СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты страхования
государственных служащих
1.1 Гарантии государственных служащих
1.2 Обзор страховых компаний, страхующих
государственных служащих
1.3 Зарубежный опыт страхования
государственных служащих на
примере Мексики
Глава 2. Анализ современных тенденций
развития страхового рынка в России
2.1 Общий обзор тенденций российского
рынка страховых услуг
2.2 Специализация рынка
2.3 Страхование жизни
Глава 3. Основные выводы и рекомендации
по совершенствованию системы страхования
государственных служащих в России
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Современная рыночная экономика
создает адекватную систему социальной
защиты населения, важнейшим звеном
которой является социальное страхование.
Становление новой модели социальной защиты
должно обеспечивать преемственность
в социальной политике и соблюдение принципов
общественной солидарности и социальной
справедливости.
К задачам социального
страхования относятся: формирование
денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием
нетрудоспособных или лиц, не участвующих
в трудовом процессе; сокращение разрыва
в уровне материального обеспечения неработающих
и работающих членов общества.
Учитывая особую важность социального
страхования, его влияние на общественные
процессы, государство во многих странах
создает системы обязательного государственного
социального страхования, дающие возможность
значительной концентрации ресурсов в
единых фондах и тем самым обеспечение
надежной социальной защиты населения
страны.
В России обязательное государственное
социальное страхование представлено
тремя внебюджетными фондами:
• пенсионным;
• обязательного медицинского страхования;
• социального страхования.
В формировании и использовании
этих фондов есть свои особенности.
Задуманные как страховые, они не всегда
соответствуют принципам формирования
и использования страховых фондов. В их
деятельности очевидны черты бюджетного
подхода: обязательность и нормативность
отчислений, плановое расходование средств,
отсутствие персонификации накоплений
и др. По экономической сущности эти фонды
не являются страховыми, по форме они относятся
к внебюджетным фондам.
Актуальность данной
темы, определяется тем, что в условиях
рыночной экономики главным институтом
защиты человека является социальное
страхование. В период социально – экономических
реформ, когда сложившиеся отношения между
социальными объектами изменяются кардинальным
образом, общество оказалось не готовым
к осмыслению задач в области социального
страхования в условиях развития экономики.
И в этой связи принципиально важным является
изучение теоретических основ социального
страхования, а так же концептуальных
подходов к законодательной базе.
Целью данной курсовой работы является
изучение и нормативно – правовых
основ страхования государственных служащих.
Для достижения цели в первой главе курсовой
работы представлен теоретический аспект
страхования государственных служащих,
во второй главе представлен анализ современных
тенденций развития страхового рынка
в целом по России. В третьей главе курсовой
работы представлены основные выводы
и предложения по совершенствованию системы
страхования государственных служащих
в России.
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
СТРАХОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
1.1 Гарантии государственных служащих
Государственному служащему, в соответствии с действующим законодательством гарантируется:
1) условия работы, обеспечивающие
исполнение им должностных обязанностей;
2) денежное содержание и иные
выплаты, предусмотренные федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, законами
и иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации;
3) ежегодный оплачиваемый отпуск;
4) медицинское обслуживание его
и членов семьи, в том числе
после выхода его на пенсию;
5) переподготовка (переквалификация)
и повышение квалификации с
сохранением денежного содержания
на период обучения;
6) обязательность получения его
согласия на перевод на другую
государственную должность государственной
службы, за исключением случаев,
предусмотренных федеральным законом;
7) пенсионное обеспечение за
выслугу лет и пенсионное обеспечение
членов семьи государственного
служащего в случае его смерти,
наступившей в связи с исполнением
им должностных обязанностей;
8) обязательное государственное
страхование на случай причинения вреда
здоровью и имуществу в связи с исполнением
им должностных обязанностей;
9) обязательное государственное
социальное страхование на случай
заболевания или потери трудоспособности
в период прохождения им государственной
службы;
10) защита его и членов семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке, установленном федеральным законом.
Государственному служащему в зависимости от условий прохождения им государственной службы предоставляются в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов.
Государственному служащему в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации возмещаются расходы и предоставляются иные компенсации в связи со служебными командировками, с приемом на государственную службу, переводом на государственную должность государственной службы в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату жилья.
Расходы, связанные с предоставлением гарантий, предусмотренных настоящей статьей, производятся за счет средств соответствующих бюджетов.
Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные гарантии для государственного служащего.
Администрация государственного органа обязана обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм труда, которые целесообразно устанавливать для каждого государственного служащего.
Такими условиями являются:
1) исправное состояние техники, включая обеспечение техникой;
2) своевременное обеспечение документацией и информацией, необходимой для исполнения своей функции;
3) надлежащее качество техники и материалов;
4) своевременное обеспечение рабочего места энергией;
5) безопасные и здоровые условия труда, включая обязанность администрации соблюдать нормы по технике безопасности, освещенности, отопления, вентиляции, устранения вредных последствий шума, излучения и других факторов, отрицательно влияющих на здоровье государственного служащего.
Оборудование рабочего места государственного служащего может быть определено в должностной инструкции. Все остальные условия труда устанавливаются в различных правилах, принимаемых в государственном органе. Например, это - Правила по технике безопасности, производственной санитарии, противопожарной безопасности и другие.
Если государственный служащий не исполнил свою обязанность из-за того, что администрация не обеспечила его необходимыми условиями, то он освобождается от ответственности.
Часть гарантий для государственного служащего конкретизирована в соответствующих статьях настоящего Закона, другая часть - в специальных нормативных правовых актах Российской Федерации и субъектов РФ.
Медицинское обслуживание государственного служащего и членов семьи, в том числе после выхода его на пенсию гарантируется следующим образом.
Государственные служащие прикрепляются к какому-либо медицинскому центру решением соответствующей комиссии.
Порядок и условия обязательного государственного страхования регулируются гражданским законодательством. Законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Оно осуществляется непосредственно на основании законов о таком страховании за счет средств, выделяемых на эти цели из государственного бюджета соответствующим министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти.
Все сотрудники государственных налоговых инспекций подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Согласно ст. 17 этого Закона при гибели сотрудника инспекции в связи с осуществлением служебной деятельности его семье или иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего с последующим взысканием этих сумм с виновных лиц. При нанесении сотруднику тяжких телесных повреждений, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания и, кроме того, в течение 10 лет - разница между размерами его должностного оклада и пенсии, а при нанесении менее тяжких телесных повреждений - только единовременное пособие в указанном размере.
Аналогичные нормы предусмотрены и в некоторых других законах, касающихся отдельных профессиональных групп, в частности, сотрудников федеральных органов государственной безопасности (ст. 16 Закона "О федеральных органах государственной безопасности"), сотрудников кадрового состава органов внешней разведки (ст. 22 Закона "О внешней разведке").
Гарантированное государственным служащим обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности регламентируется ст. ст. 236 - 241, 243 ТК и Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным Президиумом от 12 ноября 2004 г., с последующими изменениями и дополнениями.
При заболевании, трудовом или ином увечье, в том числе при бытовой травме, карантине и протезировании, государственному служащему выплачивается пособие по временной нетрудоспособности.
Основание выплаты - больничный лист (листок нетрудоспособности), выданный в соответствии с правилами, установленными Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан.
Пособие выдается с первого дня утраты трудоспособности и до ее восстановления или до определения медико - социальной экспертной комиссией группы инвалидности.