Страхование грузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 18:46, доклад

Описание работы

! Страхование грузов — один из видов имущественного страхования, имеющий целью защиту имущественных интересов владельцев грузов на случай наступления убытков, вызванных различного рода происшествиями (страховыми событиями) в процессе транспортировки груза.
! Объектами страхования "карго" в ВЭД могут быть:
· интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением грузами, и убытки, возникающие вследствие утраты, недостачи или повреждения товара;
· транспортные и другие платежи, связанные с доставкой этого товара;
· ожидаемая прибыль

Файлы: 1 файл

Страхование грузов.docx

— 24.24 Кб (Скачать файл)

Страхование грузов (КАРГО-страхование) – является подотраслью транспортного страхования.

! Страхование грузов — один из видов имущественного страхования, имеющий целью защиту имущественных интересов владельцев грузов на случай наступления убытков, вызванных различного рода происшествиями (страховыми событиями) в процессе транспортировки груза.

! Объектами страхования "карго" в ВЭД могут быть:

· интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением грузами, и убытки, возникающие вследствие утраты, недостачи или повреждения  товара;

· транспортные и другие платежи, связанные  с доставкой этого товара;

· ожидаемая прибыль

Стоимость страхования грузов, как  правило, невелика и колеблется в  районе 0,05% до 0,8% от стоимости груза.

!Международные правила страхования грузов

Большое распространение во внешней торговле получили правила, известные как «Оговорки А, В и С Института Лондонских Страховщиков по страхованию грузов» (Institute Cargo Clauses «A», «B», «C»).

Эти правила предусматривают 3 варианта страхования, обозначенные буквами  «А», «В» и «С». Эти три варианта страховой защиты груза отличаются разной степенью ответственности страховщика  за возможные риски.

В практике страхования существует два основных принципа комбинирования рисков при формировании страховой защиты. Оба они используются в страховании грузов.

Первый принцип построен на методе исключения, то есть по этому принципу груз страхуется от всех рисков, за исключением  некоторых. Именно по этому принципу построена страховая защита при  страховании на условиях «С ответственностью за все риски» Правил страхования  грузов, а также Оговорки «А» Института  Лондонских Страховщиков Грузов. В  соответствии с Правилами страхования  грузов страховщик не возмещаются убытки, происшедшие вследствие:

  • а) всякого рода военных действий или мероприятий и их последствий, повреждения или уничтожения минами, торпедами, бомбами и другими орудиями войны, пиратских действий, а также вследствие гражданской войны, народных волнений и забастовок, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения грузов по требованию военных или гражданских властей;
  • б) прямого или косвенного воздействия атомного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, связанных с любым применением атомной энергии и использованием расщепляемых материалов;
  • в) умысла или грубой небрежности cтрахователя или выгодоприобретателя, или их представителей, а также вследствие нарушения кем-либо из них установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов;
  • г) влияния температуры, трюмного воздуха или особых свойств и естественных качеств груза, включая усушку;
  • д) несоответствующей упаковки или укупорки грузов и отправления грузов в поврежденном состоянии;
  • е) огня или взрыва вследствие погрузки с ведома cтрахователя или выгодоприобретателя, или их представителей, но без ведома Страховщика, веществ и предметов, опасных в отношении взрыва или самовозгорания;
  • ж) недостачи груза при целости наружной упаковки;
  • з) повреждения груза червями, грызунами и насекомыми;
  • и) замедления в доставке груза и падения цен; не возмещаются также всякие другие косвенные убытки Страхователя, кроме тех случаев, когда по условиям страхования такие убытки подлежат возмещению в порядке общей аварии.

Второй принцип построен на методе включения, то есть груз считается застрахованным только от тех рисков, которые перечислены. Именно по этому принципу построена  страховая защита при страховании  на двух других условиях Правил страхования  грузов и, соответственно, Оговорки «В»  и «С» Института Лондонских Страховщиков Грузов. Второй и третий вариант  транспортного страхования грузов обеспечивают меньшую защиту грузов от возможных рисков и включают 5 групп рисков:

  1. Огонь, молния, буря, вихрь и другие стихийные бедствия, крушение или столкновение судов, самолетов и других перевозочных средств между собой, или удара их о неподвижные или плавучие предметы, посадка судна на мель, провал мостов, взрыв, повреждение судна льдом, подмочка забортной водой;
  2. Пропажа судна или самолета без вести;
  3. Несчастные случаи при погрузке, укладке, выгрузке груза и приеме судном топлива;
  4. Общая авария;
  5. Все необходимые и целесообразные произведенные расходы по спасанию груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.

Особенностью страхования на условиях «Без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения» (Оговорка "С") является то, что, несмотря на идентичность рисков, предусмотренных  условиями «С ответственностью за частную аварию», в этом случае возмещаются убытки только от полной гибели всего или части груза, а убытки от повреждения груза возмещаются лишь в случаях: крушения или столкновения, пожара или взрыва на судне, самолете или другом перевозочном средстве.

Специфическим при страховании  грузов является страхование (при всех трех условиях) убытков, расходов и  взносов от общей аварии (англ. general average). Общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, — судна, фрахта и перевозимого судном груза. Например, экипаж судна при возникновении пожара на борту может в целях спасания судна и груза выбросить часть груза за борт или залить его водой. В этом случае ущерб и расходы от общей аварии раскладываются на владельцев грузов, судна и фрахта пропорционально их стоимости. Производится расчет убытков, т. н. диспаша (average adjustment). У всех участников общей аварии: владельцев грузов и др. возникает либо обязанность возместить ущерб и расходы от общей аварии, либо право требовать возмещения ущерба. Причем эти права и обязанности возникают согласно Кодексу торгового мореплавания независимо от того застрахован груз или нет. Страхование в этом случае позволяет оперативно урегулировать претензии по возможному ущербу от общей аварии.

По согласованию сторон также могут  быть застрахованы риски, которые обычно являются исключением. Например, по отдельному договору страхуются военные риски  и другие.

! В России страхование грузов - один из самых стабильных видов страхования, характеризующийся весьма слабой изменчивостью основных показателей от одного года к другому.

В настоящее время в Российской Федерации заключение договоров  на транспортное страхование грузов осуществляется в рамках общестраховых законодательных норм, регламентирующих имущественное страхование, так как специальные нормы или законодательные акты, регулирующие интересы сторон при страховании грузов, пока еще не разработаны.

Исключение составляет страхование  грузов при морской перевозке, которое  в РФ, так же как и в других морских державах, имеет сравнительно развитую законодательную базу. Все вопросы страхования грузов при морской транспортировке в РФ сосредоточены в гл. XII Кодекса торгового мореплавания СССР (1968 г.) (КТМ).

Отсутствие специального законодательства по вопросам проведения транспортного  страхования грузов в РФ позволяет  заключать договоры такого плана  только в добровольной форме —  на основе свободного волеизъявления страхователя и страховщика. Добровольное страхование грузов обеспечивает страховую защиту грузов от всевозможных рисков. Оно основано на правилах грузовых перевозок, которые разработаны институтом лондонских страховщиков.

! К нормам законодательства в РФ, которые применимы к вопросам страхования грузов, в первую очередь относится Гражданский кодекс, утвержденный в 1996 г. Вторым важнейшим документом на страховом рынке РФ является закон “Об организации страхового дела в РФ” (1992 г.; в ред. 31.12.97 г.).

!Одним из основных источников регулирования взаимоотношений сторон при заключении и исполнении договора транспортного страхования являются Правила страхования грузов, которые разрабатываются каждой страховой компанией на основе действующего законодательства. Фактически такие Правила представляют собой унифицированные условия договора страхования. При заключении договора страхования сторонами в качестве его условий могут быть использованы также правила наиболее известных иностранных страховых компаний, которые являются признанными авторитетами на мировом рынке. В частности, чаше других используются условия английского страхового рынка — Правила страхования грузов Объединения лондонских страховщиков.


Информация о работе Страхование грузов