Страхование экологических рисков на примере предприятия природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических положений о понятии страхования экологических рисков, его функций и нормативно-правовой базе, так же и проанализировать страхования экологических рисков на примере предприятия природоохранного предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ». Задачи курсовой работы:
- исследовать определение страхования экологических рисков, его сущность, функции;
- рассмотреть особенности и расчет тарифов страхования экологических рисков, а также нормативно-правовое обеспечение страхования экологических рисков;
- изучить современное состояние страхования экологических рисков за рубежом, рассмотреть проблемы страхования экологических рисков в России;
- изучить механизм страхования экологических рисков на примере природоохранного предприятия «ЛУКОЙЛ».

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты экологического страхования 5
1.1 Основные понятия страхования экологического риска 5
1.2 Механизм и расчет параметров экологического страхования 7
1.3 Законодательная база экологического страхования в России 11
2 Современное состояние страхования экологических рисков 15
2.1 Развитие страхования экологических рисков в России 15
2.2 Страхование экологических рисков в зарубежных странах 18
3 Анализ страхования экологических рисков ОАО «ЛУКОЙЛ» 20
3.1 Общая информация о предприятии ОАО «ЛУКОЙЛ» 20
3.2 Организация эффективной страховой защиты ОАО "ЛУКОЙЛ" 22
3.3 Страховая защита ОАО «ЛУКОЙЛ» в 2013 году 26
Заключение 29
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 95.22 Кб (Скачать файл)

Отсутствие надежной статистики производственных аварий и их экологических последствий в стране сильно осложняет решение задачи экономического обоснования страховых платежей, страховых сумм и других параметров экологического страхования.

Расчет тарифных ставок экологического страхования.  Рассчитывается вероятность наступления страхового случая для предприятий различных отраслей промышленности:

           Р – вероятность экологической аварии;

           Р* - вероятность аварии на новом оборудовании;

           γ – коэффициент износа активной части ОПФ, следовательно, Р* отображает надежность работы оборудования и связано со способом производства.

           Значение γ1 можно интерпретировать как критическое значение коэффициента износа (γ1 = γ критический), после превышения, которого вероятность экологической аварии начинает стремительно возрастать.

            Оценка вероятности аварии. Оценивать вероятность аварии при износе ОПФ < 60% можно по формуле:

            * = Р* / 0,6∙ * + Р*                                        ( 1 ) 

Если коэффициент износа активной части основных фондов превышает γ критический, то вероятность экологической аварии возрастает значительно реже. Тогда расчетная формула при износе ОПФ > 60 % имеет вид:

* = 10 ∙ Р*∙ * − 4 ∙ Р*                                               ( 2 ) 

Существует шкала оценки риска: риск приемлем полностью, приемлем частично и неприемлем вовсе.

Оценку риска следует  производить в соответствии с  классификацией предприятий:

  1. Малоопасные предприятия – предприятия, функционирующие с риском, полностью приемлемым для состояния окружающей среды. Они включаются в систему экологического страхования на добровольной основе.
  2. Опасные предприятия – предприятия, функционирующие с риском, приемлемым частично. Они включаются в систему экологического страхования в обязательном порядке и составляют основу страхового поля.
  3. Особо опасные предприятия – предприятия, функционирующие с риском, полностью неприемлемым.

Расчет тарифных ставок экологического страхования. Проводятся расчеты базовых тарифов экологического страхования. Расчет проводится на основе рекомендаций Методики расчета страховых тарифов по рисковым видам деятельности и данных, полученных на первом этапе.

При расчете тарифов учитывается следующая структура тарифной ставки: 75 % - нетто-ставка, 12 % - расходы на ведение дела, 8 % - расходы на предупредительные мероприятия, 5 % - прибыль. Тарифная ставка при количестве застрахованных объектов, равном 500, колеблется в пределах суммы 8,4–12,7 % от страховой суммы для особо опасных предприятий,  7,3–11 % для опасных предприятий и 5–7 % для малоопасных предприятий.

Расчет тарифных ставок экологического страхования. По страховым тарифам страховщик устанавливает для каждого страхователя размер его страховых взносов за аварийное загрязнение ОС. Страховой взнос – плата за страхование, которую страхователь (потенциально опасное предприятие) обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования или законом.

Схема уплаты страховых взносов должна быть гибкой, поощряющей страхователей в случае безаварийной работы предприятия, и определяющей более жесткие рамки для страхователей, допустивших аварийные выбросы (сбросы) в период действия договора страхования. Схема уплаты страховых взносов:

  1. Размер годовых страховых взносов впервые 3 года страхования может составлять 90 % рассчитанной базисной величины.
  2. Если в течение этих 3-х лет не будет выплат по страховым случаям, размер годовых страховых взносов рассчитывается в соответствии со следующей шкалой:
      • 4-й и 5-й год страхования – 85 и 80% от базисной суммы;
      • 6-7-й годы страхования – 75 % от базисной суммы;
      • Последующий период страхования – 70 % от базисной суммы.
  1. В случае аварии не застрахованном предприятии годовой страховой взнос в размере 100% от базисной величины взимается уже на следующий год. После этого, если в течение 3-х лет иски не будут предъявляться, годовой страховой взнос сокращается соответственно до       85 %, 80 %, 75 %, 70 % от базисного размера через каждый год. [17]

 

    1. Законодательная база экологического страхования в России

 

Рядом российских правовых актов заложены основы для развития в Российской Федерации экологического страхования. Конституцией Российской Федерации (ст. 42) устанавливается, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» и «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58).

Правовое регулирование экологического страхования осуществляется рядом  нормативных актов, в первую очередь, Гражданским кодексом Российской Федерации, глава 48 которого специально посвящена страхованию как отдельному виду обязательств. Для экологического страхования главным образом имеют значение положения ГК, содержащиеся в статьях 927, 929, 931, 935, 936, 947, 963, 966.

Федеральным законом «Об охране окружающей среде» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ, заложены основы для развития в Российской Федерации экологического страхования. Закон рассматривает экологическое страхование как метод экономического регулирования в области охраны окружающей среды (ст. 18). Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в ред. от 21.07.2005г. № 104-ФЗ регулирует организационные аспекты экологического страхования. [1]

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997г. № 116-ФЗ, регулирует более подробно отношения в сфере экологического страхования, где заключение договора страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов признается обязательным для соответствующих организаций (ст. 9), а в лицензиях на эксплуатацию объекта делается запись о наличии такого договора (ст. 6). Вред окружающей природной среде рассматривается как часть общего, возможного в случае аварии, вреда. Установлен минимальный размер страховой суммы, зависящий от критериев опасности объектов, названных в самом же законе (ст. 15, Приложение 1 и 2). Однако в соответствие с Федеральным законом от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» страхование не является обязательным с точки зрения требований Закона от 27.11.1992г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации». [2]

Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» рассматривает страхование ответственности по возмещению ущерба в случае аварий, повлекших за собой вредное влияние на окружающую природную среду, в качестве обязательства инвестора (п. 2 ст. 7). [6] Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» в ред. от 28.03.2002г. № 33-ФЗ называет страховой договор в числе видов финансового обеспечения эксплуатирующей организации на случай возмещения убытков, причиненных радиационным воздействием, и соответственно — необходимым условием для получения разрешения на эксплуатацию ядерного объекта (ст. 56). Данный закон ограничивает права страховщика на приостановление или прекращение страхования путем возложения на него обязанности заблаговременно уведомить об этом надзорный орган. Условия и порядок страхования гражданско-правовой ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием, порядок и источники образования страхового фонда, а также порядок выплаты социально-экономических компенсаций определяются законом. [3]

Некоторые нормативные акты содержат упоминание об экологическом страховании в определенном контексте. Например, в соответствии со ст.56 Федерального закона «О животном мире», в случае невозможности предотвратить ущерб, нанесенный в результате жизнедеятельности объектов животного мира сельскому, водному и лесному хозяйству, убытки возмещаются из фондов экологического страхования, если пользователь животным миром является членом такого фонда. Отдельные нормативные акты, принадлежащие к различным отраслям законодательства, предусматривают обязательное страхование гражданской ответственности за причинение любого вреда третьим лицам, и хотя в них прямо не говорится о страховании экологических рисков, тем не менее, учитывая возможные последствия аварий, можно предположить возможность применения этих законов к экологическому страхованию. [5]

Федеральным законом «О пожарной безопасности» установлено, что предприятия должны проводить обязательное страхование гражданской ответственности за вред, который может быть причинен пожаром третьим лицам. В целях реализации мер пожарной безопасности в порядке, установленном Правительством РФ, создаются фонды пожарной безопасности, формируемые за счет отчислений страховых организаций из сумм страховых платежей в размере не ниже 5% от этих сумм (ст. 28). [4]

Опыт реализации положений вышеуказанных  нормативно-правовых актов федерального уровня, субъектов Российской Федерации  в части возмещения экологического вреда, предоставления финансовых гарантий на случай нанесения такого вреда говорит о том, что экологическое страхование является наиболее универсальным и перспективным инструментом гарантии возмещения вреда окружающей среде. [15]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Современное состояние страхования экологических рисков

 

 

2.1 Направления развития страхования экологических рисков в России

 

Экологическая безопасность является одним из ключевых факторов устойчивого социально-экономического развития России, что декларируется в подписанном Президентом РФ постановлении Правительства РФ «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.»

Среди методов управления  экологических рисками, сочетающих в себе как возмещение ущерба, так  и осуществление превентивных мероприятий, можно выделить страхование.  В  России страхование экологических рисков пока не получило широкого распространения. Наиболее развитым видом такого страхования является страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты.

Таким образом, существует необходимость развития страхования экологических рисков для каждой из заинтересованных сторон – государства, страховщиков и страхователей.

Государство преследует цель экономической защиты граждан от неблагоприятных событий, в силу чего страхование представляет собой  один из ключевых элементов построения государственной системы экологической безопасности населения. Путем создания страховых фондов на уровне государства достигается выравненные последствий проявления экологических рисков в пространстве и во времени. Средства таких фондов направляются на возмещение ущерба, который не может быть покрыт страховщиками, а также на научно-технические изыскания в области охраны окружающей среды. Приоритетным направлением экологической политики государства является принятие новых законодательных актов, регулирующие отношения не только на рынке страхования, но и в целом в сфере природопользования.

В рамках построения системы  страхования экологических рисков на государство возлагаются функции  контроля и надзора за действиями входящих в нее участников, в чем и заключается государственная поддержка данной системы. Государством контролируется соблюдение прав пострадавших и полнота возмещения ущерба. В настоящее время превентивные мероприятия финансируются за счет  бюджетных ассигнований реализации федеральных целевых программ (например, «Национальная система химической и биологической безопасности РФ (2009-2013годы)», «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в РФ до 2010 года»).

Для страхователей основных направлением развития страхования  является совершенствование системы превентивных мероприятий на микроуровне. Наряду с осуществлением государственных мер по предотвращению потенциального ущерба имеется возможность создания и использования комбинированной системы превентивных мероприятий-на макро- и микроуровне. Пример такой системы - программа страхования наводнений (NFIP – National Flood Insurance Program) , разработанная американскими учеными.  Федеральная программа, позволяющая защищать интересы собственников имущества при наводнениях любого типа, в том числе при авариях гидротехнических сооружений. Таким образом, государство совместно со страховщиками стимулирует страхователей проводить превентивные мероприятия.

Деятельность страховщиков по предоставлению страховой защиты может быть рассмотрена с разных точек зрения. В первую очередь  страховая деятельность – это коммерческая деятельность, главной целью которой является получение прибыли. Следовательно, страховщики в процессе предоставления страховой суммы стремятся расширить ассортимент предлагаемых услуг, пытаясь привлечь новых клиентов. Комплексный вид страхования экологических рисков, который могут предложить страховщики, должен сочетать в себе комбинацию не скольких видов страхования, направленных на защиту всех имущественных интересов, связанных с реализацией экологических рисков. Предоставление комплексной защиты возможно по следующим направлениям: страхование гражданской ответственности, страхование предпринимательских рисков, страхование имущества, страхование личности. Предложение всесторонней защиты позволит добиться нескольких ключевых для страховщиков целей. Произойдет расширение страхового поля и круга потенциальных страхователей. За счет предложения в одном договоре разных видов страхования возможно снижение страховых тарифов. Недостатком комплексных продуктов для страхователей является риск невыполнения страховщиком своих обязательств по заключенным договорам страхования, при этом страхователь лишается качественной страховой защиты для своего предприятия. Преимущества комплексной системы страхования:

Информация о работе Страхование экологических рисков на примере предприятия природопользования