Страхование информационных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Цель контрольно-курсовой работы: исследовать систему страхования информационных ресурсов.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и рассмотреть виды информационных ресурсов;
- изучить функции страхования в сфере информационных ресурсов;
- проанализировать правовое обеспечение страхования информационных ресурсов;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие и виды информационных ресурсов………………………..5
2. Функции страхования в сфере информационных ресурсов……….9
3. Правовое обеспечение страхования информационных ресурсов…11
4. Информационный риск и ущерб…………………………………….14
5. Особенности организации страхования информационных ресурсов……………………………………………………………….16
6. Порядок страхования информационных рисков с в сфере информационных ресурсов…………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………….22
Библиографический список……………………………………………..24

Файлы: 1 файл

страхование информационных ресурсов ди.docx

— 45.24 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Понятие и виды информационных ресурсов………………………..5
  2. Функции страхования в сфере информационных ресурсов……….9
  3. Правовое обеспечение страхования информационных ресурсов…11
  4. Информационный риск и ущерб…………………………………….14
  5. Особенности организации страхования информационных ресурсов……………………………………………………………….16
  6. Порядок страхования информационных рисков с в сфере информационных ресурсов…………………………………………..18

Заключение……………………………………………………………….22

Библиографический список……………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из наиболее перспективных  направлений развития страхового дела является разработка и внедрение  на рынке новых продуктов и  услуг, связанных со страхованием информации (информационных ресурсов). Однако их практическая реализация затруднена рядом объективных  обстоятельств, требующих своего решения. К перечню актуальных проблем  относится, прежде всего, оценка стоимости  информации как объекта страхования.

Сфере информационных технологий присуще специфические риски, такие как внедрение вредоносных программ, несанкционированные действия, отказы и сбои технических средств, ошибки программного обеспечения. В результате наступления этих событий владельцам информационных ресурсов, потребителям информационных услуг и услуг связи может быть нанесен ущерб.

Учитывая опасность возможных  потерь от воздействия случайных  и преднамеренных деструктивных  факторов, государственные органы и  коммерческие организации вынуждены  тратить на обеспечение информационной безопасности значительные средства, составляющие 10-15% от стоимости информационных ресурсов и систем. Однако теоретические  и опыт эксплуатации информационных систем и ресурсов показывает, что  невозможно обеспечить 100% защищенность информации и в конечном счете  любая организация может понести финансовые расходы, связанные с необходимостью восстановления информации и работоспособности информационных ресурсов.

Основной целью создания системы страхования информационных ресурсов является формирование условий  для компенсации владельцам, собственникам (страхователям) информационных ресурсов и систем и потребителям услуг  связи и информатизации финансовых убытков, наступивших в результате реализации событий, вызывающих утрату или искажение информации.

Цель контрольно-курсовой работы: исследовать систему страхования  информационных ресурсов.

Для достижения указанной  цели необходимо решить следующие задачи:

- дать понятие и рассмотреть  виды информационных ресурсов;

- изучить функции страхования  в сфере информационных ресурсов;

- проанализировать правовое обеспечение страхования информационных ресурсов;

- рассмотреть информационный  риск и ущерб при страховании  информационных ресурсов;

- выявить особенности  организации страхования информационных  ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и виды информационных ресурсов.

 

Информация – один из объектов гражданских прав, предусмотренных статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации. В самом Гражданском кодексе нет определения этого понятия и предусмотрена защита только для более узкого объекта данного вида – служебной и коммерческой тайны. В соответствии же с Законом «Об информации, информатизации и защите информации» информация представляет собой «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления».  Указанным законом впервые установлено право собственности на информационные ресурсы. К ним относятся отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах, библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах.

Итак, информация приобретает черты экономического блага и обращается в экономике как ресурс, используемый в процессе хозяйственной деятельности, а также как товар (информационные товары, услуги).

 С наиболее общих  позиций информационный ресурс может быть определен как совокупность накопленной информации, зафиксированной на материальном носителе в любой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве для решения научных, производственных, управленческих и других задач. Информационный ресурс имеет вид книг, журналов, файлов, фотографий, отчетов, дневников и т.д.

 Информационные ресурсы  характеризуются:

- тематикой (общественно-политическая, научная, техническая, правовая, экономическая и т.д.);

- формой собственности (государственная, муниципальная, частная);

- доступностью (открытая, секретная, ограниченного использования);

- формой представления (текстовая, изобразительная, звуковая);

- носителем (бумажный, электронный).

Использование информационных ресурсов сопровождало деятельность человека, в том числе и экономическую, и раньше, однако к настоящему времени  их роль и значение неизмеримо увеличились. Информационные ресурсы занимают все  более значимое положение в ряду с другими ресурсами предприятия, отрасли и национальной экономики  в целом.

 К информационным продуктам  и услугам относят: базы данных, программное обеспечение, образовательные  услуги, консультирование, результаты  научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ и пр. Эти продукты и  услуги обмениваются на информационном  рынке и отличаются многочисленными  особенностями как на стадиях  разработки, производства, так и  на этапе обращения. 

 Для принятия правильных  решений хозяйствующим субъектам  необходим доступ к соответствующим  информационным ресурсам. Здесь  речь может идти о самых  разных источниках, доступных в  условиях рыночных отношений,  в том числе и таких, за  пользование которыми приходится  платить немалые деньги.

Информационные ресурсы  подразделяются по классам собираемой информации.

К первично собираемой информации, т.е. той, которая отражает специфику ее источника, области или сферы создания, возникновения, относится информация, образующаяся самостоятельно в природных условиях (например, количество колец на спиле дерева, свидетельствует о его возрасте). Информация о количественных и качественных характеристиках разных социальных процессов образуют класс "снимаемой информации". Выделенные по этому признаку информационные ресурсы можно классифицировать как естественные, производственные, социально-экономические. Например, информация о росте населения.

Другой класс информационного  ресурса образуют сведения, данные, получаемые искусственно в процессе научно-исследовательской деятельности, а также любой творческой работы. Она базируется на обработке уже имеющейся информации по специальным параметрам и моделям (математическая обработка, логическая, семантическая и т.д.). К этому же классу относятся и объекты, создаваемые как авторские произведения в области литературы, искусства. Важным компонентом этих ресурсов является информация, получаемая в результате интеллектуальной деятельности человека. Выделяется вторичная информация, возникающая на основе переработки уже имеющейся информации, и новая, фиксирующая то, что человечество до сих пор не знало. Сюда относятся открытия, прогнозы в области различных социальных и природных процессов.

К информационным ресурсам относятся: библиотеки, архивы, базы данных, СМИ и т.п.) и информационные сервисы (информационные сервисы - это группа сайтов, на которых можно воспользоваться разнообразными сервисными услугами: электронной почтой, блогом, а также познакомиться с механизмом его ведения, поиском, различными каталогами, словарями, справочниками, прогнозом погоды, телепрограммой, курсами валют и т.д.

В настоящее время существуют следующие виды информационных ресурсов:

1) Средства массовой информации. К ним относятся различного  рода новостные и семантические  сайты (или электронные версии  СМИ). Их отличительной чертой  является высокий уровень посещаемости (например, сайт НТВ, "Вести"  и т.п.), быстрая смена информации, наличие видеоряда на сайте.

2) Электронные библиотеки. Электронная библиотека - распределенная  информационная система, позволяющая  надежно сохранять и эффективно  использовать разнородные коллекции  электронных документов через  глобальные сети передачи данных  в удобном для конечного пользователя  виде.

3) Электронные базы данных. В самом общем смысле база  данных - это набор надписей и  файлов, специальным образом организованных. Один из типов баз данных - это документы, набранные при помощи текстовых редакторов и сгруппированные по темам. Другой тип - это файлы с электронными таблицами, которые объединены в группы по характеру их использования.

4) Сайты. Корпоративный  сайт - это Интернет-ресурс, посвященный  какой-то организации, фирме, предприятию.  Как правило, он знакомит пользователей  с фирмой, направлениями и видами  ее деятельности, отражает различные  справочные материалы: прайс-листы,  условия поставок и оплаты; рекламную  информацию: наличие сертификатов  качества, участие в выставках,  публикации в прессе т.п.; контактную  информацию.

 В отличие от корпоративного  сайта выделяют персональный  и любительский сайт, домашнюю  страничку. Они отличаются полнотой  представляемой информации и  профессионализмом исполнения.

 Как правило, на  сайте можно познакомиться с  информацией узкотематической направленности. Глубина ее раскрытия может  быть разной: от чисто ознакомительной,  поверхностной до высокопрофессиональной, освещающей все стороны деятельности. Определяет информативность сайта  его владелец. На сайтах может  быть представлено большое количество  гиперссылок, которые помогают  ориентироваться в нем.

5) Сервисы - это группа  сайтов, на которых можно воспользоваться  разнообразными сервисными услугами: электронным почтовым ящиком, блогом (а также познакомиться с правилами  его ведения), поиском, различными  каталогами, словарями, справочниками,  прогнозом погоды, телепрограммой, курсами валют и т.д. 

Информационный портал - это веб-сайт, организованный как  многоуровневое объединение различных  ресурсов и сервисов, обновление которого происходит в реальном времени [6,10].

Информационные ресурсы  могут быть товаром, за исключением  случаев, предусмотренных законодательством  РФ. Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами, предусмотренными законодательством РФ, в том числе он имеет право:

- назначить лицо, осуществляющее  хозяйственное ведение информационных  ресурсов или оперативное управление  ими;

- устанавливать в пределах  своей компетенции режим и  правила обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним;

- определять условия распоряжения  документами при их копировании  и распространении [8,46].

 

  1. Функции страхования в сфере информационных ресурсов.

 

Официальной даты рождения у российского информационного  страхования нет, и различные  источники называют разное время. Отдельные  инициативы страховщиков имели место  в 1997–99 годах. Тогда первопроходцами  выступили "Ингосстрах" и "Инфистрах", заключившие соглашение о сотрудничестве с Министерством связи РФ в  данной области. Правильнее указать  в качестве точки отсчета 9 сентября 2000 года, когда президент РФ утвердил "Доктрину информационной безопасности РФ", согласно которой экономические  методы противодействия угрозам  информационной безопасности предусматривали  создание системы страхования информационных рисков физических и юридических  лиц, обеспечивающей компенсацию ущерба в случае реализации угрозы.

После этого ряд страховых  компаний приобрел лицензии на ведение  деятельности в этой сфере, и начал  формироваться российский рынок. Полис  информационного страхования позволяет  покрывать риски, связанные практически  с любыми программно-аппаратными  системами, предназначенными для сбора, передачи, хранения и обработки информации. К таковым относятся и системы  управления производством и ресурсами, удостоверяющие сертификационные центры, системы электронного документооборота, биллинговые системы, веб-серверы, корпоративные локальные сети и т. д.

Информация о работе Страхование информационных ресурсов