Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 22:55, реферат
Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом социально-экономической системы общества.
Страхование является самостоятельным звеном финансовой системы России. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования (специального страхования) и собственно страхования, связанного с непредвиденными событиями.
Правовые основы страхования закреплены в Конституции РФ. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации.
прямое участие
государства в становлении стра
законодательное обеспечение защиты национального страхового рынка;
совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью.
Прямое участие
государства в становлении
обеспечение за счет бюджетных средств программ обязательного государственного страхования;
повышение роли
государственных страховых
предоставление дополнительных гарантий при размещении средств страховщиков, аккумулируемых в рамках приоритетных видов страхования в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом, а также формирование целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан.
Реализация подобных мер возложена, в первую очередь, на Департамент страхового надзора Министерства финансов России, действующего совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ наделен следующими полномочиями:
выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности;
ведет единый Государственный реестр страховщиков, объединений страховщиков и реестр страховых брокеров;
осуществляет
контроль за обоснованностью страховых
тарифов и обеспеченностью
устанавливает Правила формирования и размещения страховых резервов;
разрабатывает нормативные акты и методические документы по вопросам страхования;
обобщает практику страховой деятельности.
Важнейшим проявлением государственного регулирования страховой деятельности является ее лицензирование, осуществляемое на основе и в соответствии с Законом об организации страхового дела в Российской Федерации, а также подзаконными актами.
Под страховой
деятельностью, на осуществление которой
необходимо получение лицензии, понимается
деятельность страховых организаций
и обществ взаимного
Лицензия на проведение страховой деятельности не имеет ограничений по сроку действия, если это специально не предусмотрено при ее выдаче. Лицензии выдаются на проведение добровольного и обязательного:
личного страхования;
имущественного страхования;
страхования ответственности;
перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование по видам страховой деятельности.
Помимо лицензирования Министерство финансов РФ утверждает Правила размещения страховщиками страховых резервов. Под размещением страховых резервов понимаются активы, принимаемые в покрытие (обеспечение) страховых резервов. Эти активы должны удовлетворять условиям диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности. В покрытие страховых резервов принимаются следующие виды активов:
государственные ценные бумаги Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги;
векселя банков;
акции, облигации, жилищные сертификаты, не перечисленные в предыдущих пунктах;
банковские вклады (депозиты), в том числе удостоверенные депозитными сертификатами, в банках-резидентах;
инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов;
доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью и вклады в складочный капитал товарищества на вере;
недвижимое имущество, расположенное на территории Российской Федерации;
доля перестраховщиков в страховых резервах;
депо премий по рискам, принятым в перестрахование;
дебиторская задолженность страхователей, перестраховщиков, перестрахователей, страховщиков и страховых посредников;
денежная наличность в рублях;
денежные средства или иностранная валюта на счетах в банках-резидентах;
слитки золота и серебра, находящиеся на территории Российской Федерации.
Неисполнение страховщиком требований Правил является основанием для применения к нему санкций, предусмотренных Положением о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности, утвержденным приказом Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 19 июня 1995 г. № 02-10 / 17.
После регистрации и выдачи лицензии на проведение страховой деятельности государство в лице уполномоченных органов осуществляет постоянный надзор за деятельностью страховщиков. Названный ранее Департамент страхового надзора Министерства финансов России имеет право:
получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности и информацию об их финансовом положении;
осуществлять проверку соблюдения страховщиками страхового законодательства и достоверности представляемой ими отчетности;
при выявлении
нарушений страховщиками
обращаться в арбитражный суд с исками о ликвидации страховщиков, неоднократно нарушивших страховое законодательство.
На систему страхования распространяется требование обязательного аудита страховых организаций, которое установлено Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации». Лицензии на осуществление страхового аудита выдаются Министерством финансов Российской Федерации.
Министерство
финансов Российской Федерации постоянно
взаимодействует с различными органами,
в том числе с правоохранительн
В связи с
вступлением в силу соглашения о
партнерстве о сотрудничестве между
Российской Федерацией и Европейским
союзом, а также предстоящим
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом:
1. Как экономическая
категория страхование,
2. Страхование
– это не только экономическая
категория, но и правовая, так
как общественные отношения,
3. Характерными
чертами страхования являются: не
постоянный, а вероятностный характер
отношений; возвратность
4. Страхованию
как одному из самостоятельных
звеньев финансовой системы
5. Виды страхования
объединяются по определенным
признакам в подотрасли
6. Одна из
форм обязательного
7. Управление
системой обязательного
8. Главной целью
государства в сфере
9. На систему страхования распространяется требование обязательного аудита страховых организаций, которое установлено Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации». Лицензии на осуществление страхового аудита выдаются Министерством финансов Российской Федерации.
10. Важнейшим
проявлением государственного
11. Под страховой
деятельностью, на
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2000.
Райхер В.К. Общественно-исторические типы страхования.- М., 1997.
Рыбников С.А. Очерки истории страхования в России // Вестник государственного страхования. 1957. № 19 / 20.
Финансовое право. Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. – М., 2004.
Финансовое право. Н.И. Химичева– М., 2002.
Шихов А.К. Страховое право. – М., 2004.
1 Ожегов С.
И., Шведова Н. Ю. Толковый
2 Райхер В.
К. Общественно-исторические
3 Рыбников С. А. Очерки истории страхования в России // Вестник государственного страхования. 1927. № 19 / 20.
4 СУ РСФСР. 1918. № 30. Ст. 397.
Информация о работе Страхование и его правовое регулирование