Страхование грузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:42, доклад

Описание работы

Под транспортным страхованием понимается совокупность видов страхования от опасностей, возникающих на различных путях сообщения - морских, речных, воздушных, сухопутных, смешанных. Объектами страхования могут быть как сами транспортные средства, так и перевозимые ими грузы. Страхование средств транспорта без страхования перевозимых грузов называется каско, страхование только перевозимого груза-карго.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что страхование грузов - один из наиболее распространенных видов страховых операций, где страхователями могут выступать любые юридические и физические лица, являющиеся грузоотправителями или грузополучателями.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………..3
Понятие и классификация страхования грузов………………………………………………4
Заключение……………………………………………………………………………………..7
Список литературы…………………………………………………………………………….8

Файлы: 1 файл

доклад страхование грузов.doc

— 52.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

 

Институт «Высшая школа экономики и менеджмента»

Кафедра «Государственные и муниципальные финансы»

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

по дисциплине «Страхование»

на тему «Страхование грузов»

 

 

 

 

 

 

Руководитель:                                                                        Куклина Е.В.

Студент группы ЭМЗ-581301:                                             Короплясова И.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012.

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………..3

Понятие и классификация страхования  грузов………………………………………………4

Заключение……………………………………………………………………………………..7

Список литературы…………………………………………………………………………….8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Страхование - отношения по защите интересов физических лиц и юридических  лиц Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований при наступлении  определенных страховых случаев  за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщика. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. От 20.07.2004) «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

С развитием международной торговли, страхование стало неотъемлемой частью любой внешнеторговой сделки. Практически все договоры купли-продажи сопровождаются страхованием; варьируются в зависимости от условий каждого контракта лишь то, на ком лежит обязанность заключить договор страхования: на продавце, либо на покупателе. Если же формой сделки эта обязанность не оговорена, то сторона, которая может понести материальные потери от случайной гибели товара в период его транспортировки заинтересована в страховании в первую очередь.

Под транспортным страхованием понимается совокупность видов страхования  от опасностей, возникающих на различных  путях сообщения - морских, речных, воздушных, сухопутных, смешанных. Объектами страхования  могут быть как сами транспортные средства, так и перевозимые ими грузы. Страхование средств транспорта без страхования перевозимых грузов называется каско, страхование только перевозимого груза-карго.

Актуальность темы работы обусловлена  тем, что страхование грузов - один из наиболее распространенных видов страховых операций, где страхователями могут выступать любые юридические и физические лица, являющиеся грузоотправителями или грузополучателями.

 

1. Понятие и классификация страхования грузов

Транспортное страхование грузов - общий термин, используемый для обозначения полиса морского страхования, который обеспечивает защиту от убытков по грузам, находящимся в процессе перевозки водным, воздушным, автомобильным или железнодорожным транспортом. Обеспечивает страховую защиту от большинства опасностей, которым может подвергаться такого рода имущество.

Вековая международная практика, отечественный  опыт определили четкую классификацию  страхования грузов как одного из распространенных видов имущественного страхования во внешнеторговой деятельности.

Морская перевозка

В круг вопросов морского страхования  входят страхование морских судов (корпуса и оснастки перевозочных и других плавсредств), страхование  карго (перевозимых грузов) и страхование  ответственности судовладельцев.

Страхование карго носит также название транспортного страхования грузов. Карго-страхование предусматривает страховое покрытие груза только во время его передвижения. Объектом страхования карго являются: сам груз; таможенная пошлина; оплата посредников.

Договор морской перевозки заключается в двух основных формах: в форме чартера и в форме коносамента. Чартеры регулируют взаимоотношения между фрахтователем и фрахтовщиком по поводу порядка использования судна: на время, на рейс, на срок аренды. Коносаменты различают по характеру груза, в отношении перевозки которого заключается договор. Например, коносаменты зерновые, лесные, нефтеналивные.

Коносамент - двусторонний договор  перевозки, заключаемый в пользу третьего лица, как правило, получателя. Коносамент выполняет три функции:

- договор морской перевозки;

- доказательство приема груза;

- товарораспорядительный документ.

Воздушная перевозка

По сравнению с морскими перевозками  установление ответственности воздушного перевозчика гораздо проще, равно  как и проще предъявление претензий  и исков.

Во-первых, по характеру  груза легче установить недостачу  или повреждение, ведь здесь нет  навальных, наливных или насыпных грузов.

Во-вторых, сроки доставки грузов весьма короткие, и установить место и причину убытка легче.

В-третьих, ответственным  лицом за убытки с момента принятия груза к перевозке является авиаперевозчик, и его ответственностью поглощается ответственность его агентов (служб аэропортов отправления и назначения).

Заключение договора воздушной  перевозки груза удостоверяется выдачей перевозчиком грузоотправителю грузовой накладной. Самым важным для страховщика в этой накладной является оборотная сторона, где указаны условия перевозки.

Железнодорожная перевозка

При ведении дел против железной дороги нужно иметь в виду следующие  обстоятельства:

1. В странах Евроазиатского континента  действуют две основные международные  железнодорожные конвенции: СМГС (среди стран бывшего социального лагеря) и КОТИФ. В соответствии с этими конвенциями установлена солидарная ответственность железных дорог, то есть такая, когда в принципе претензия не может быть предъявлена к одной из железных дорог при фактической вине железной дороги другой страны и отвечать по претензии и иску должна та дорога, к которой такие требования предъявлены.

2. В России действует федеральный  закон «Транспортный устав железных  дорог», введенный в действие 8 января 1998 года. Соблюдение норм этого  устава о порядке предъявления претензий и исков строго обязательно: невыполнение, казалось бы, несущественных требований может повлечь правомерный отказ со стороны железной дороги. Транспортный устав железных дорог РФ ФЗ от 8.01.1998 г. № 2-ФЗ

 

 

Автоперевозка

Международные автомобильные перевозки регулируются международной конвенцией КДПГ (или, как принято ее называть, CMR), принятой европейскими государствами в 1956 году. (КДПГ) была принята 19 мая 1956 г. в Женеве. Вступила в действие с 2 июля 1961 года. Имеет статус Конвенции ООН В транспортном праве вина перевозчика презюмируется, то есть предполагается, что виновником несохранности перевозки является перевозчик. Грузополучатель не обязан доказывать вину перевозчика: ему достаточно указать, что имела место несохранная перевозка, а перевозчик, наоборот, должен доказывать отсутствие своей вины. При внутренних (внутрироссийских) перевозках автомобильным транспортом необходимо руководствоваться Уставом автомобильного транспорта РФ, устанавливающим практически такой же порядок предъявления претензий к перевозчику, как и конвенция CMR.

Страхование контейнеров

Страхование контейнеров имеет  определенную специфику. Объектом страхования  являются сами контейнеры как емкости  для помещенных в них грузов, однако они являются частью судна, предназначены для последующего снятия с судна в местах перевалки и перевозки содержащихся в них грузов на других средствах транспорта или для складирования, и следовательно, не могут быть застрахованы на условиях страхования судов. Страхование контейнеров может быть произведено как на условиях от всех рисков, так и на более узких условиях, покрывающих риск гибели контейнеров, падающую на контейнеры долю в общей аварии, расходы по спасению контейнеров, предотвращению и сокращению убытков.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Страхования грузов на данной момент является мало реализуемым, но имеет большие перспективы развития за счет компаний, занимающиеся страхованием грузов, рассматривают эту услугу, прежде всего, в качестве инструмента для увеличения объемов собираемых премии. С точки зрения общих сборов компании страховать грузы не очень выгодно.

Очень важным является правильный подход к финансовым возможностям деятельности страховых компаний, особенно в вопросах страхования грузов. Принятые изменения  порядка формирования страховых  резервов, к сожалению, не позволяют их накапливать, что существенно подрывает платежеспособность страховых организаций. Поэтому практически единственной возможностью сохранения платежеспособности страховых организаций является наращивание собственных средств, что не всегда соответствует интересам учредителей, так как зачастую возможно только в ущерб последним.

Программа страхования грузов разработана  недостаточно. Отсутствие надлежащей учебной базы для страховых агентов, невосприятие страхования грузов как  серьезной категории страхования на государственном уровне, приводит к тому, что данная категория страхования развивается сама по себе. Недооценка страхования грузов подрывает его престиж и, как результат, отсутствие стремления приобретать знания в этой сфере. Низкий спрос на знания в данной области в свою очередь практически исключает потребность в профессиональном изучении этого вопроса, не говоря уже о необходимости достижения научных вершин.

Многообразные проблемы на пути развития страхования могут быть успешно разрешены при наличии соответствующего уровня экономического мышления и наличия высококвалифицированных кадров.

 

Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс РФ. Глава  48 «Страхование» от 29 января 1996 г

2. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. От 20.07.2004) «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

3. Закон РФ от 08.11.2007 N 256-ФЗ «Об  организации страхового дела  в Российской Федерации».

4. Закон РФ о торгово-промышленных  палатах Правление (ТПП РФ) постановление  от 28 июня 2001 г. N 117-13 (п. 4)

5. Архипов А.П., Гомелля В.Б. Основы  страхового дела. Уч. пособие. -М.: «Маркет  ДС», 2002. -413 с.

6. Международные правила толкования  торговых терминов Инкотермс  2000.

7. Транспортный устав железных  дорог РФ ФЗ от 8.01.1998 г. №  2-ФЗ

8. Комментарий к Кодексу торгового  мореплавания Российской Федерации. / Под ред. Г.Г. Иванова. М., 2000. С. 390 - 394

9. Кодекс торгового мореплавания  РФ (КТМ РФ) от 30.04.1999 N 81-ФЗ

10. Сербиновский, Б. Ю. Страховое  дело : учебное пособие для вузов / Б. Ю. Сербиновский, В. Н. Гарькуша. - Ростов на Дону : «Феникс», 2000. - 384 с.

11. Словарь страховых терминов http://www.znay.ru/dictionary/00ru.shtml

12. Страховое дело: Учебник. В  2 т. (пер. с нем. О.И. Крюгер  и Т.А. Федоровой). - т.2: Виды страхования / под ред. Т.А. Федоровой. - М.: Экономистъ, 2004. - 606 с.

11. Шахова В.В. Страхование, - М.: Юнвес, 2007. - 311 с.




Информация о работе Страхование грузов