Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 14:59, доклад
Современное морское страхование составляет основу транспортного страхования и охватывает сферы деятельности, выходящие за пределы морских перевозок, обеспечивает покрытие рисков, связанных с перевозкой грузов не только морем, но и по воздуху и суше.
Современное морское страхование составляет основу транспортного страхования и охватывает сферы деятельности, выходящие за пределы морских перевозок, обеспечивает покрытие рисков, связанных с перевозкой грузов не только морем, но и по воздуху и суше.
Все участники морского предприятия — грузовладелец, судовладелец, перевозчик подвержены риску понести убытки и имеют прямую заинтересованность в успешном исходе. Убытки могут достигать миллиардов долларов. Осознание опасности крупных потерь при транспортировке груза толкает судовладельца, грузовладельца, перевозчика к передаче риска страховщикам. В случае гибели или повреждения имущества страховщики гарантируют компенсацию убытков.
В большинстве случаев
договор страхования является неотъемлемой
частью торговой сделки. Он обычно дополняет
торговый контракт и договор перевозки,
регулирующие взаимоотношения между
владельцем груза и владельцем судна.
Перевозка груза осуществляется
на основании коносамента —
Несмотря на факультативность
страхования, основная масса перевозимых
грузов требует страховой защиты.
Особо это относится к
Виды торговых сделок
В международной торговле при всем многообразии ее форм выработаны основные условия торговли теми или иными товарами и соответствующие им проформы торговых контрактов. В этих проформах предусматриваются механизм образования цены товара и действия, принимаемые на себя сторонами в этой сделке. Наиболее распространены четыре основных типа торговых сделок, обозначаемых аббревиатурами: СИФ, КАФ, ФОБ и ФАС
• Сделка СИФ получила свое название от начальных букв английских слов: стоимость товара, страхование и фрахт (cost insurance, freight). Это особый вид контракта, в котором на специальных основаниях решаются основные вопросы купли — продажи: момент перехода на покупателя риска случайной гибели, повреждения или передачи товара, добросовестного действия продавца; порядок расчетов и другие вопросы.
• Сделки КАФ получили свое название от начальных букв английских слов: стоимость и фрахт (cost and freight). По сделке КАФ продавец должен заключить за свой счет договор морской перевозки до места назначения, указанного в контракте, и доставить груз на борт судна. Обязанность страхования лежит на покупателе.
• Сделки ФОБ получили свое название от английского выражения «свободно на борту» (free on board). По условиям этого вида сделок продавец обязан погрузить товар на борт судна, которое должен зафрахтовать покупатель. Он же должен застраховать товар на время перевозки, обычно от внутреннего пункта до порта погрузки и далее до конечного пункта назначения.
• Сделки ФАС — от английского выражения «свободно вдоль борта или свободно вдоль борта судна» (free alongside ship).
Договор морского страхования
грузов заключается на основании
письменного заявления
Объектами страхования морских грузов являются:
1) сам груз;
2) возросшая стоимость (включая прибыль);
3) комиссионные посредникам;
4) таможенная пошлина;
5) непредвиденные обстоятельства, связанные с фрахтом.
При принятии грузов на страхование учитываются все факторы риска, которые могут повлиять на объем покрытия и на ставку страхового тарифа.
Рассмотрим основные факторы, которые андеррайтер должен принимать во внимание при исчислении ставки.
Тип груза:
• повышенная восприимчивость к некоторым видам ущерба;
• стоимость товара
• страховая сумма.
Упаковка:
• обычная или контейнерная;
• насыпной или наливной груз;
• перевозка в трюме или на палубе.
Размер, вес, стоимость. Большой объем и масса груза могут создать дополнительные трудности при погрузке-разгрузке. Ценность груза играет роль при оценке риска кражи. Дорогостоящие товары должны перевозиться на особых условиях.
Планируемая транспортировка (курс):
• вид транспорта — автомобильный, железнодорожный, морской, авиационный либо смешанный; опасности при перевозке;
• конкретные проблемы в портах либо на других участках перевозки.
Продолжительность рейса. Чем дольше груз находится в пути, тем выше риск.
Время года. Воздействие атмосферных явлений в разные сезоны года неодинаково. Муссоны, ураганы, бури, тайфуны, торнадо проявляются в определенное время года.
Судно (которое будет использовано):
• возраст, тоннаж;
• тип и пригодность для перевозки данного груза; флаг, классификация.
Моральный облик страхователя и данные о прежнем опыте страхования также принимаются в учет страховщиком. Учитывается также размер страхового покрытия и страховая франшиза.
Размер страхового взноса определяется на основании ставки страхового тарифа и стоимости застрахованного имущества.
Определение суммы, принимаемой к страхованию, представляет важный этап андеррайтинга. Традиционно она складывается из: стоимости товаров, указанной в счете-фактуре; предполагаемой (ожидаемой) прибыли. Практика страхования грузов насчитывает четыре возможных варианта оценки перевозимого имущества:
1)стоимость груза в пункте отправления с учетом ожидаемой прибыли.
Если владелец груза не может подтвердить размер предполагаемой прибыли, то в полисе устанавливается максимальная величина (20%). При наличии документов, подтверждающих прибыль, выше 20% фиксируется требуемая величина и указывается в счете-фактуре;
2)стоимость в месте назначения.
Подразумевается цена товара на момент прибытия в порт назначения, т. е. рыночная цена на товар в этой стране. «Курс» товара определяется по официально публикуемым перечням товарной биржи страны прибытия. Этот пункт указывается страхователем в договоре купли-продажи;
3)страховая стоимость
определяется на основании
4)восстановительная стоимость (заместительная).Большинство сделок происходит на основе первого варианта.
Страхование грузов проводится на основе типовых договоров. Содержание договора страхования определяется характеристикой перевозимого груза.
Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая
При страховании морских
грузов взаимоотношения между
Прежде всего, страхователь должен относиться к объекту страхования так, как если бы он был застрахован, и при наступлении страхового случая принять все меры к его спасению и сохранению поврежденного (расходы на эти цели возмещаются страховщиком), обеспечить страховщику право регресса к виновной стороне и своевременно известить страховщика о происшествии.
Для получения страхового возмещения страхователь (или выгодоприобретатель) обязан документально доказать свой интерес в застрахованном имуществе (например, наличие договора страхования), наличие страхового случая, размер своей претензии по убытку.
В морском страховании
для доказательства интереса в застрахованном
грузе необходимо представить коносаменты,
железнодорожные накладные и
другие перевозные документы, фактуры
и счета, если по содержанию этих документов
страхователь или его представитель
имеют право распоряжаться
В настоящее время страхование перевозимых грузов остается таким же актуальным как и в прошлом. Страхование морских грузов не является исключением. Благодаря страхованию грузов коммерсанты имеют возможность:
• получить защиту от случайных убытков (но не от неизбежных), возникающих при перевозке грузов морским путем;
• более свободно рисковать своим капиталом, перенося финансовую ответственность в случае убытка на страховщика;
• намного увеличить масштабы своих операций. Обеспечивая защиту своему бизнесу, предприниматель освобождаться от необходимости формирования резервов (запасов) на случай непредвиденных обстоятельств.
Таким образом, можно говорить о необходимости того, что страхование морских грузов должно являться неотъемлемой частью любой морской перевозки.