Страхование коммерческих рисков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрыть сущность понятия предпринимательский риск и изучить факторы предпринимательского риска и пути их снижения.
Для достижения данной цели будут приняты следующее задачи:
- понятие предпринимательского риска;
- изучить классификацию предпринимательских рисков;
- рассмотреть внешние и внутренние факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска;
- изучить процесс управления предпринимательского риска

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО РИСКА 4
1.1 Понятие предпринимательского риска 4
1.2 Классификация рисков 7
2.ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ 17
2.1 Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска 17
2.2 Внешние факторы, влияющие на уровень риска 18
2.3 Внутренние факторы, влияющие на уровень риска 23
2.4 Управление предпринимательскими рисками 26
3. Способы снижения риска…………………………………………………….29
4. Страхование коммерческих рисков………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………37

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

2.2 Внешние факторы, влияющие на уровень риска

 

Под внешними факторами  следует понимать те условия, которые предприниматель, как правило, не может изменить, но должен учитывать, поскольку они сказываются на состоянии его дел.

Необходимо отметить, что с каждым годом увеличивается число внешних  факторов, оказывающих влияние на уровень риска и требующих  учета в предпринимательской  деятельности.

На наш взгляд, логичным является разделение внешних факторов на две группы:

  • факторы прямого воздействия;
  • факторы косвенного воздействия.

Факторы прямого  воздействия

Налоговая система. Экономическая  практика свидетельствует о том, что изъятие у налогоплательщика до 30% его доходов — тот рубеж, за которым начинается процесс сокращения инвестиций в экономику. Если же налоги лишают 40—50% прибыли — это ведет к практической ликвидации стимулов для предпринимательской инициативы и расширения производства.

Во всех развитых странах  законодательство устанавливает предельные ставки налогов надоходы предпринимателей. Так, в США они составляют 34%, в  Англии — 35, в Японии — 42, во Франции  — 42, в Швеции — 52, в ФРГ — 538.

Наряду с существующим налоговым прессом бичом предпринимательства являются бесконечные изменения существующего законодательства, причем начинающие действовать задним числом.

Постоянно вносимые поправки и дополнения лишают предпринимателей уверенности в надежности своей  деятельности. Таким образом, уровень предпринимательского риска увеличивают не только высокие ставки налогов, но и нестабильность налогового законодательства, вероятность того, что ставки налогов могут быть изменены, как правило,- в сторону увеличения.

Данное положение в  налоговом законодательстве явно отрицательно сказывается на развитии отечественного предпринимательства. В целях экономии налоговых платежей и избежания высокого уровня риска в связи с этим все больше предпринимателей принимают решение открыть фирму за рубежом.

Взаимоотношения с хозяйствующими партнерами. Следующий фактор, оказывающий значительное влияние на уровень предпринимательского риска, — это взаимоотношения с хозяйствующими партнерами. Усиливать уровень риска в этом случае могут нарушения договорных обязательств, с одной стороны, поставщиками, с другой — покупателями. Предпринимательская фирма рискует получить заказы на изготовление и сбыт продукции, оказание услуг неплатежеспособным покупателям. При этом их платежеспособность может выявиться в процессе выполнения фирмой своих обязательств по изготовлению и поставке, когда изготовитель, поставщик уже произвел необходимые затраты, которые не окупятся. В данном случае предпринимательской фирме приходится искать альтернативных партнеров и источники покрытия возникающих задолженностей, идти на дополнительные издержки, откладывая таким образом получение прибыли. То же происходит и в случае невыполнения своих обязательств поставщиками предпринимательской фирмы9.

Законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность. Влияние на уровень предпринимательского риска законодательства и государственных органов противоречиво. С одной стороны, они упорядочивают деятельность предпринимательских фирм, так как в рыночной экономике взаимодействие между покупателями и продавцами подпадает под воздействие многочисленных правовых ограничений. Каждая предпринимательская структура имеет определенный правовой статус, и именно это определяет, как фирма может вести свои дела и какие налоги должна платить. Для предпринимателя особенно важны акты и нормы, регулирующие налоговые и финансовые отношения. Без знания норм налогового и финансового права невозможно эффективно организовать и успешно проводить предпринимательскую деятельность.

Но, с другой стороны, законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность, характеризуется подвижностью, а иногда и неопределенностью, что проявляется в форме неожиданного, определяемого политическими соображениями изменения условий хозяйствования, создающих неблагоприятную для предпринимателя среду, а это увеличивает уровень предпринимательского риска.

Конкуренция предпринимателей. Рынок — это жесткая система, требующая от предпринимателя большой физической и интеллектуальной отдачи.

Риск и конкуренция  — неразрывно связанные между собой экономические категории, оказывающие взаимное влияние друг на друга. Именно риск включает предпринимателя в систему отношений естественного отбора через острую конкурентную борьбу. С другой стороны, усиливающаяся конкуренция заставляет предпринимателя искать новые виды деятельности, выходить со своей продукцией на новые рынки сбыта, что усиливает уровень предпринимательского риска. Поэтому конкуренция предпринимателей относится к основным факторам, влияющим на уровень предпринимательского риска. Успех в конкурентной борьбе способствует лишь тому, кто определит новые потребности, выпустит новые товары и введет новые технологии. Тем самым конкуренция создает механизм экономического соревнования, заставляя предпринимателей пересматривать свою стратегию10.

На силу конкурентной борьбы предпринимательских фирм влияет множество факторов, при этом некоторые  из них повторяются наиболее часто. В первую очередь борьба усиливается при увеличении числа конкурирующих фирм в том случае, если они относительно сравнимы с точки зрения размеров и возможностей. Чем больше фирм, тем больше вероятность новых стратегических инициатив.

Конкурентная борьба также усиливается, если спрос на производимый товар, услуги растет медленно, так как фирмам необходимо бороться за рыночную нишу. Эта борьба приводит к выбыванию слабых и менее эффективных фирм. Борьба за рыночную долю стимулирует появление новых стратегических идей, прямо направленных на завоевание потребителей товара, услуги.

Факторы косвенного воздействия

Факторы косвенного воздействия  обычно влияют на уровень предпринимательского риска не так заметно, как факторы прямого воздействия. Однако влияние этих факторов может быть значительным, и предпринимателю необходимо учитывать это в процессе деятельности. Рассмотрим основные из них.

Состояние экономики. На результаты предпринимательской деятельности оказывает влияние как экономическая  ситуация в стране деятельности, так  и экономическое положение отрасли деятельности. Конъюнктура рыночной экономики имеет тенденцию изменяться циклически. Высокий уровень спроса сменяется периодамидепрессии, когда предприятию становится трудно продавать произведенные продукты по приемлемым ценам. Многие фирмы очень чувствительны к такого рода подъемам и спадам, поэтому кризисы перепроизводства всегда приводят к увеличению степени предпринимательского риска.

Отдельной предпринимательской  фирме не под силу бороться с кризисами, имеющими национальные масштабы, но в ее возможностях проводить гибкую политику, способствующую снижению негативных последствий общего спада.

Значительное влияние  на уровень риска предпринимательских фирм оказывает уровень инфляции в стране деятельности. Инфляционные процессы подрывают стимулы экономического роста, повышение эффективности производства на базе научно-технического прогресса, ибо внедрение новой техники обходится все дороже; становится выгодным сохранять устаревшее, но относительно дешевое оборудование, старую трудоемкую технологию. Кроме этого, инфляция обесценивает ресурсы амортизационных фондов предпринимательских фирм, и поэтому на замену изношенного оборудования не хватает средств.

Политические условия. Такой фактор косвенного воздействия, как политическая нестабильность, вызывает повышенную неуверенность предпринимателя не только в успешности результатов деятельности, но и в возможности ведения дела. Политическая нестабильность не позволяет наладить надежные и долговременные связи с партнерами, что постоянно ставит проблему выбора партнера (и поставщика, и потребителя) в качестве важнейшего условия успеха дела11.

К факторам косвенного воздействия, влияющим на уровень предпринимательского риска, относятся также такие  факторы, как: международные события, стихийные бедствия, научно-технический прогресс.

2.3 Внутренние факторы, влияющие на уровень риска

 

Не менее многочисленны  и внутренние факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска. В экономической литературе, посвященной проблемам предпринимательства, выделяются следующие четыре группы факторов:

    • стратегия фирмы;
    • принципы деятельности фирмы;
    • ресурсы и их использование;
    • качество и уровень использования маркетинга.

Следует заметить, что  эти четыре группы факторов включают в себя десятки конкретных, действующих в каждой фирме избирательно факторов.

По различным американским данным, около 90% неудач малых фирм связано  с менеджерской неопытностью или  служебными некомпетентностью и несоответствием. Очень велико влияние на степень риска таких факторов, как: отсутствие профессионального опыта руководителя фирмы, слабые общеэкономические знания руководства и персонала фирмы, финансовые просчеты, плохая организация труда сотрудников, утечка конфиденциальной информации по вине служащих, плохая приспосабливаемость фирмы к переменам в окружающей рыночной среде, недостаток знаний в области маркетинга и др.

Утечка конфиденциальной информации — еще один внутренний фактор, усиливающий уровень риска предпринимательской фирмы. По оценкам экспертов, потеря лишь четверти информации, относимой к категории коммерческой тайны, обеспечивает весомые преимущества конкурентам и в течение нескольких месяцев приводит к банкротству половины фирм, допустивших утечку сведений. Для эффективной работы любой предпринимательской организации, особенно с высоким уровнем развития, со сложной структурой и со значительным уровнем диверсификации наряду с прочими важными факторами, требуется некоторый уровень сохранения того множества сведений, которые при попадании в руки конкурентов, а также нелояльно настроенных к организации лиц могут привести к экономическому, социальному и моральному ущербу различной степени.

На практике довольно часто предприниматели не вполне четко представляют себе, что входит в понятие «коммерческая тайна», как ее следует охранять и как утечка информации может влиять на экономическое положение фирмы, в результате чего предпринимательский риск возрастает.

Под коммерческой тайной предприятия следует понимать сведения, не являющиеся государственными секретами, но связанные с производством, технологией, НИОКР, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение которых может нанести ущерб его интересам. Коммерческой тайной предприятия не может быть информация, сокрытие которой способно нанести ущерб обществу12.

Перечень сведений, которые составляют коммерческую тайну, включает в себя:

1. Производственную информацию:

    • способы производства и технология;
    • объем выпуска и планы реализации продукции;
    • уровень складских запасов;
    • планы инвестиций в новое строительство и реконструкцию производства;
    • методы и организация управления;
    • система организации труда;
    • планы рекламной деятельности;
    • предполагаемое время выхода на рынок;
    • характер и условия заключенных контрактов;
    • сведения о поставках, потребителях, посредниках.

2. Финансовую информацию:

    • структура капиталов;
    • размер прибыли и уровень себестоимости продукции;
    • механизм формирования цен на продукцию;
    • банковские и торговые операции;
    • состояние расчетов с торговыми клиентами;
    • уровень платежеспособности предприятия;
    • фактическое состояние рынков сбыта;
    • сведения об эффективности экспорта и импорта;
    • сведения о финансовом положении поставщиков, потребителей, посредников;
    • сведения о планируемых кредитах, их размерах и условиях предоставления;
    • планируемое создание совместных, смешанных, акционерных предприятий.

3. Научно-техническую  информацию:

    • характер исследовательских работ;
    • применяемые (готовящиеся к внедрению) технологии;
    • направления расширения (свертывания) производства;
    • ведущая НИОКР, проектные работы и их результаты;
    • модификация и модернизация применяемой ранее техники, технологии;
    • анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции;
    • содержание патентов и лицензий.

Кроме перечисленных, к  внутренним факторам, усиливающим предпринимательский риск, относятся также нерациональное использование материальных и людских ресурсов предприятия; низкая мотивация персонала; болезнь и/или смерть ведущих специалистов и руководителей и др.

Информация о работе Страхование коммерческих рисков