Социальное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 00:45, реферат

Описание работы

Социальное страхование включает обязательное пенсионное страхование, страхование на случай болезни, от несчастных случаев и по безработице. Финансирование выплат осуществляется за счет взносов работодателей, работополучателей и государственных дотаций. Виды страхования отличаются суммами взносов и выплат при наступлении страховых случаев. Государственное пенсионное страхование. Для уплаты взносов фиксируется некоторый верхний предел доходов работника, выше которого доход освобождается от уплаты взносов. Взносы по этому виду социального страхования оплачиваются работником и работодателем в равных долях.

Файлы: 1 файл

соц_страх.docx

— 148.96 Кб (Скачать файл)

Какие виды социального страхования  осуществляются при участии фондов социального страхования?

 

  Социальное страхование включает обязательное  пенсионное  страхование, страхование на случай болезни,  от  несчастных  случаев  и  по  безработице. Финансирование  выплат  осуществляется  за   счет   взносов   работодателей, работополучателей и государственных  дотаций.  Виды  страхования  отличаются суммами взносов и выплат при наступлении страховых случаев.       Государственное пенсионное страхование. Для уплаты взносов фиксируется некоторый  верхний   предел   доходов   работника,   выше   которого   доход освобождается  от  уплаты  взносов.  Взносы  по   этому   виду   социального страхования оплачиваются работником и работодателем в равных долях.       Страхование на случай  болезни.  Здесь  также  взносы  производятся  в равных  долях  и  работником,  и  работодателем.  Но  превышение  некоторого предела дохода работника освобождает его  от  обязанности  застраховываться, хотя ему предоставляется право страховаться на добровольной основе.       Страхование от несчастных случаев. Взносы по  этому  виду  страхования уплачиваются только работодателем (предприятием). Размер взноса  начисляется на фонд заработной платы предприятия.       Страхование по безработице. Принципы уплаты взносов  здесь  такие  же, как и в пенсионном страховании: разделение  размера  взносов  поровну  между работником и работодателем и установление предела дохода, свыше которого  он уже не подлежит “обложению”.

Каким образом деятельность фондов связана с обеспечением финансовой устойчивости системы социального  страхования? Опишите финансовый механизм действующей системы социального страхования.

 

Функционирование системы социального страхования, независимо от  того, какая модель принимается к реализации, основано  на  финансовом  обеспечении оказываемых по нему услуг. Для этого определяются источники  финансирования, в качестве которых выступают или могут выступать:       - страховые взносы  страхователей  — работодателей  и  лиц,  занятых         индивидуальной трудовой деятельностью;       - страховые взносы страхуемых — трудозанятых граждан;       - средства, возмещаемые страхователями (штрафы, пени и т.д.);       -  прибыль,  возникающая  в   результате   коммерческого   управления         средствами социального страхования;       - средства госбюджета;       - инвестиции в страховую деятельность;       - различного рода пожертвования от юридических и физических лиц;       - другие источники, не запрещенные действующим законодательством.       Формы, виды и размеры финансирования могут быть неодинаковыми. В целом предполагаются три основных  источника  финансирования  системы  социального страхования: бюджет, предприятие и каждый работник в отдельности.       И в прошлом, и сегодня имеется только один  субъект  финансирования  — государство. Фактически основным  источником  выступало  предприятие  и  все работающие, средства которых отчуждались и передавались в  распределительную систему. Одним из недостатков такой системы  было  неучастие  предприятий  и работников  в  деятельности  системы   социальной   защиты   и   социального страхования.       Бюджет   предполагает   финансирование   всей   системы    социального обеспечения (в большей доле) и  части  системы  социального  страхования  (в меньшей доле). Этими средствами распоряжается специально созданный  фонд,  в частности, пенсионный,  занятости,  страхования  в  экстремальных  условиях, социального  страхования  по  временной  нетрудоспособности.  Понятно,   что средства бюджета составляют также деньги  работающих  — налогоплательщиков, но отчуждаются эти деньги в бесспорном порядке согласно закону о  социальной защите, т.е. с разрешения работающих и всех граждан,  которые  передали  эту функцию   законодательному   органу.   Вторым   источником   финансирования, безусловно, остаются  средства  страхователей,  составляющие  основную  долю поступлений в систему социального страхования.       В фонды социального  страхования  перечисляется  определенный  процент страховых  взносов,  устанавливаемый   субъектами   по   согласованию.   Для обеспечения координации деятельности всей системы  социального  страхования, а  также  для  проведения  различных  мероприятий  республиканского  уровня, выполнения программ социального страхования фонды перечисляют в  федеральный фонд определенный процент от получаемых ими средств  также  по  согласованию между всеми фондами социального страхования.       Средства социального страхования, отчуждаемые на  законном  основании, становятся собственностью застрахованных  и  не  подлежат  изъятию.  Они  не могут быть использованы вне системы социального страхования,  не  облагаются налогами и с них не производится никаких отчислений.       Средствами  социального  страхования  управляют  субъекты:   фонды   и страховые кассы.  Для  устойчивости  функционирования  системы  соцстраха  в субъектах   образуются    резервные    средства.    Субъекты    осуществляют финансирование всего комплекса мероприятий:  начиная  от  выплаты  страховых сумм и пособий и  заканчивая  обеспечением  мероприятий  по  оздоровлению  и реабилитации  трудящихся,  членов   их   семей.   Из   средств   социального страхования  производится  покрытие   расходов   на   текущую   деятельность субъектов по обеспечению социального страхования и социальной помощи.       Для  большей  устойчивости  в  системе  рыночных  отношений  фондам  и страховым кассам предоставляется право коммерческого  управления  средствами социального  страхования,  но  при   условии   направления   большей   части получаемой прибыли  в  систему  социального  страхования.  Под  коммерческим управлением понимается и участие фондов в коммерческих видах страхования,  и вложение средств  в  коммерческие  банки,  и  различные  виды  деятельности, приносящие прибыль, кроме  запрещенных  законодательством.  Страховые  кассы вправе  на  этих  же  условиях  вкладывать  средства   в   развитие   своего предприятия.       Одним из важных  является  вопрос  об  участии  средств  госбюджета  в системе социального  страхования.  С  одной  стороны,  отказ  от  бюджетного финансирования  части  расходов  по  социальному   обеспечению   в   системе социального  страхования  будет  означать  либо  увеличение   доли   взносов страхователей-работодателей  (с  чем  они  могут   не   согласиться),   либо невозможность  возмещения  застрахованным  100%  утраченного  заработка.  Но фактом  участия  средств  госбюджета   создается   прецедент   вмешательства государства в финансовую деятельность системы социального страхования.       С другой стороны, государство в виде различных налогов так  или  иначе производит отчисление в госбюджет,  в  том  числе  и  на  нужды  социального страхования.  Другое  дело,  что   финансирование   этой   статьи   расходов государство осуществляет по остаточному принципу, бюджетный дефицит  сегодня не позволяет удовлетворять в  должной  мере  многие  социальные  потребности нашего общества.  Поэтому  создателями  моделей  финансирования  социального страхования предлагаются два альтернативных варианта возмещения  ущерба  при наступлении страховых случаев и временной утрате трудоспособности.       Вариант 1. Утраченный заработок возмещается в размере 80% от  среднего заработка или совокупного дохода застрахованного,  в  том  числе  73%  — из дохода  предприятия  и  7%  — из   накопленных   средств   застрахованного. Оставшаяся часть (20%) может возмещаться из средств  либо  госбюджета,  либо социального страхования, накопленных за счет коммерческого  управления  (или же из средств фондов).       Отказ от средств госбюджета, а также отсутствие достаточных средств на первых  порах,  пока   не   произойдет   становление   системы   социального страхования, позволит возмещать лишь установленный минимум.       Вариант 2. Страховые возмещения составляют 75% — минимальное страховое возмещение,  в  том  числе  из  средств  предприятия  выплачивается  55%  от означенной суммы и 25% — из средств госбюджета,  оставшаяся  до  100%  часть распределяется между предприятием (75%) и застрахованным (25%).       Размер минимального возмещения утраченного заработка  взят  как  некая средневзвешенная величина  от  выплачиваемого  ранее  возмещения,  когда  ее размер зависел от стажа работающего.       Возмещение  ущерба  производится   страховыми   кассами   предприятия. Средства  предприятия  и  застрахованных  у  предприятия  не  изымаются,   а переходят в статью расхода по социальному обеспечению в системе  социального страхования. Предприятие при этом не вправе  использовать  эти  средства  на собственные  нужды,  и  только  страховые  кассы  могут  использовать  их  в коммерческих целях.       Средства  застрахованного,  выделенные  в  отдельную  статью  доходов, накапливаются и впоследствии могут использоваться им в  системе  социального страхования даже  на  самые  экзотические  потребности,  как,  например,  на пластические   операции,   на   исключительно   дорогостоящие    медицинские процедуры, на лечение и отдых в санаториях и на курортах с  семьей  в  любых точках земного шара и др.


Информация о работе Социальное страхование