Схема правоотношений по
обязательному социальному страхованию
представляет собой замкнутый треугольник,
в углах которого находятся: работник
(который выступает одновременно и застрахованным, и страхователем),
работодатель (страхователь) и страховщик
(страховая организация). При этом страховые
платежи носят возвратный характер в пользу
застрахованных, так как при наступлении
страховых случаев (утрата трудоспособности,
старость) они возвращаются к застрахованным.
Сильная сторона института
социального страхования заключена
в увязке индивидуального вклада
страхуемого и его страхователя
(работодателя) с размером пенсий исходя
из величины страховых тарифов, размера
заработной платы и периода внесения страховых
взносов. Хотя в социальном страховании
есть и нестраховое перераспределение,
но оно приближается к разумным пределам,
с которыми, как правило, страхуемые и
их работодатели согласны. И, напротив,
в налоговых системах, для которых характерно
полное отсутствие взаимосвязи по схеме
взнос-выплата, интересы плательщиков
по уплате взносов невелики, что объясняет
стремление к уклонению от налогов
Профсоюзы и другие социальные
партнеры имеют право на паритетное
представительство в органах, управления фондов конкретных
видов обязательного социального страхования,
бюджеты которых формируются за счет страховых
взносов.
Бюджеты фондов конкретных
видов обязательного социального
страхования на очередной финансовый
год утверждаются федеральными законами. Они не входят
в состав федерального бюджета, бюджетов
субъектов РФ и местных бюджетов. Средства
бюджетов фондов обязательного социального
страхования изъятию не подлежат.
Источники поступлений
денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования:
- страховые взносы:
- дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства других бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- штрафные санкции и пени;
- денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
- доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;
- другие поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Расчетной базой для
начисления страховых взносов являются
выплаты заработной платы. Страхователи
начисляют страховые взносы на оплату
труда, начисленную по всем основаниям,
и на другие источники доходов, установленные
федеральными законами о конкретных видах обязательного социального
страхования. Страховые взносы работников,
размер заработной платы которых ниже
величины прожиточного минимума, не взимаются
и вносятся за них страхователем-работодателем.
Виды выплат, на которые не начисляются
страховые взносы, определяются Правительством
РФ.[16]
Суммы страховых взносов,
уплачиваемые работниками, удерживаются
страхователями-работодателями при
выплате заработной платы и перечисляются
страховщику одновременно со страховыми
взносами страхователя-работодателя.
Основанием для назначения
и выплаты страхового обеспечения
застрахованному лицу является наступление
документально подтвержденного
страхового случая.
Государственной гарантией
устойчивости обязательного социального
страхования является система дотаций из федерального бюджета. В частности,
при нехватке денежных средств для обеспечения
выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской
помощи, санаторно-курортного лечения
и других расходов предусматриваются
дотации из федерального бюджета в размерах,
позволяющих обеспечить установленные
федеральными законами о конкретных видах
обязательного социального страхования
выплаты по обязательному социальному
страхованию.
Вложение временно свободных
денежных средств обязательного
социального страхования осуществляется только под обязательства Правительства
РФ. В настоящее время экономическая политика
государства направлена на создание условии,
обеспечивающих увеличение объемов производства
продукции и оказания услуг. Вместе с тем
невозможно добиться экономического роста
без проведения комплекса мероприятий,
позволяющих увеличить платежеспособный
спрос населения, одновременно повышая
личный уровень доходов граждан. Система
социального страхования – довольно сложное
образование и при ее создании важно учитывать
позитивный отечественный и зарубежный
опыт особенности переходного периода
и обеспечения действенной защиты в перспективе.
Предлагаемая схема ее организации представляет
собой попытку увязать эти объективные
трудности, а также требования всех заинтересованных
субъектов. Данная система должна строиться
на демократических принципах, которыми
предлагается считать: ее независимость
от государства; многосубъектность и солидарность;
справедливость социальной защиты; автономность
управления; наличие системы добровольного
страхования в дополнение к обязательной
форме но при условии что обязательное
страхование не будет недостаточным для
обеспечения необходимой социальной защиты.
В системе также предложено использовать
принцип трехсубъектного взаимодействия,
– при котором отношения между двумя любыми
субъектами осуществляются посредством
любого третьего субъекта при условии
их взаимной независимости друг от друга
и обладании своей областью действий.
В качестве субъектов взаимодействия
будут выступать:
- законодательный орган;
- Правительство РФ;
- Федеральный фонд (отраслевые территориальные фонды и их филиалы) страховая организация;
- страховая касса (на предприятии территориальная или отраслевая);
- работник застрахованный;
- работодатель страхователь (предприятие организация)[14].
1.3 Роль социального страхования
К важнейшим функциям
социального страхования, как составляющей
социальной политики относятся:
- защитная функция заключается в поддержании
сложившегося материального уровня застрахованного,
если обычный источник дохода становится
для него недоступным, а также, когда ему
предстоят дополнительные непредвиденные
расходы, не предусмотренные в его привычном
бюджете;
- компенсирующая функция состоит в возмещении
ущерба утраты трудоспособности и ущерба
здоровью с помощью материального возмещения
утраты заработка, а также оплаты услуг
в связи с лечением и реабилитацией;
- воспроизводственная функция заключается
в том, что социальное страхование призвано
обеспечивать застрахованным (и членам
их семей) покрытие всех расходов, достаточных
для нормального протекания воспроизводственного
цикла (что охватывает практически весь
жизненный цикл) в случае болезни, старости,
инвалидности, безработицы, беременности;
- перераспределительная функция определяется
тем, что социальное страхование значительно
влияет на общественное распределение
и перераспределение. Социальные выплаты
увеличивают долю вновь созданной стоимости,
направляемой на потребление застрахованным.
Сущность функции заключается в разделении
материальной ответственности за социальные
риски между всеми застрахованными, всеми
работодателями и государством;
- стабилизирующая функция заключается
в согласовании интересов социальных
субъектов по ряду принципиальных для
жизнедеятельности наемных работников
вопросов - уровню социальной защиты; кругу
лиц, подлежащих социальному страхованию;
распределению финансовой нагрузки между
социальными субъектами; участию в управлении
социальным страхованием [18].
Социальное страхование
играет значительную роль в жизни
общества. Ведь именно поддержка населения является залогом стабильности
и процветания государства.
Практическим воплощением теоретических
знаний о социальном страховании
является Фонд социального страхования.
2. Формы социального страхования
2.1 Сравнительная
характеристика форм социального страхования
Социальное страхование
занимает ведущее место в системе
социальной защиты. Зарубежный и российский
опыт применения и развития различных
форм социального страхования, результативные
исследования наших ученых позволяют
выделить его основные организационно-правовые формы, которые
можно осуществить по следующим основным
признакам:
- установление и реализация социально-страховых отношений в силу предписаний закона или свободного волеизъявления страхователя и страховщика;
- степень централизации процессов организации, осуществления и контроля социального страхования;
- уровни хозяйствования и управления, субъекты которых являются носителями социально-страхового интереса.
С учетом этих признаков выделяются обязательное и добровольное
социальное страхование.
Обязательное социальное
страхование включает:
- централизованно организованную, осуществляемую и контролируемую государством форму обязательного социального страхования; к ней относятся обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, страхование на случай утраты трудоспособности по беременности и родам.
- децентрализованную форму обязательного социального страхования, организованную и осуществляемую в соответствии с федеральными законами, указанными в них в качестве страхователей лицами. Она включает обязательное страхование жизни и здоровья государственных служащих, страхование жизни и здоровья работников опасных профессий, обязательное личное страхование жизни пассажиров.
Добровольное социальное
страхование состоит из:
- корпоративно-коллективной формы личного социального страхования; она включает добровольное страхование работодателями своих работников по договорам: мед. страхование, страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, страхование негосударственных пенсий, страхование жизни с выплатой аннуитетов и т. д.
- индивидуальной формы личного социального страхования. В нее входят добровольное страхование гражданами своих имущественных интересов: страхование жизни, медицинское страхование и т.д.
Эти организационно-правовые формы социального
страхования имеют немало общего:
- цель социального страхования;
- принципы: наличие социально-страхового интереса у потенциальных страхователей; экономической эквивалентности сумм социально-страховых выплат и получаемых страховщиком страховых взносов; солидарного участия всех страхователей в осуществлении социально-страхового обеспечения наступления страховых случаев; гарантированность социально-страхового обеспечения застрахованных лиц при наступлении страховых случаев;
- страховые случаи (как проявление социальных рисков), причиняющие вред жизни и здоровью застрахованных лиц;
- объекты социального страхования.
Таким образом, в добровольном
личном страховании можно увидеть
отдельную организационно-правовую
форму социального страхования.
Рассматриваемые организационно-правовые
формы социального страхования
имеют не только общие свойства,
но и свои особенности. Наиболее существенные отличия от централизованно
организованной и осуществляемой государством
формы социального страхования имеют
децентрализованная форма обязательного
страхования жизни и здоровья различных
категорий граждан и добровольное личное
страхование.
Во-первых, централизованной
обязательного социального страхования
охватывается все население (в частности,
по ОМС) или очень большие массы
населения (все работающие граждане
при страховании от несчастных случаев
на производстве и профессиональных
заболеваний, пенсионеры по ОПС). По видам
децентрализованной формы подлежит обязательному
социальному страхованию жизнь и здоровье
значительных по численности категорий
лиц в основном опасных профессий (военнослужащих,
работников правоохранительных органов,
судей и др.), а также пассажиров на междугородных
перевозках всеми видами транспорта. Добровольное
же личное страхование обеспечивает социальную
защиту значительно меньшему количеству
граждан.
Во-вторых, при обязательных
видах социального страхования
страхователи, категории подлежащих страхованию
граждан, социальные риски (страховые
случаи), страховые суммы, условия и сроки
социально-страховой защиты, страховые
тарифы и размеры социально-страхового
обеспечения (страховых выплат) устанавливаются
законом. Напротив, добровольное личное
социальное страхование осуществляется
в соответствии с разрабатываемыми и утверждаемыми
правилами страхования (не противоречащими
законодательству) и заключаемыми со страхователями
договорами личного страхования на основе
свободного волеизъявления сторон согласования
ими существенных условий договора.
Кроме того, при централизованной
форме обязательного социального
страхования государством учреждаются
специальные организации-страховщики,
которые контролируются им, а денежные
социально-страховые фонды находятся в федеральной
собственности. Страховые фонды при добровольных
видах личного социального страхования
формируются страховщиками за счет уплачиваемых
страхователями страховых премий (взносов)
и являются их собственностью (при законодательном
запрещении нецелевого использования
страховой нетто-премии в соответствии
с правовыми нормами. Страховые тарифы
при этом разрабатываются и утверждаются
страховщиками и контролируются Федеральной
службой страхового надзора. Страховые
выплаты по договорам добровольного личного
страхования производятся в соответствии
с правилами (договорами) страхования
в установленных ими размерах для определенных
страховых случаев (и объектов страхования),
общая сумма которых ограничивается страховой
суммой, устанавливаемой при заключении
договора страхования по усмотрению и
соглашению сторон.