глава
1. Теоретико-правовые основы социальной
защиты работников.
1.1. Понятие
и сущность государственной социальной
защиты работников.
Понятие и сущность государственной
социальной защиты работников
В последние годы в России социальную
защиту населения рассматривают с точки
зрения оказания социальной помощи нетрудоспособным,
забывая при этом про огромный пласт трудоспособного
населения, которое также нуждается в
комплексе социальной защиты, как все
группы населения.
Термин «социальная защита» имеет
различные значения. В новых экономических
условиях он заменил термин «социальное
обеспечение», использовавшийся в советской
экономике, где он характеризовал специфическую
организационно-правовую форму социальной
защиты,
осуществляемую непосредственно
государством.
Социальная защита как социальный
институт, представляющий собой совокупность
правовых норм, призванных решать определенные
социальные и экономические проблемы,
в международном контексте обычно имеет
дело с установленными законодательством
категориями граждан, которые в силу утраты
трудоспособности, отсутствия работы
либо по другим причинам не имеют достаточных
средств для удовлетворения своих жизненно
важных потребностей и потребностей нетрудоспособных
членов семьи. В рамках систем социальной
защиты таким гражданам при наступлении
установленных законодательством неблагоприятных
событий предоставляется помощь компенсационного
характера в денежной и натуральной формах,
а также в форме различного рода услуг.
Кроме того, системы социальной защиты
осуществляют меры профилактического
характера, направленные на предотвращение
неблагоприятных событий. Социальная
защита осуществляется в различных организационно-правовых
формах, включая такие, как индивидуальная
ответственность работодателей, страхование,
социальное страхование, адресная социальная
помощь, государственное социальное обеспечение
и др. Использование тех или иных организационно-правовых
форм социальной защиты может иметь различные
социальные и экономические последствия,
которые необходимо учитывать при осуществлении
управления данной отраслью.
Необходимость социальной защищенности
вытекает из наличия общественной потребности
иметь в государстве систему законов,
компенсирующих социальное несовершенство
организации производства материальных
благ и их распределения. Следовательно,
сущность социальной защищенности состоит
в законодательном обеспечении экономических,
политических, социальных и иных прав,
свобод и интересов граждан. Такая постановка
вопроса имеет конституционный оттенок,
Однако, как показывает мировая практика,
в конституции права граждан только сформулированы.
Их реализация-проблема которая должна
еще решаться. Поэтому следует различать
два понятия: «социальную защищенность»
и «социальную защиту». [1,с.37.]
Социальная защищенность - это
конституционное и законодательное обеспечение
всего комплекса прав и свобод человека.
Социальная защита- это более конкретное
понятие и сводится к работе по реализации
прав и свобод. Например, конституционное
право на труд не может быть реализовано,
если нет законов, регламентирующих трудовые
отношения, а также системы государственных
и общественных институтов, которые «заставляют»
эти законы работать.
В мировой практике обозначились
два подхода к решению проблемы социальной
защиты граждан. В развитых капиталистических
странах господствует позитивный подход,
т. е. необходимость социальной защиты
признается и практика выработала соответствующие
механизмы ее решения. В этих странах достигнута
защищенность высоких стандартов.
Она явилась результатом
взаимодействия многих факторов, главные
из которых следующие:
1).функционирование экономики
на основе рыночного механизма;
2).постоянное проведение в стране эффективной
законотворческой деятельности;
3).деятельность правительства, направленная
на обеспечение функционирования принятых
законодательных актов;
4).взаимодействие предпринимателей и
профсоюзов в решении социально-экономических
проблем.[1,с.39.]
1.2 Социальная
защита как способ мотивации
работников.
Руководители всегда
осознавали, что необходимо побуждать
людей работать для целей организации.
При этом отношение работника к труду
может быть положительным, отрицательным
или индифферентным. В отношении к труду
определяется заинтересованность в нем
человека, осознанность его потребности,
стремление к реализации своего трудового
потенциала.
Оно у работника проявляется
в поведении, мотивации и оценке труда.
Мотивация выражается в трудовых мотивах
и установках, которыми руководствуется
работник в своем трудовом поведении. Мотивация —
это вербальное поведение, направленное
на выбор мотивов (суждений) для объяснения
трудового поведения. В основе мотивов
находятся потребности. Наиболее удачную
классификацию потребностей разработал
американский психолог А. Н. Маслоу.
Он выделил пять уровней
потребностей:
1).физиологические и сексуальные (в пище,
дыхании, одежде и т. п.);
2). экзистенциальные (в безопасности, стабильности,
уверенности в будущем и т. п.);
3).социальные (в привязанности, принадлежности
к коллективу, общении, участие в совместной
трудовой деятельности и т. д.);
4).престижные (в уважении, социальном статусе,
признании).
5).духовные (в самовыражении, творчестве).
В соответствии с
этими потребностями у каждого человека
своя собственная структура трудовой
мотивации.
Важнейшее значение для повышения эффективности
трудового процесса имеет стимулирование
труда. Это метод воздействия на трудовое
поведение работника через мотивацию.
Стимулирование труда основывается преимущественно
на материальных средствах вознаграждения,
поощрения и санкций, в качестве которых
выступает заработная плата. Но не любая
оплата труда является одновременно и
его стимулированием. Наблюдения и исследования
специалистов показывают, что существует
множество ситуаций, когда оплата труда
не стимулирует.
В условиях рыночной системы
хозяйствования стимулирование труда
приобретает колоссальное значение. С
другой стороны, в период социальных преобразований
особенно, приобретает важнейшее значение
социальная защита работников. Социальная
защита — необходимый элемент любого
развитого государства. Социальная защита
обеспечивается государством путем установления
основных социальных гарантий, механизма
их реализации и функций предоставления
социальной поддержки. Социальная защита
населения обеспечивается также предприятиями
или предпринимателями и непосредственно
наемными работниками через свои профсоюзные
организации. [2,с.84.]
Понятие "социальная защита"
впервые использовали американские законодатели
в тексте закона, принятого в 1935 г. В нем
давалось правовое обоснование нового
для США института обязательного страхования
на случай старости, смерти, инвалидности
и безработицы. Данный термин органически
вошел в понятийный аппарат ученых и практиков,
так как просто и доходчиво выражал сущность
поддержки социально уязвимых слоев населения.
В дальнейшем рамки этого понятия
значительно расширились, чему способствовала,
в том числе и разработка конвенций и рекомендаций
Международной организации труда (МОТ),
Всемирной организации здравоохранения
(ВОЗ), Международной ассоциации социального
обеспечения, посвященных социальному
страхованию и социальной помощи, гарантированию
минимальных доходов работающим при наступлении
нетрудоспособности, а также условиям
и охране труда, заработной плате.
Широкое применение международным
сообществом категории "социальная
защита" во многом обусловлено кардинальными
изменениями, произошедшими в социальной
политике западных стран в 30-50-х годах. В
России термин "социальная защита"
стал употребляться относительно недавно,
с началом рыночной трансформации: потребность
в его использовании возникла, когда появилась
острая необходимость помощи гражданам,
не способным материально себя обеспечить.
При этом зачастую используют производный
термин от "социальной защиты", а
именно - "социальная защищенность".
Их различие состоит в соотнесении действия
и состояния. Для "социальной защиты"
ключевым служит характер намерений (государства,
общественных структур и личности) по
реализации социальной политики или мер
по самозащите. Для "социальной защищенности"
смысловая нагрузка воплощается в определении
состояния, в котором находится защищаемая
личность или социальная группа (инвалиды,
безработные, пенсионеры и т.д.).
Сложилось три методологических
подхода к трактовке данной категории:
политэкономический, методологический
и инструменталистский. Так, по мнению
Б. Ракитского, социальная защищенность
в широком смысле представляет собой такой
общественный порядок, в рамках которого
объекты могут отстаивать свои интересы.
К важнейшим характеристикам
категории "социальная защита" Л.
Якушев относит: виды и организационно-правовые
формы социальной защиты, категории граждан,
которым оказывается социальная помощь
или которые охвачены социальным страхованием.
Данный методологический подход опирается
на позиции МОТ, рассматривающие национальные
системы социальной защиты как комбинацию
различных институтов социального страхования
и социальной помощи.
Методологически вопрос о формах
и механизмах социальной защиты достаточно
детально проработан западными учеными.
Так, Х. Ламлерт к формам социальной защиты
относит:
1).личные виды социального страхования
(пенсионное, медицинское, от несчастных
случаев на производстве, от безработицы);
2).социальную помощь в виде различных
видов вспомоществования;
3).национальные системы охраны труда;
4).помощь государства в получении образования;
5).системы социальной защиты на уровне
предприятий.
Важно отметить позицию специалистов
Международного Бюро труда в связи с определением
предмета и содержания понятия "социальная
защита работников". В своей деятельности
они используют два подхода - широкий,
охватывающий фактически всю сферу жизнедеятельности
человека в процессе труда, и узкий, включающий
социальное страхование и социальную
помощь. Так, в доктрине качества трудовой
жизни и программе по улучшению условий
труда используется широкая трактовка
социальной защиты работников (рабочее
время, организация и содержание труда,
безопасные условия труда и производственная
среда, условия труда и выбор технологий,
заработная плата и т.д.).
В разнообразии трактовок
термина «социальная защита», мы выделили
два, которые на наш взгляд наиболее полно
раскрывают его сущность.
Первый подход основан на определении
социальной защиты, как системы. Социальная
защита предполагает систему мер законодательного,
социально-экономического и морально-психологического
характера, благодаря которым создаются
условия, обеспечивающие социально возможное
в данных условиях развития общества качество
жизни. При этом система социальной защиты
— это система правовых, социально-экономических
и политических гарантий, представляющих
условия для обеспечения средств существования:
трудоспособным гражданам за счет личного
трудового вклада, экономической самостоятельности
и предпринимательства; социально уязвимым
слоям — за счет государства, но не ниже
установленного законом прожиточного
минимума.
В. Роик в статье «Социальная
защита: содержание понятия» дает следующее
определение:
«Социальная защита охватывает
комплекс отношений, существующих связей
и интересов социальных субъектов
(работников и работодателей), общественных
организаций и государства, связанных
с минимизацией влияния факторов
снижающих качество жизни (в том
числе и трудовой)».
Проанализировав данные толкования
и выявив недостатки первого определения
(неопределенность целей системы мероприятий
по социальной защите), а также недостатки
второго – определение защиты как комплекса,
а не системы конкретных мер, мы попытались
дать свое определение.
Итак, социальная защита
– это система мер законодательного, социально-экономического
и морально-психологического характера,
связанных с минимизацией влияния факторов
снижающих качество жизни.
Социальная
защита работников включает в себя следующие
направления:
1).создание условий для занятости населения
трудовой деятельностью, позволяющей
работникам зарабатывать средства для
жизни в объемах, достаточных для достойного
существования;
2).обеспечение безопасных условий труда
для работников и доступа граждан к национальным
системам здравоохранения, реабилитации
и профессионального образования;
3).обеспечение работников и членов их
семей прожиточным минимумом материальных
средств в случаях безработицы, потери
или резкого сокращения дохода из-за болезни,
рождения ребенка, несчастного случая
в быту, производственной травмы или профессионального
заболевания, инвалидности, старости,
смерть кормильца.
Обеспечение предприятием данных условий
является мощным стимулом для эффективной
работы персонала, поскольку удовлетворяет
не только первичные потребности работников
(физиологические), но и вторичные (экзистенциальные
и социальные). [1,с.46.]
Социальная защита во многом зависит от того, как эффективно взаимодействуют политические, экономические и социальные факторы, формирующие пространство жизнедеятельности людей.
Политические факторы охватывают идеологию, законодательство, институциональную структуру государства и общества.
Экономические (материально-вещественные) факторы определяют уровень материального благосостояния страны и ее населения.
Социальные факторы
(социально-психологические, морально-этические,
религиозные компоненты жизнедеятельности)
- степень гармонизации отношений между
государством, обществом и индивидом. [1,с.41.]
В рыночной экономике
эгоистические побуждения предпринимателей
к получению максимально возможной прибыли
определяют существующую тенденцию к
минимизации издержек производства, включая
заработную плату и социальные выплаты.
Данная тенденция вне рамок внешних ограничителей
и регуляторов приводит к ухудшению материального
положения наемного персонала, а крайние
ее формы ведут к деградации условий жизнедеятельности
работников и членов их семей. Противостояние
эгоистическим интересам предпринимателей,
удержание на приемлемом уровне социального
положения зависимых (а, следовательно,
уязвимых) наемных работников является
одной из основных политических функций
государства. Целеполагающий смысл этой
функции состоит в обеспечении устойчивого
и динамичного развития общества, что
предполагает сбалансированный учет интересов
всех слоев и классов общества как целостного
социального образования. Критериями
эффективности функционирования государства
являются показатели материального положения
населения, продолжительность жизни граждан,
отсутствие массовых социальных конфликтов
и проявлений социального иждивенчества.
Необходимость гармонизации
различных интересов наглядно видна при
анализе трудовых отношений, в которых
переплетены интересы, общие для работодателей
и работников (по поводу необходимости
обеспечения непрерывного процесса производства
как основы их материального благополучия)
и противоречащие друг другу:
1).работодатель заинтересован в повышении
прибыли (за счет экономии материальных
и трудовых ресурсов);
2).наемный работник - в безопасных условиях
труда, достойной зарплате, приемлемой
трудовой нагрузке и т.п. [3,с.69.]
В Конституции Российской Федерации
сформулированы основные положения в
области социальной защиты граждан. В
частности, в ст.7 сказано: "В Российской
Федерации охраняется труд и здоровье
людей, устанавливается гарантированная
минимальная оплата труда, обеспечивается
государственная поддержка семьи, материнства,
отцовства и детства, инвалидов и пожилых
граждан, развивается система социальных
служб, устанавливаются государственные
пенсии, пособия и иные гарантии социальной
защиты".
Таким образом, конституционное,
трудовое и социальное право представляют
собой, по существу, национальную доктрину
социальной защиты. Подобной точки зрения
придерживается и аналитики, которые считают,
что развитая система социальной защиты
становится политическим содержанием
массовой демократии. Политическая система
не в состоянии добиться беспредельной
лояльности масс и поэтому для придания
легитимности своим действиям должна
предлагать государственные и социальные
программы, выполнение которых подлежит
контролю.
В соответствии с имеющимися
базовыми положениями международных документов,
отечественной законодательной базой
в рассматриваемой области можно выделить
важнейшие принципы социальной защиты
работников:
1). Социальная ответственность
общества и государства за бережное отношение
к личности, реализацию его прав на свободный
труд, выбор профессии, места работы и
обучения, обеспечение приемлемых условий
труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию
утраты трудоспособности;
2). Социальная справедливость в области трудовых отношений - равное вознаграждение за равный труд, право на безопасность и гигиену труда, сохранение здоровья, трудоспособности граждан, на социальные пособия в случае болезни, на высокий уровень компенсации постоянной утраты трудоспособности, обеспечение медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве
3). Всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально-экономического развития общества,
4). Минимально возможный
уровень социальных и профессиональных
рисков, доступность и открытость соответствующей
информации, обеспечение безопасности
и достижение социального согласия в обществе
по поводу установления уровней профессиональных
и социальных рисков, социальных гарантий
по их минимизации и компенсации;
5). Многосубъектность социальной защиты,
субъектами которой должны выступать
государство (в лице министерств и ведомств),
работодатели, профессиональные ассоциации
и объединения (товарищества по страхованию),
региональные органы управления;
6). Государственные гарантии, связанные
с социальной защитой при одновременной
самостоятельности и самоуправляемости
негосударственных систем и программ
защиты;
7). Заинтересованность всех основных
субъектов защиты (государства, предпринимателей,
товариществ социального страхования
и широкого круга профессиональных организаций
трудящихся) в формировании и совершенствовании
соответствующих систем;
8). Солидарность всех субъектов социальной
защиты на основе "социальных договоров",
касающихся распределения финансового
бремени по компенсации и минимизации
социальных и профессиональных рисков;
9). Экономическая и социальная свобода
работников в области труда - выбор профессии
с приемлемыми уровнями профессиональных
и социальных рисков, возможность получения
профессионального образования, места
работы, свободы ассоциации, т.е. право
объединяться в профессиональные союзы,
товарищества и другие подобные организации
в целях защиты своих прав;
10). Личная ответственность работников
за сохранение своего здоровья и работоспособности,
правильный выбор профессии, места работы
с определенными уровнями профессионального
и социального рисков;
11). Многоуровневость и разноадресность
способов социальной защиты