Страхование сельского хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Сельское хозяйство — отрасль, наиболее подверженная воздействию стихийных сил природы. Поэтому не случайно значительная доля заключаемых страховщиками договоров приходится на страхование интересов сельскохозяйственных предприятий, фермеров и граждан, являющихся собственниками (арендаторами и т. д.) объектов сельского хозяйства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.История сельскохозяйственного страхования России………………………..4
2. Сельскохозяйственное страхование на современном этапе (Хабаровский край)………………………………………………………………………………..7
3.Проблемы и перспективы развития сельскохозяйственных культур………11
3.1 Проблемы развития сельскохозяйственных культур……………………...12
3.2 Перспективы развития сельскохозяйственных культур…………………..17
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 40.92 Кб (Скачать файл)

3.1 Проблемы развития страхования  сельскохозяйственных культур

Наиболее важными проблемами современного сельскохозяйственного страхования являются:

1. Отсутствие ясных целей и  стратегии развития сельскохозяйственного  страхования. Это проблема законодательного  уровня, которая выражается, прежде  всего, в том, что нет специального  закона, который регулировал бы  все вопросы сельскохозяйственного  страхования, а именно:

- формы его проведения. В настоящий  момент активно обсуждаются проблемы  сельскохозяйственного страхования  с участием государства. Но почему-то  совсем ничего не говорится  о возможности осуществлять этот  вид страхования без участия  государства в лице бюджетов  различного уровня. И хотя опыт  зарубежных стран, да и собственный  тоже, касающийся массового разорения  после отмены обязательного страхования  вновь созданных на рынке агрострахования  компаний, свидетельствуют о необходимости  государственного участия, доминировании  именно такой формы страховой  защиты сельскохозяйственного производства, тем не менее, законодательно  должен быть закреплен и бескомпенсационный  подход и порядок его проведения. В реальной практике такой  подход существует и некоторые  отечественные компании, особенно  те, которые смогли наладить механизм  перестрахования с западными  перестраховщиками, его вполне успешно  реализовывают;

- способы участия государства  в сельскохозяйственном страховании. У различных участников страхования  сельскохозяйственных рисков существует  различное мнение об участии  государства. Одни считают, что средства  федерального и региональных  бюджетов должны направляться  на компенсацию части страховых взносов сельскохозяйственных товаропроизводителей, другие видят роль государства в компенсации убытков, а третьи убеждены в том, что государственные средства должны использоваться на всех стадиях страхования. Эта проблема связана с существовавшей практикой компенсации государством убытков сельскохозяйственным товаропроизводителям в результате чрезвычайных ситуаций, которая не была связана с темой страхования. В частности, ежегодно по линии МЧС расходовались не один млрд. руб. на компенсацию убытков в сельском хозяйстве вследствие чрезвычайных ситуаций, в то время как на компенсацию страховых взносов сельскохозяйственным предприятиям государство расходовало несколько сотен миллионов рублей. Такой подход государства не являлся эффективным для развития сельскохозяйственного страхования, а также для планирования бюджетных расходов на компенсацию убытков в сельском хозяйстве.

- виды сельскохозяйственного страхования. Последнее время в средствах  массовой информации много внимания  уделяется вопросам сельскохозяйственного  страхования, однако за этим емким  понятием стоит всего лишь  страхование урожая сельскохозяйственных  культур. Практически ничего не  говорится о страховании животных, движимого и недвижимого имущества (сельскохозяйственной техники, производственных  зданий и помещений, элеваторов, хлебоприемных пунктов и т.п.). Государственные чиновники и  ведомства, предлагающие новую модель  сельскохозяйственного страхования, также, как правило, делают акцент  только на страхование урожая, забывая при этом, что другие  виды страхования, актуальные и  востребованные в АПК, нуждаются  как в законодательном регулировании, так и в государственной поддержке. Кроме того, создавшуюся однобокость  понимания сельскохозяйственного  страхования подкрепляет действующая  законодательная база, которая касается  только порядка проведения страхования  урожая сельскохозяйственных культур  с субсидированием страховых взносов из федерального бюджета, ничего другого она не затрагивает. В этой связи необходимый закон о сельскохозяйственном страховании должен будет устранить этот серьезный недостаток путем определения видов сельскохозяйственного страхования, места сельскохозяйственного страхования как такового в общей системе классификации видов страхования и, наконец, перечень тех видов сельскохозяйственного страхования, которые будут охвачены государственной поддержкой.

Данный закон будет призван решить и ряд других основополагающих моментов, например, вопросы перестрахования, налогообложения, порядок создания централизованного страхового резерва и прочее, но именно решение перечисленных выше проблем позволит создать ясную стратегию развития сельскохозяйственного страхования.

2. Недостатки действующего законодательства. После отмены обязательной системы  страхования имущества предприятий  АПК основными документами нормативно-правового  характера, регулирующими систему  страхового обеспечения АПК, являлись:

Федеральный Закон РФ от 14 июля 1997 года №100-ФЗ "О государственном регулировании агропромышленного производства";

Постановление Правительства РФ от 27 ноября 1998г. №1399 "О государственном регулировании страхования в сфере агропромышленного производства";

3) Постановление Правительства  РФ от 1 ноября 2001г.

758 "О государственной поддержке  страхования в сфере агропромышленного  производства".

Проект Федерального Закона РФ "О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка в Российской Федерации", который закладывает основы развития сельскохозяйственного страхования, так и не принят. Вся система страхования сельскохозяйственных рисков в настоящее время (начиная с 2004г.) регулируется всего лишь ежегодно издающимся Приказом Министерства сельского хозяйства РФ.

3. Несовершенство методической  базы действующего порядка сельскохозяйственного  страхования. Эта группа проблем  является следствием предыдущей , т.е. также относится к недостаткам  законодательства, которое поставило  в определенные рамки и сельскохозяйственные  предприятия, страхующие урожай, и  страховые компании. В частности, проблемными моментами являются:

- фиксированные страховые тарифы.

- отсутствие разграничения в  страховых случаях. Согласно действующему  законодательству урожай считается  застрахованным на случай гибели  и повреждения сельскохозяйственных  культур в результате определенного  перечня рисков природно-климатического  характера, причем с пометкой - "по  совокупности событий". Таким  образом, действующие тарифы спроектированы  на один вид ущерба, возникающий  как в случае полной гибели  урожая в результате строго  определенного перечня страховых  обстоятельств, так и вследствие  повреждения (снижения урожайности) сельскохозяйственных культур, благодаря  тем же обстоятельствам, носящим  совокупный характер. Вместе с  тем в основу расчетов тарифов  на случай снижения урожайности  сельскохозяйственных культур должен  быть положен подход, основанный  на анализе колебаний урожайности  от среднего значения по отдельным  сельскохозяйственным культурам, в  разрезе регионов, за последние 10-15 лет. Причем по каждому году  и отдельно взятому региону  должен использоваться так называемый "колхозный счет", т.е. расчет отклонений фактической урожайности по каждому хозяйству от среднего значения этого показателя по региону в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Перспективы развития страхования  сельскохозяйственных культур

О перспективах. Стратегия - это общее направление государственной политики в сфере развития страхования, и каждый вид страхования, несомненно, имеет отношение к этому направлению тоже. Другой вопрос, что в Стратегию трудно вписать перспективы развития каждого вида. Но все же, можно отметить, что развитие страхования в сельском Хозяйстве проходит достаточно динамично, хотя это скорее вопрос бюджета, а не страхового рынка в целом. В Стратегии будет рассматриваться, например, вопрос по созданию досудебных комиссий, которые будут разрешать страховые споры. Предусматривается, что решение такой комиссии будет являться альтернативным вариантом судебному решению. Но при этом выводы такой комиссии можно будет оспаривать в суде по аналогии с комиссией по трудовым спорам.

В целом же тенденцию развития страхования в сельском хозяйстве можно оценить как благоприятную. Здесь надо просто отрабатывать практику, решать существующие проблемы с возмещением ущерба, со статистической отчетностью, которую составляют сельхозтоваропроизводители и которая очень активно используется страховыми компаниями для определения размера убытков. Надо рассматривать вопросы о совершенствовании методик проведения экспертиз в рамках этого вида страхования, которые позволили бы привлекать специалистов и определять размеры убытков непосредственно на местах. Эти технические проблемы выливаются в недовольство сельхозтоваропроизводителей теми объемами выплат, которые осуществляют страховщики.

Из кардинальных проблем - на первом месте стоят методики расчетов тарифов. Необходимо пересмотреть методики, здесь большую роль должно сыграть Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства Министерства сельского хозяйства РФ. Развитие государственного регулирования

Механизм государственного регулирования позволяет разрешить выявленные противоречия действующей системы аграрного страхования, предусматривающий выделение бюджетных средств на возмещение части ущерба, полученного сельхозтоваропроизводителями вследствие реализации страхового события.                                                                                            

На первом этапе предусматривается государственная поддержка на страхование сельскохозяйственных культур от засухи. Анализ свидетельствует, что наибольшие ущербы сельскохозяйственная отрасль терпит именно от этого опасного природного явления;

Страховые компании формируют свои страховые фонды за счет взносов сельхозтоваропроизводителей. При этом государственные средства не участвуют в создании страховых резервов страховщиков. Таким образом, сельхозтоваропроизводители уплачивают полностью страховые взносы за счет собственных средств.

Государство предоставляет средства (субсидии) Федеральному агентству по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства на формирование Федерального сельскохозяйственного страхового резерва (ФССР). Субсидии предоставляются в размере, предусмотренном на эти цели в соответствующей статье бюджета.

Районные управления сельского хозяйства в установленный срок осуществляют сбор информации, подтверждающей заключение сельхозтоваропроизводителем договора страхования с государственной поддержкой. В случае если хозяйствующий субъект аграрной сферы не участвует в страховании с господдержкой, то им, в обязательном порядке, представляется документ, в котором он отказывается от участия в субсидированном механизме страхования. Затем эти данные передаются в Департамент экономики и финансов Министерства сельского хозяйства субъекта Российской Федерации. После чего формируются сводные реестры, которые, в свою очередь, отправляются в Департамент экономики и финансов Министерства сельского хозяйства России, для передачи их в Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства.

Такой механизм предусматривает обязательное законодательное закрепление даты представления данных от сельхозтоваропроизводителей о заключении ими договора со страховой компанией. Так, сельские товаропроизводители должны предоставлять данные о заключение ими договора страхования в течение 14 дней до начала сева культуры, заявленной на страхование, но не позднее дня окончания сева, установленного для данной природно-сельскохозяйственной зоны. Такой подход обеспечивает условие, при котором сельхозтоваропроизводители заключают договора страхования за две недели до начала сева. Это, в свою очередь, обуславливает соответствие предпосевных и посевных работ технологическим требованиям к производству сельскохозяйственных культур. Так как страховые компании ведут жесткий контроль над соблюдением технологии производства продукции растениеводства, что обеспечивает использование качественных семян, проведение всех необходимых мелиоративных и других предпосевных работ, выбор наиболее оптимального способа обработки почвы и даты сева. Таким образом, если сельхозтоваропроизводители не выполняют данное условие, то они не могут участвовать в субсидированном страховании. Данное требование является обязательным, что обеспечивает объективность аграрного страхования и не оставляет для страховщика возможности отказать в выплате страхового возмещения по причине несоответствия сева требованиям агротехники. В связи с тем, что ему предоставляется возможность проведения мониторинга агротехники производства урожая сельскохозяйственных культур с самого начала технологического цикла.

Таким образом, разрешается противоречие между сельскохозяйственным страхованием и системой чрезвычайных ситуаций. Так, в первую очередь, используются инструменты страхования, и только их реализация подразумевает введение в действие механизма защиты от чрезвычайных ситуаций.

В силу государственного участия в возмещении части ущербов сельхозтоваропроизводителей обязательным условием является регистрация стихийных бедствий, которая обеспечивает решение следующих задач:

Первая-защита государственных интересов через признание необъективности рискового обстоятельства, что означает нецелевое использование бюджетных средств и их возврат. Это позволяет предотвращать мошенничество в сфере аграрного страхования.

Вторая-защита экономических интересов сельхозтоваропроизводителей (в случае необъективности экспертизы страховой компании).

Регистрация стихийных бедствий не противоречит многосторонним правилам ВТО, что актуально в связи с предстоящим вступлением России в ее состав. Система регистрации стихийных бедствий предусматривает взаимодействие Федерального агентства по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства (Агентство), Росгидромета и страховых компаний.

Информация о работе Страхование сельского хозяйства