Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 20:15, курсовая работа
Целью работы является определение перспектив развития социального страхования в России.
В соответствии с целью работы, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретическую базу социального страхования: раскрыть понятие, функции, виды, формы, роль для социально-экономической жизни граждан.
- проанализировать существующую систему социального страхования в РФ;
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1 Цели и принципы социального страхования
1.2 Становление социального страхования в России
РЗДЕЛ 2. СУЩЕСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИИ: ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ УЗЛЫ
2.1 Действующие виды социального страхования в РФ
2.2 Правовая основа социального страхования в РФ
2.3 Экономические категории социального страхования в РФ
2.4 Основные проблемы системы социального страхования в России
РАЗДЕЛ 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
При этом к числу
сущностных правовых характеристик
социального страхования
Важно при этом подчеркнуть, что согласно международным нормам и корреспондирующимся с ними положениям Конституции Российской Федерации, помимо принятия законодательных актов, государство несет ответственность за руководство системой социального страхования, для чего призвано осуществлять комплекс экономических и управленческих мер по обеспечению эффективного регулирования государственного социального обеспечения, создания условий, гарантирующих достоинство личности во всех сферах (статья 21 Конституции Российской Федерации), чем утверждается приоритет личности и ее прав.
В системе таких управленческих мер в социальной сфере важное место занимают законодательно установленные критерии социальной защиты граждан, предназначенные сформировать нормативную базу каждого из институтов социальной защиты: социальной помощи, социального страхования и государственного социального обеспечения (военнослужащих, государственных служащих и т.д.).
Следует отметить
размытость и неоформленность такой
законодательной и нормативной
базы. Так, существующее законодательство
допускает возможность при
Таким образом, социальное страхование, которое призвано решать задачи более высокого уровня, чем социальная защита от бедности, а именно – замещение заработной платы в размерах существенно выше прожиточного минимума пенсионеров и инвалидов (в два и более раз), пока в стране не состоялось, а его нормативная база не отвечает принципам социального страхования.
При этом наблюдается тенденция к снижению нормативного регулирования государством уровня и качества жизни граждан. Так, несмотря на то, что в качестве базового критерия для определения достойной жизни населения федеральным законодателем выбран показатель «прожиточного минимума», пунктом 4 статьи 94 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ признана утратившей силу статья 5 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», устанавливающая в качестве основы для определения минимального размера пенсии по старости величину прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
Тем самым, из сферы правового регулирования пенсионных отношений были исключены сами категории «минимальный размер пенсии по старости» и «прожиточный минимум», что можно трактовать как тенденцию к отказу государства от политики регулирования в социальной сфере и своеобразную псевдоправовую форму ухода от выполнения публично-правовых обязательств.
Более того, наблюдается
намерение Правительства
2.3 Экономические
категории социального
Экономическими категориями социального страхования, с позиции общепризнанных мировым сообществом его предметных и объектных страховых отношений, выступают страховые платежи и выплаты, которые для основных субъектов правоотношений являются:
Финансовыми источниками государственных внебюджетных фондов служат платежи работодателей, начисляемые к объему заработной платы наемного персонала в форме единого социального налога (ЕСН), страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (см. табл.2.1).
Таблица 2.1
Вид страхования |
Работодатели |
Работники |
Государство |
Всего |
Пенсионное страхование |
20,0 |
- |
- |
20,0 |
Медицинское страхование |
2,8 |
- |
- |
2,8 |
Социальное страхование |
3,2 |
- |
- |
3,2 |
Страхование от несчастных случаев на производстве |
0,2-8,5 |
- |
- |
0,9 |
ИТОГО: |
26,2-34,5 |
- |
- |
26,9 |
Источник: [8].
Вышеприведенные параметрические характеристики отдельных видов социального страхования позволяют обеспечить сравнительно невысокий уровень пенсий, пособий и медицинской помощи. Скромными возможностями они обладают для своего развития и в среднесрочной перспективе. Так, согласно прогнозов Минэкономразвития России, размеры пенсий, хотя и будут расти в течение 2005 - 2008 годов в среднем на 15-18% в год, однако коэффициент замещения за этот период не изменится и сохранится на уровне 28%.
Актуарные расчеты Пенсионного фонда России оценивают перспективу развития пенсионной системы более пессиместично, как с позиции роста финансовой нестабильности бюджета Пенсионного фонда России, так и с точки зрения размеров пенсий. Так, коэффициент замещения к концу 2008 года составит ориентировочно 22-25% (см.: Приложения, таблицы 2,3 и 4, диаграммы 1,2 и 3).
Накопительная часть трудовой пенсии испытывает серьезные финансовые трудности, ее масштабные финансовые ресурсы (более 100 млрд. рублей на конец первого полугодия 2005 года) обесцениваются, для их эффективного инвестиционного использования все еще не сформированы соответствующие финансовые инструменты и программы. В тоже время, система текущих пенсионных выплат все более погружается в искусственную «дефицитную ловушку», размер которой уже через два года составит до 40% требуемых финансовых ресурсов на эти цели.
Хронический финансовый дефицит системы обязательного медицинского страхования (до 2,0–2,5 раз от выделяемых финансовых средств) приводит к низкому качеству медицинских услуг и крайне недостаточному объему и кругу финансируемых мероприятий (см.: Приложения, таблицы 5 и 6). Так, финансирование Базовой программы обязательного медицинского страхования составляет всего около 40% от ее минимальной потребности на протяжении более десяти лет.
2.4 Основные проблемы системы социального страхования в России
Во многом вялотекущее существование, а зачастую и «замороженное» состояние системы социального страхования связано с незаконченным институциональным его оформлением, для которого характерными все еще остаются многие прежние социалистические черты государственной социальной помощи (государственного социального обеспечения).
К принципиальным
недостаткам отечественной
Между тем суть
социального страхования и
Социальная помощь имеет общебюджетный характер; круг обеспечиваемых в ее рамках - все нуждающиеся. Социальное страхование должно осуществляться через автономные страховые фонды, формируемые за счет страховых взносов, выплачиваемых за каждого застрахованного его работодателем, самим страхующимся и органами государственного управления (центральными и местными) из бюджетных средств; круг обеспечиваемых в его рамках - застрахованные лица.
Страховые платежи
в системе социального
Для сравнения: налоги являются частью прибавочного продукта, а на уровне предприятий – частью прибыли; в плане очередности платежей страховые отчисления всегда первичны, а налоги – вторичны; в аспекте предназначения страховые платежи имеют четко обозначенную функциональную целевую ориентацию на определенные социальные нужды, а поэтому как бы «маркируются» и привязываются к характеристикам заработной платы отдельного застрахованного, а налогам присущ обезличенный и неопределенный характер – они «не маркируются», различия имеются и по субъектам сбора – налоги собираются с юридических и физических лиц, а страховые платежи выплачивают работодатели и работники.
Роль социального страхования в национальных системах социальной защиты является ключевой. Например, в странах Европейского Союза (ЕС) объем финансирования социального страхования составляет величину в диапазоне 16-25% ВНП, что является вторым по значимости компонентом в затратах на рабочую силу после заработной платы (доля последней составляет 45-55% ВНП).
К концу ХХ века в европейских странах расходы на социальное обеспечение достигли 25% ВВП, в США - 18%, в странах с переходной экономикой Центральной Европы – 17%, а в России – около 10% (см. табл.2.2).
Таблица 2.2
Страны |
Общие расходы на социальное обеспечение, в % от ВВП |
В том числе на | |
Пенсии |
Медицинскую помощь | ||
Страны Западной Европы |
28,4 |
12,4 |
6,5 |
США |
17,4 |
7,2 |
8,0 |
Страны Центральной Европы |
17,1 |
10,2 |
6,9 |
Россия |
10,2 |
6,1 |
3,2 |
Источник: Социальное обеспечение: конкретные задачи, перспективы. МБТ, Женева, 2001, с. 60, собственные оценки. Рассчитано по данным: Euvrostаt Yearbook. 98/99 p. 267; Statistical Abstract of the US: 2000, p. 379.
Столь крупный финансовый ресурс социального страхования в странах Западной Европы и США позволяет обеспечивать высокие жизненные стандарты и уровни защиты для застрахованных. Так, размер пенсий и других выплат составляет в развитых странах в среднем 65-75% от заработной платы для большинства получателей страховых возмещений.
В России потенциал социального страхования еще только формируется. Совокупный объем финансовых ресурсов Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования и фондов обязательного медицинского страхования составляет всего около 8% ВВП.
Столь низкая доля в расходах на цели социальной защиты застрахованных (в 2-3 раза ниже, чем в странах ЕС) позволяет выплачивать пенсии и пособия, составляющие в основной своей массе всего 30-35% и ниже от размера предшествующей заработной платы, которая, в свою очередь, в пять-шесть раз меньше по сравнению со средними размерами заработной платы в целом по странам ЕС.
Во многом столь низкий размер страхового возмещения объясняется заниженным объемом расходов на заработную плату, которая является базой начисления страховых взносов - всего 26% ВВП. Крайне низкий уровень заработной платы в стране, ее запредельная дифференциация представляют собой суть «нервного узла» всех проблем в сфере доходов населения.