Социальное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:14, контрольная работа

Описание работы

Сторонами обязательства по страхованию всегда являются страховщик и страхователь.
В качестве страховщика может выступать исключительно страховая организация - юридическое лицо, имеющее разрешение (лицензию) на осуществление страхования соответствующего вида (ч. 1 ст. 938 ГК).
Для приобретения статуса страховщика необходимо соблюдение требований о минимальном размере оплаченного уставного капитала, сформированного за счет денежных средств, на день подачи юридическим лицом документов для получения лицензии на осуществление страховой деятельности:

Содержание работы

1. Страховщик правовые формы создания
2.Построение страховых тарифов, актуарные расчеты
3. Обязательное медицинское страхование

Файлы: 1 файл

Страховое дело.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

1. Страховщик правовые  формы создания

2.Построение страховых тарифов,  актуарные расчеты

3. Обязательное медицинское  страхование 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Страховщик правовые формы создания

Сторонами обязательства  по страхованию всегда являются страховщик и страхователь. 
В качестве страховщика может выступать исключительно страховая организация - юридическое лицо, имеющее разрешение (лицензию) на осуществление страхования соответствующего вида (ч. 1 ст. 938 ГК). 
Для приобретения статуса страховщика необходимо соблюдение требований о минимальном размере оплаченного уставного капитала, сформированного за счет денежных средств, на день подачи юридическим лицом документов для получения лицензии на осуществление страховой деятельности: 
- не менее 25 тысяч минимальных размеров оплаты труда - при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни; 
- не менее 35 тысяч - при проведении страхования жизни и иных видов страхования; 
- не менее 50 тысяч - при проведении исключительно перестрахования. 
Данное требование, впервые установленное Федеральным законом от 31 декабря 1997 г. "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (ст. 6), имеет принципиальное значение для обеспечения строгой упорядоченности создания профессиональных участников страхового рынка и одновременно большей гарантированности прав страхователей как потребителей страховых услуг. 
Лицензирование страховой деятельности представляет собой публично-правовую сторону страхования и осуществляется федеральным органом исполнительной власти - Министерством финансов РФ - в качестве одной из основных его функций (пп. 31 п. 6 Положения о Министерстве финансов РФ). Порядок лицензирования определяется Условиями лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденными приказом Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г.*(158) Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на осуществление страховой деятельности, действие которого распространяется на определенную территорию в пределах границ Российской Федерации. Лицензия носит, как правило, бессрочный характер (ограничения по сроку действия могут быть специально предусмотрены при ее выдаче) и предоставляется страховщику только на осуществление непосредственно страховой деятельности, т.е. деятельности, связанной с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат. Лицензированию не подлежит деятельность, носящая вспомогательно - обслуживающий характер (оценка страховых рисков, определение размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования). В случае нарушений страховщиками требований страхового законодательства может быть приостановлено или ограничено действие лицензии, а также произведен ее отзыв*(159). 
ГК определяет страховщика как коммерческую организацию, осуществляющую предпринимательскую деятельность в страховой сфере (п. 1, 2 ст. 50, абз. 1 ст. 938). Поэтому положение п. 1 ст. 6 Федерального закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" о возможности признания страховщиком любого юридического лица не подлежит применению в силу его несоответствия ГК. Федеральный закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (ч. 2 п. 1 ст. 6) закрепляет принцип абсолютной чистоты страховой деятельности, исключающей занятие производственной, торгово-посреднической и банковской деятельностью. 
Особый статус страховщика проявляется и в случаях его банкротства, регулируемого Федеральным законом от 8 января 1998 г. "О несостоятельности (банкротстве)" (§ 5 гл. VIII). Имущественный комплекс страховой организации может быть продан при осуществлении конкурсного производства или в ходе внешнего управления исключительно с согласия покупателя принять на себя договоры страхования, по которым страховой случай не наступил, соответственно до момента признания страховой организации банкротом или на дату продажи ее имущества. Покупателем имущественного комплекса страховой организации может выступать только страховая организация (ст. 145 Закона о банкротстве). Все договоры страхования с ненаступившим страховым случаем, не приобретенные в ходе внешнего управления, прекращаются в случае признания страховой организации банкротом (п. 1 ст. 146 Закона о банкротстве), и, следовательно, их действие возобновляется после покупки имущественного комплекса страховщика-банкрота в процессе конкурсного производства. 
В качестве страховщиков могут выступать как государственные, так и негосударственные (частные) страховые организации. Крупнейший государственный страховщик - Российская государственная страховая компания - Росгосстрах - создана в форме акционерного общества открытого типа. 
Наиболее удобной организационно-правовой формой для создания и деятельности негосударственных (частных) страховщиков, о чем свидетельствует и зарубежная практика, является открытое акционерное общество. Крупнейшим страховым акционерным обществом открытого типа является Ингосстрах (САО "Ингосстрах"), осуществляющий все виды страхования и перестрахования как в Российской Федерации, так и за границей. Ингосстрах, по существу, представляет собой страховой концерн с развитой инфраструктурой, стоящий в ряду общепризнанных мировых страховых компаний. 
Отдельные страховые организации функционируют как закрытые акционерные общества или имеют статус обществ с ограниченной ответственностью. Другие формы юридических лиц не получили распространения на российском страховом рынке. 
Иностранные юридические лица и иностранные граждане вправе создавать страховые организации на территории Российской Федерации только в форме обществ с ограниченной ответственностью или акционерных обществ. Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" отменил ограничения доли участия иностранных инвесторов в уставном капитале такой организации, а также установил новые требования для осуществления страховой деятельности страховыми организациями, являющимися дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющими долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов.

2.  Построение страховых тарифов, актуарные расчеты

Расчеты тарифов по любому виду страхования (актуарные расчеты) представляют собой процесс, в ходе которого определяются расходы на страхование данного объекта. С помощью актуарных расчетов устанавливается себестоимость и стоимость услуги, оказываемой страховщиком страхователю.

Форма для исчисления расходов на проведение данного страхования называется страховой (актуарной) калькуляцией.

Способы расчета тарифов базируются на использовании теории вероятности  и математической статистики.

Несмотря на методологическое единство всех актуарных расчетов, практика их проведения допускает различные  вариации, связанные со спецификой отдельных видов и отраслей страхования, выбранной системой обеспечения и способом проведения страхования.

Другая особенность актуарных  расчетов по отдельным видам страхования  связана с тем, что в имущественной  группе в связи с большими колебаниями рисков определяется специальная надбавка за риск. Подобная надбавка обычно не исчисляется при актуарных расчетах по личному страхованию, так как объем страховой совокупности достаточно велик, а страховые суммы сравнительно невелики.

Влияние социальных моментов деятельности человека при организации актуарных  расчетов также допустимо. Это означает, что при наличии одних и  тех же объективных факторов (проявление риска, степень вероятности, расходы  на ведение дела) в зависимости  от некоторых социальных условий окончательный актуарный расчет может иметь несколько вариантов.

Тарифная ставка - это цена страхового риска и других расходов, адекватное денежное выражение обязательств страховщика по заключенному договору страхования. Тарифные ставки определяются с помощью актуарных расчетов. Совокупность тарифных ставок носит название тарифа. Системное изложение страховых тарифов - тарифное руководство.

Тарифная ставка, по которой заключается  договор страхования, носит название брутто-ставки. В свою очередь брутто-ставка состоит из двух частей: нетто-ставки и нагрузки. Собственно нетто-ставка выражает цену страхового риска: пожара, наводнения, несчастного случая и т.д. Нагрузка покрывает расходы страховщика по организации и ведению страхового дела, включает отчисления в запасные фонды, содержит элементы прибыли.

В основе построения нетто-ставки по любому виду страхования лежит вероятность  наступления страхового случая. Нетто-ставка целиком предназначается для  создания фонда выплат страхователям, т.е. страховая компания должна собрать столько страховых премий, сколько предстоит потом выплатить страхователям.

Рассмотрим упрощенный пример расчета  нетто-ставки. Путь имеется 100 застрахованных объектов с вероятностью страхового случая Р (А) = 0,02. Как определить нетто-ставку?

Вероятность такова, что  если бы каждый из этих объектов был  застрахован, скажем, на 200 млн. руб., то ежегодные выплаты составили  бы 0,02 х 100 х 200 млн. руб. = 400 млн.руб. при  условии, что ущерб больше или  равен страховой сумме. Если названные выплаты разделить на количество всех застрахованных объектов, то получим долю одного страхователя в общем страховом фонде, равную 4 млн. руб. (0,02 х 200). Именно такую сумму (страховую премию) должен уплатить каждый страхователь, чтобы у страховой компании оказалось достаточно средств для выплаты страхового возмещения. Здесь 4 млн. руб. - нетто-ставка по данному виду страхования в рамках данной страховой совокупности, или 2 тыс.руб. со 100 тыс. руб. страховой суммы.

На практике рассчитанная в изложенном порядке нетто-ставка корректируется на коэффициент, определяемый отношением средней выплаты к  средней страховой сумме на один договор, т.е. на коэффициент убыточности страховой суммы. В Российской Федерации за основу построения нетто-ставки принят показатель убыточности страховой суммы, рассчитанный на 1000, 10000 или 100000 страховой суммы.

В результате получаем следующую формулу для расчета нетто-ставки со 100 тыс. руб. страховой суммы:

Тn = Р(А) ? К ? 100,

где  Тn - тарифная нетто-ставка;

А - страховой случай;

Р(А) - вероятность страхового случая;

К - коэффициент отношения  средней выплаты к средней страховой сумме на один договор.

Как уже отмечалось, при  определении тарифных ставок необходимо учитывать отраслевую специфику  страхования. Так, например, при определении  нетто-ставки по личному страхованию  нужно предвидеть вероятность смерти, инвалидности вследствие увечья, заболевания. Во внимание принимаются размер страховой суммы договора и норма прибыли.

При определении нетто-ставки по имущественному страхованию учитываются  следующие факторы: вероятность  наступления страхового случая, частота  и тяжесть проявления риска, размер страховой суммы договора. Норма прибыли в имущественном страховании обычно во внимание не принимается ввиду ее незначительности.

При исчислении тарифной брутто-ставки к нетто-премии делаются соответствующие надбавки, связанные  с развитием риска. Главная статья этих надбавок - расходы на ведение дела. Сюда включаются расходы, связанные с заключением и обслуживанием договора страхования. Поскольку множество факторов, влияющих на величину расходов на ведение дела, постоянно изменяется, нельзя дать общие рекомендации по нормированию этих расходов.

Расходы страховщика  на ведение дела имеют свои специфические  особенности и их следует учитывать  при калькуляции тарифной ставки.

При составлении страхового тарифа необходимо иметь в виду, что страховыми взносами необходимо покрывать не только страховые суммы и возмещения, но и расходы на содержание страхового общества. В связи с этим расходы на ведение дела можно классифицировать как организационные, аквизиционные, ликвидационные, управленческие и связанные с инкассацией платежей.

Организационные расходы связаны с учреждением страхового общества. Они относятся к активам страховщика, так как являются инвестициями.

Аквизиционные расходы - производственные расходы страхового общества, связанные с привлечением новых страхователей и заключением новых страховых договоров при посредничестве страховых агентов.

Инкассационные расходы связаны с обслуживанием налично-денежного оборота поступления страховых платежей. Это расходы на изготовление бланков квитанций о приеме страховых платежей и учетных регистров (книг, ведомостей, справок и т.п.).

Ликвидационные расходы - расходы по ликвидации ущерба, причиненного страховым случаем. К ним относятся расходы на оплату труда ликвидаторам (лицам, занимающимся ликвидацией ущерба), понятым, судебные издержки, почтово-телеграфные расходы и расходы по выплате страхового возмещения.

Управленческие расходы могут быть подразделены на общие расходы управления и расходы по управлению имуществом. Управленческие расходы не пропорциональны собранным страховым платежам. Большая часть их зависит от уровня занятости в данном страховом обществе. При оценке рентабельности отдельных видов страхования основное значение имеет сумма управленческих расходов.

В общем случае удельный вес нагрузки в брутто-ставке определяется на основе расчета фактических накладных расходов страховщика за ряд последних лет.

Для обеспечения финансовой устойчивости страховых операций страховщику необходим постоянный баланс доходов и расходов или превышение доходов над расходами в целом по страховому фонду. В основе обеспечения финансовой устойчивости лежат прежде всего оптимальные размеры тарифных ставок, а также достаточная концентрация средств страхового фонда, при которой становится возможной территориальная и временная раскладка ущерба.

Концентрация средств  страхового фонда достигается при  неуклонном росте числа страхователей  и застрахованных объектов.

 

3. Обязательное медицинское страхование.

Правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование, является Федеральный Закон от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее Федеральный Закон).

ОМС - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования;

Система обязательного  медицинского страхования создана  с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации.

Объект обязательного  медицинского страхования

- страховой риск, связанный с возникновением страхового случая;

Страховой риск- предполагаемое событие, при наступлении которого возникает необходимость осуществления расходов на оплату оказываемой застрахованному лицу медицинской помощи;

Страховой случай- совершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия), при наступлении которого застрахованному лицу предоставляется страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию;

Страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию-   исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации;

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование- обязательные платежи, которые уплачиваются страхователями, обладают обезличенным характером и целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения;

Застрахованное лицо- физическое лицо, на которое распространяется обязательное медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Базовая программа обязательного  медицинского страхования- составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования;

Территориальная программа обязательного медицинского страхования- составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и соответствующая единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования.

Информация о работе Социальное страхование