Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 10:45, доклад
Страхование груза — один из наиболее эффективных способов снижения рисков при автоперевозках грузов. Однако многие предприятия, стремясь сэкономить, отказываются от страхования грузов, надеясь, что «все обойдется». Практика показывает, что такая экономия рискованна, так как при повреждении или гибели груза убытки могут составить весьма существенную сумму.
1. Страхование грузов………………………………………………….. 3
2. Страхование грузов на примере ОАО АСК «Ингвар»……....... 8
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОРЛОВСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра экономики и финансов
ДОКЛАД
по дисциплине «Страхование»
на тему:Страхование грузов
Орел 2013
Оглавление
Страхование груза — один из наиболее эффективных способов снижения рисков при автоперевозках грузов. Однако многие предприятия, стремясь сэкономить, отказываются от страхования грузов, надеясь, что «все обойдется». Практика показывает, что такая экономия рискованна, так как при повреждении или гибели груза убытки могут составить весьма существенную сумму. Поскольку финансовый директор особенно заинтересован в минимизации возможных финансовых потерь, он должен четко представлять себе, от каких рисков следует застраховать перевозимый груз и какие нюансы при этом нужно учесть.
На что обратить внимание при страховании грузов
Решение о заключении договора страхования груза компания может принять в любой момент до начала его грузоперевозки. Условия страхования зависят от типа груза, маршрута перевозки и т. д. Основной документ, в котором определяются эти условия, — договор со страховой компанией.
Типы договоров
Каждая страховая компания действует на основании лицензии, выданной государством, и специального документа — правил страхования, которые составляются самой компанией. В правилах описываются типы договоров страхования, которые заключает компания, перечень страхуемых рисков по каждому из типов договора, а также порядок возмещения убытков страхователю. У большинства страховых компаний эти документы схожи, поскольку основаны на Правилах перевозки грузов, разработанных Институтом лондонских страховщиков (ICC — InstituteCargoClauses). При перевозке грузов по территории России в договорах обычно используются термины правил страховой компании, а при перевозке с пересечением границы — термины ICC, чтобы не возникало проблем с иностранными контрагентами.
Типы страховых договоров различаются между собой только перечнем страхуемых рисков:
Помимо перечисленных основных типов
договоров страховые компании могут заключать
контракты на страхование сопутствующих
рисков, например ущерб, который может
возникнуть в связи тем, что из-за политических
или иных событий за время перевозки груза
его стоимость изменится или товар не
будет поставлен вовсе. Правда, страховая
премия при заключении таких договоров
довольно высока.
Пример
Компания заключила
с поставщиком контракт на покупку мазута
со 100-процентной предоплатой за 4 цистерны
по 40 тонн. Договором предусматривалась
поставка товара в течение месяца после
предоплаты, в противном случае деньги
должны быть возвращены. Так как все риски
при перевозке возлагались на компанию-покупателя,
она обратилась в страховую компанию с
просьбой застраховать груз, а также предпринимательский
риск, то есть риск того, что поставщик
не выполнит свои обязательства. Страховая
компания застраховала и предпринимательский
риск, и ожидаемую прибыль компании. Страховая
премия составила 2% от стоимости груза.
Такой значительный размер страховой
премии был обусловлен тем, что помимо
риска по грузу (0,5%) учитывался коммерческий
риск, тарифы по которому составляют, как
правило, 1,5—10%. Поскольку в случае возникновения
убытков по этой сделке вероятность взыскания
средств с виновного была высокой, тариф
по коммерческому риску установили в размере
1,5%.
В результате компания-поставщик все же
нарушила условия контракта: вместо 4 вагонов
по 40 тонн в каждом отправила 2 вагона по
60 тонн. Таким образом, 40 тонн не были поставлены.
Компания сослалась на то, что железнодорожные
службы не предоставили соответствующую
тару. Покупатели отправили претензии
страховщику и поставщику, а страховая
компания в свою очередь изъявила готовность
требовать деньги с компании-поставщика
через суд. В итоге деньги (предоплата
за недопоставленный мазут) были возвращены
компании-покупателю без судебного разбирательства.
Кроме того, эта компания (Выгодоприобретатель)
получила страховку в части договора,
относящейся к недополученной ожидаемой
прибыли. (По данным страховой компании
«Энергогарант».)
Краткий словарь терминов
Страхователь — физическое или юридическое лицо, страхующее свой имущественный интерес или интерес третьей стороны. По договору страхования страхователь обязан выплатить страховую премию страховщику, принявшему обязательства по возмещению убытка.Страховщик — юридическое лицо, созданное специально для осуществления страховой деятельности, что подтверждается соответствующей государственной лицензией. За страховую премию страховщик берет на себя обязательство возместить страхователю или выгодоприобретателю убытки, возникшие в результате наступления страхового случая.
Страховой случай — событие, при наступлении которого в силу закона или договора страховщик обязан выплатить страхователю или выгодоприобретателю страховое возмещение (страховую сумму).
Страховая премия — сумма, которую страхователь должен выплатить страховой компании (страховщику).
Франшиза — освобождение страховщика от обязательств возместить убытки, не превышающие определенную величину. (Например, в договоре может быть указано, что убытки будут возмещены на сумму начиная от 100 у. е. — размер франшизы. Это означает, что убытки на меньшую сумму возмещаться не будут. Франшиза устанавливается в договоре страхования в процентах к сумме, на которую страхуется груз, или в денежном выражении. Франшиза может быть условной и безусловной. В случае страхования с безусловной франшизой страхователю при наступлении страхового случая выплачивается возмещение за вычетом франшизы. (Так, если франшиза составляет 100 у. е., при ущербе в размере 110 у. е. сумма возмещения будет равна 10 у. е.) По договору с условной франшизой страховщик возмещает сумму полностью, но только в случае, когда ущерб превышает размер франшизы.
Бордеро — приложение к договору страхования
с указанием объемов и условий всего ряда
поставок, которые осуществляются в течение
определенного периода.
Сюрвейер — независимый
эксперт, имеющий соответствующую лицензию,
или сотрудник страховой компании, который
устанавливает соответствие условий перевозки
условиям договора и письменно свидетельствует
об этом.
Регресс — право страховщика на предъявление
претензий к третьей стороне, виновной
в наступлении страхового случая, с целью
получения возмещения за причиненный
ущерб. Право на регресс возникает у страховщика
после возмещения им убытков страхователю
(выгодоприобретателю) в пределах страховой
суммы.
Важные оговорки в контракте
В каждом договоре страхования, а также
в правилах страховой компании содержится
список исключительных случаев, за которые
страховщик не несет ответственности.
Как правило, к исключениям чаще всего
относятся риски, связанные: с военными
действиями и их последствиями; с умыслом
или грубой неосторожностью страхователя
или его представителя (нарушение правил
перевозки, указанных в договоре).
Страховщик также не будет оплачивать
недостачу груза, если упаковка не имеет
видимых нарушений (например, пропажу
вещей из контейнера с целыми пломбами).
Сроки действия договора
Страховые договоры
различаются по сроку действия. Стандартным
для любой страховой компании является
договор на разовое страхование, который
заключается на конкретную перевозку
и действителен от 30 до 60 дней с момента
поступления денег на счет страховщика.
В течение этого срока страхователь обязан
представить в страховую компанию документы,
подтверждающие совершение перевозки
(накладную, договор с экспедитором) либо
обосновывающие, почему она откладывается
или невозможна, и тогда страховщик вернет
деньги, уплаченные в счет страховой премии,
за вычетом оговоренной в договоре комиссии.
Если этого не произойдет, договор станет,
недействителен, а деньги не будут возвращены.
Если перевозки однородных партий груза
производятся с определенной периодичностью,
то выгоднее заключить генеральный договор
на страхование всех таких перевозок (обычно
он заключается на год с возможностью
пролонгации). В нем оговариваются наименование
груза, вид транспорта, страховой тариф,
сроки оплаты и другие детали сделки. В
генеральном договоре иногда содержится
оговорка о том, что страховщик может применить
повышающий или понижающий коэффициент
к сумме страховой выплаты, если условия
отгрузки изменятся.
Страхователь сообщает страховщику сведения
о каждой перевозке (форма сообщения устанавливается
договором) непосредственно в день отправки
груза, а страховщик в течение суток выдает
полис на конкретную отправку и выставляет
счет на оплату страховой премии. Возможна
и периодическая оплата страховой премии,
когда отчисление денег происходит, например,
раз в месяц. В этом случае вместо полисов
к договору прилагаются так называемые
бордеро, которые составляются на каждую
выплату. Клиентам, заключающим договор
на год, страховая компания может предоставить
скидку до 30% от стоимости страховки.
Как получить страховку
Для того чтобы
страховая компания произвела страховые
выплаты, нужно доказать, что наступил
страховой случай, то есть условия договора
о страховании груза не были нарушены
и груз действительно пострадал. Общий
порядок действий в подобных случаях примерно
одинаков. О происшествии необходимо поставить
в известность по телефону, факсу, телетайпу
или электронной почте страховую компанию.
В течение двух-трех дней после наступления
страхового события необходимо представить
в страховую компанию письменное заявление
о требовании выплатить страховое возмещение.Одновременно
нужно направить перевозчику письменную
претензию. Это необходимо для осуществления
регрессных требований страховой компании
к перевозчику за причиненный ущерб. Если
не подать такую претензию в срок, который
определяется правилами страхования каждой
компании и составляет обычно два-пять
дней, то страховщик имеет право не выплачивать
требуемую сумму. Если такая сумма уже
перечислена, то страхователь обязан вернуть
ее страховщику.
На следующем этапе необходимо оформить
документы, в которых соответствующими
государственными органами устанавливается
факт утраты или повреждения груза (например,
при автотранспортном происшествии это
может быть заключение ГИБДД). Кроме того,
договором может быть предусмотрено обязательное
освидетельствование повреждений груза
аварийным комиссаром (сотрудником страховой
компании) или независимым оценщиком.Страховщику
отправляются оригиналы или заверенные
нотариусом копии всех документов, относящихся
к страховому случаю: заявление о выплате
страховой суммы, договор на поставку
или другой документ, подтверждающий имущественный
интерес страхователя груза, накладные
с отметками перевозчика о маршруте груза,
свидетельства о принятии мер перевозчиком
(страхователем) по спасению груза, заключение
государственных органов и т. д. Если груз
пропал без вести, необходимо привести
достоверные свидетельства о его убытии
из пункта отправления, о прохождении
промежуточных пунктов и неприбытии в
пункт назначения.
О компании
Открытое акционерное общество Акционерная Страховая компания «ИНГВАР» основана 1 марта 1993 года и входит в состав холдинга, который объединяет финансовую, лизинговую, аудиторскую, риэлтерскую компании, а также группу предприятий занимающихся строительством и реконструкцией имущественных комплексов. Финансовая устойчивость и профессионализм сотрудников обеспечивает высокую репутацию компании и уверенность в ней клиентов и партнеров в любой ситуации.
Располагается
компания по адресу: 101000, г. Москва,ул.Мясницкая,д.46/2,
Основной принцип деятельности компании - предоставление широкого спектра страховых услуг по ценам ниже, чем у конкурентов.
ИНГВАР ЭТО:
Одним из основных направлений деятельности страховой компании «ИНГВАР» является страхование грузоперевозок. Компания осуществляет страхование грузов в РФ, СНГ и по всему миру, перевозимые любым видом транспорта. Большой опыт работы в данной области страхования позволяет гарантировать возмещение убытков своим клиентам в кратчайшие сроки.
Акционерная страховая компания «ИНГВАР» предлагает транспортное страхование грузов, в том числе страхование опасных грузов, перевозимых всеми видами транспорта по России, СНГ и всему миру. Преимуществами нашей страховой компании являются высокий профессионализм и солидный опыт по страхованию грузоперевозок, а также индивидуальный подход к работе с каждым клиентом. Страхование осуществляется на следующих условиях:
С ответственностью за все риски» возмещаются: