2.2
Средства Фонда социального страхования
Средства Фонда образуются за счет:
- страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
- страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
- страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
- доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
- добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
- ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
- прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).
Средства Фонда направляются на:
- выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
- оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;
- частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
- частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
- частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
- оплату проезда к месту лечения и обратно;
- создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях.
- финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
- проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
- осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
- участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.
Средства Фонда используются только
на целевое финансирование мероприятии.
Не допускается зачисление средств социального
страхования на личные счета застрахованных.
Средства, полученные от взимания пеней
и наложения финансовых санкций
(в размере 20 процентов), образуют фонд
развития Фонда социального страхования
Российской Федерации. Выплата пособий
по социальному страхованию, оплата
путевок работникам и членам их семей
в санаторно-курортные учреждения,
финансирование других мероприятий
по социальному страхованию на предприятиях,
в организациях, учреждениях и
иных хозяйствующих субъектах независимо
от форм собственности осуществляется
через бухгалтерии работодателей.
Ответственность за правильность начисления
и расходования средств государственного
социального страхования несет
администрация страхователя в лице
руководителя и главного бухгалтера.
Для обеспечения контроля за правильным
начислением и своевременной выплатой
пособий по социальному страхованию, проведением
оздоровительных мероприятий на предприятиях,
в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих
субъектах независимо от форм собственности
трудовыми коллективами образовываются
комиссии по социальному страхованию
из представителей администрации и профсоюзов
(трудового коллектива) или избираются
уполномоченные по социальному страхованию.
Комиссии
или уполномоченные по социальному
страхованию решают вопросы о
расходовании средств социального
страхования, предусмотренных на санаторно-курортное
лечение и отдых работников и
членов их семей, о распределении
застрахованным путевок для санаторно-курортного
лечения, отдыха, лечебного (диетического)
питания, приобретенных за счет средств
Фонда, рассматривают спорные вопросы
по обеспечению пособиями по социальному
страхованию
3. Формы социального
страхования
3.1 Сравнительная
характеристика форм социального
страхования
Социальное страхование занимает
ведущее место в системе социальной
защиты. Зарубежный и российский опыт
применения и развития различных
форм социального страхования, результативные
исследования наших ученых позволяют
выделить его основные организационно-правовые
формы, которые можно осуществить
по следующим основным признакам:
- установление и реализация социально-страховых отношений в силу предписаний закона или свободного волеизъявления страхователя и страховщика;
- степень централизации процессов организации, осуществления и контроля социального страхования;
- уровни хозяйствования и управления, субъекты которых являются носителями социально-страхового интереса.
С учетом этих признаков выделяются
обязательное и добровольное социальное
страхование.
Обязательное социальное страхование
включает:
- централизованно организованную, осуществляемую и контролируемую государством форму обязательного социального страхования; к ней относятся обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, страхование на случай утраты трудоспособности по беременности и родам.
- децентрализованную форму обязательного социального страхования, организованную и осуществляемую в соответствии с федеральными законами, указанными в них в качестве страхователей лицами. Она включает обязательное страхование жизни и здоровья государственных служащих, страхование жизни и здоровья работников опасных профессий, обязательное личное страхование жизни пассажиров.
Добровольное социальное страхование
состоит из:
- корпоративно-коллективной формы личного социального страхования; она включает добровольное страхование работодателями своих работников по договорам: мед. страхование, страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, страхование негосударственных пенсий, страхование жизни с выплатой аннуитетов и т. д.
- индивидуальной формы личного социального страхования. В нее входят добровольное страхование гражданами своих имущественных интересов: страхование жизни, медицинское страхование и т.д.
Эти организационно-правовые формы социального
страхования имеют немало общего:
- цель социального страхования;
- принципы: наличие социально-страхового интереса у потенциальных страхователей; экономической эквивалентности сумм социально-страховых выплат и получаемых страховщиком страховых взносов; солидарного участия всех страхователей в осуществлении социально-страхового обеспечения наступления страховых случаев; гарантированность социально-страхового обеспечения застрахованных лиц при наступлении страховых случаев;
- страховые случаи (как проявление социальных рисков), причиняющие вред жизни и здоровью застрахованных лиц;
- объекты социального страхования.
Таким образом, в добровольном личном
страховании можно увидеть отдельную
организационно-правовую форму социального
страхования. Рассматриваемые организационно-правовые
формы социального страхования
имеют не только общие свойства,
но и свои особенности. Наиболее существенные
отличия от централизованно организованной
и осуществляемой государством формы
социального страхования имеют
децентрализованная форма обязательного
страхования жизни и здоровья различных
категорий граждан и добровольное личное
страхование.
Во-первых, централизованной обязательного
социального страхования охватывается
все население (в частности, по ОМС)
или очень большие массы населения
(все работающие граждане при страховании
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний, пенсионеры
по ОПС). По видам децентрализованной
формы подлежит обязательному социальному
страхованию жизнь и здоровье
значительных по численности категорий
лиц в основном опасных профессий
(военнослужащих, работников правоохранительных
органов, судей и др.), а также
пассажиров на междугородных перевозках
всеми видами транспорта. Добровольное
же личное страхование обеспечивает
социальную защиту значительно меньшему
количеству граждан.
Во-вторых, при обязательных видах
социального страхования страхователи,
категории подлежащих страхованию
граждан, социальные риски (страховые
случаи), страховые суммы, условия
и сроки социально-страховой защиты,
страховые тарифы и размеры социально-страхового
обеспечения (страховых выплат) устанавливаются
законом. Напротив, добровольное личное
социальное страхование осуществляется
в соответствии с разрабатываемыми
и утверждаемыми правилами страхования
(не противоречащими законодательству)
и заключаемыми со страхователями договорами
личного страхования на основе свободного
волеизъявления сторон согласования ими
существенных условий договора.
Кроме того, при централизованной
форме обязательного социального
страхования государством учреждаются
специальные организации-страховщики,
которые контролируются им, а денежные
социально-страховые фонды находятся
в федеральной собственности. Страховые
фонды при добровольных видах личного
социального страхования формируются
страховщиками за счет уплачиваемых страхователями
страховых премий (взносов) и являются
их собственностью (при законодательном
запрещении нецелевого использования
страховой нетто-премии в соответствии
с правовыми нормами. Страховые тарифы
при этом разрабатываются и утверждаются
страховщиками и контролируются Федеральной
службой страхового надзора. Страховые
выплаты по договорам добровольного личного
страхования производятся в соответствии
с правилами (договорами) страхования
в установленных ими размерах для определенных
страховых случаев (и объектов страхования),
общая сумма которых ограничивается страховой
суммой, устанавливаемой при заключении
договора страхования по усмотрению и
соглашению сторон.
В-третьих, при централизованной и
децентрализованной формах социального
страхования социальное обеспечение
(социально-страховые выплаты) при
страховых случаях могут осуществляться
постоянно (например, выплаты государственных
трудовых пенсий, ОМС, страхование от
несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний
и др.) или в течение длительного
периода (например, пока гражданин занят
на государственной или военной
службе — при обязательном страховании
их жизни и здоровья). При добровольных
видах личного страхования (за исключением
страхования пенсий, пожизненной ренты
и т. д.) периоды страховых выплат не превышают
сроков действия договоров страхования.
Представленные выше результаты сравнительного
исследования современных форм обязательного
и личного социального страхования
позволяют охарактеризовать их общие
черты и особенности, рассмотреть
дальнейшие пути развития практики социального
страхования [28].
3.2 Обязательное социальное страхование
В системе социального
страхования основным является обязательное
страхование, потому что осуществляется
в силу закона в отношении всех
категорий граждан, подвергающихся
социальным рискам. Именно здесь формируются
такие важные для всей системы
социального страхования элементы,
как перечень страховых случаев, условия
предоставления обеспечения и т. д.
Основными принципами осуществления
обязательного социального страхования
являются:
- устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
- паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
- обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;
- ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
- обеспечение надзора и общественного контроля;
- автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
Источниками поступлений
денежных средств в бюджеты фондов конкретных
видов обязательного социального страхования
являются:
- страховые взносы и (или) налоги;
- дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- штрафные санкции и пеня;
- денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
- доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;
- иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.