Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:35, контрольная работа
Социальная защита населения в широком смысле слова - это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам, а также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований. Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя:
1. Сущность, структура и содержания социальной защиты.………………..3
2. Понятие и методы выявления риска ………………………………………8
3. Проблемы обоснования страхового тарифа и его дифференциации
со степенью профессионального риска …………………………………….13
Задача…………………………………………………………………………....20
Список использованной литературы ……………………………………….21
Методы принятия решений в условиях риска также разрабатываются и
Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, это связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Конкретные методы и приемы, которые используются при принятии и реализации решений в условиях риска, в значительной степени зависят от специфики предпринимательской деятельности, принятой стратегии достижения поставленных целей, конкретной ситуации и т.п.9
Профессиональный
риск – вероятность повреждения (утраты)
здоровья или смерти застрахованного,
связанная с исполнением им обязанностей
по трудовому договору (контракту) и в
иных случаях, установленных Федеральным
законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном
социальном страховании от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний.10 Согласно руководству по оценке профессионального
риска для здоровья работников
Изучение темы профессиональных рисков - одной из разновидностей техногенных рисков, особенно актуально. В первую очередь это связано со становлением страховых механизмов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формированием обязательных профессиональных пенсионных систем.
Как объект исследования, страхование от профессиональных рисков представляет собой продукт, производимый системой социального страхования.
Тарифные обоснования в страховании от профессионального риска – это актуальная научная проблема, решение которой может в значительной мере обеспечить эффективность использования финансовых потоков системы социального страхования. Часть этих потоков формируется за счет страховых взносов, имеющих внушительные размеры.
Известно, что размер страховых взносов определяется при помощи тарифов. В социальном страховании определение страховых тарифов от профессиональных рисков пока не является объектом актуарных вычислений, сам тариф еще не структурирован.
Дело в том, что данный вид страхования имеет пограничное состояние между двумя страховыми системами – коммерческой и социальной. Социальная система постепенно «сползает» в сторону социального обеспечения. Финансирование страховых выплат здесь из собственных источников заменяется финансированием из бюджета. В страховую форму защиты населения втиснуто противоположное по своей сущности, принципам, функциям социальное обеспечение. И только пенсионное страхование и страхование от профессиональных рисков собственно финансируются за счет страховых взносов. Платежи по этим двум видам социального страхования являются по существу, единственными обязательными платежами, за счет которых в социальном страховании реализуются страховые принципы. Все остальное можно отнести к области социального обеспечения.12
Страховые принципы для исследуемого вида страхования проявляются следующим образом. С одной стороны он конструируется также как и любой другой вид коммерческого страхования. То есть для возмещения возникающих ущербов аккумулируются страховые взносы, которые затем в виде страховых выплат поступают пострадавшим гражданам. Для расчета страховых взносов имеется шкала страховых тарифов . Страховщик, как и в коммерческом виде страхования, устанавливает ограничение своей ответственности в системе страховых выплат, которое закрепляется соответствующим законом.
Однако способ организации финансовых потоков в социальном страховании принципиально отличается от коммерческого страхования в силу различий между целями, которые существуют в обеих системах. Целью коммерческого страхования является обеспечение экономической безопасности граждан при помощи децентрализованных страховых фондов. Наличие последних предоставляет возможность государству отказаться от создания общественных фондов потребления. Целью социального страхования является «обеспечение социальной страховой защиты застрахованных от социальных и профессиональных рисков в течение всей их жизни (от рождения до смерти)» и, таким образом участие в воспроизводстве трудовых ресурсов.
Система социального страхования в скрытой форме вновь создает те самые общественные фонды потребления, от которых государство пытается освободиться. Они получают другое название – внебюджетные фонды, но по существу эти фонды функционируют именно как общественные фонды потребления, в которых страховые принципы проявляются в искаженном, деформированном виде, либо не проявляются вовсе.
Источником большей части финансовых ресурсов системы социального страхования является налог – единый социальный налог. Вместе с финансовыми ресурсами из государственного бюджета доля ЕСН в источниках средств социальной системы страхования составляет примерно 80%. Помимо них существуют и страховые взносы, в частности, страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Однако, во-первых, доля их в совокупных ресурсах системы социального страхования почти в пять раз меньше (около 18-20%), а, во-вторых, страховые социальные технологии строятся по принципам, которые не совпадают с принципами коммерческого страхования. Например, при формировании страхования от профессионального риска признаки его объекта, страхового случая, условий страховых выплат не укладываются в классификационные схемы и нормы коммерческого страхования. Они отличаются от них. И эти отличия имеют легитимный, закрепленный в соответствующих законах характер.13
Для любой страховой технологии – коммерческой или социальной – большое значение имеет методика определения страхового тарифа . При помощи страхового тарифа определяется взнос (в коммерческом страховании – страховая премия, в социальном – страховой взнос) страхователя, который является платой за приобретаемый страховой продукт. Средства обязательного социального страхования от профессиональных рисков перераспределяются в системе ФСС таким образом, что данный вид страхования начинает выступать донором всей системы. Это свидетельствует о том, что действующая методика расчета страхового тарифа позволяет накапливать суммы, избыточные для выполнения системой ФСС обязательств перед страхователями и застрахованными лицами.
При сравнение двух методов расчета страховых тарифов (в коммерческом и социальном страховании) можно выявить следующее:
1. При расчете страховых тарифов в социальном страховании от профессионального риска не определяется вероятность наступления страхового случая. То есть важнейший принцип связи страхования с вероятностным движением денежной формы стоимости в этих расчетах отсутствует, что делает саму методику расчета нестраховой.
2. Страховой тариф в социальном страховании от профессионального риска не имеет в своем составе рисковых и ценовых частей. Он монолитен и неделим. В нем не выделяется часть, которая использовалась бы на формирование необходимых резервов, не говоря уже о том, что этот тариф не имеет в своем составе рисковой надбавки, при помощи которой можно нивелировать размер страховых резервов при резком колебании убыточности. В структуре страхового тарифа не выделяются расходы на ведение дела, предупредительные мероприятия, хотя, как показывает практика, ежегодно на эти цели планируются немалые суммы в составе бюджета ФСС РФ.
Кроме уже указанных отличий необходимо отметить еще одно – способ применения страхового тарифа для определения страхового взноса. В коммерческом страховании при определении страхового взноса страховой тариф умножается на страховую сумму. Страховая сумма здесь выступает в качестве размера обязательств страховщика, выше которого страховое возмещение не может быть. В социальном страховании от профессионального риска установленный страховой тариф умножается на величину начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных лиц. В этом виде социального страхования понятие «страховая сумма» – как ограничитель возможных страховых выплат – отсутствует.14
Таким образом, выделенные различия в применении методик расчета страховых тарифов в коммерческом и социальном страховании показывают, что положения страховой теории в социальном страховании на примере конкретной страховой технологии не учитываются. И дело здесь даже не в том, что имеются принципиальные несовпадения методов расчетов. Сами методы расчета тарифов в социальном страховании имеют лишь формальное отношение к страховой деятельности.
Практика показала, что несмотря на большую численность работающих при небольших взносах (от 0,2 до 1,0) в отраслях с низким уровнем профессионального травматизма и профессиональных заболеваний (с I по IX класс) за счет них не обеспечивается основной приток средств в резервные фонды ФСС. 15
При рассмотрении проблем развития страхования от профессиональных рисков должны использоваться данные для расчета вероятности наступления страховых случаев. Однако, в настоящее время методики для расчета страховых тарифов никак эту вероятность не учитывают. Действующие страховые тарифы не имеют структурных элементов, несмотря на то, что сформированные по данному виду страхования резервы используются и на компенсацию временной нетрудоспособности, и на выплату единовременных и ежемесячных пособий, и на реабилитацию пострадавших в результате несчастных случаев, и на выплату пособий семьям, утратившим кормильца в результате смерти застрахованного, и на другие мероприятия. 16
Совершенно очевидно, что без обществ взаимного страхования невозможно создать в нашей стране качественной страховой статистики для корректной тарификации в данном виде страхования. В нашей стране продолжают действовать в качестве основных принципы перераспределения созданных финансовых ресурсов на основе социальной помощи и социального обеспечения. Решение этих проблем возможно с помощью приватизации социальной сферы. Своеобразие и сложность современной ситуации в социальной сфере заключаются в том, что в целом и в своих отдельных частях она оказалась в неопределенном состоянии без четко выраженной целевой ориентации, что значительно тормозит процесс развития.
Дифференциация страховых тарифов – действенный научно обоснованный инструмент раскладки ущерба, отражающий оптимальное участие каждого страхователя в формировании страхового фонда.
В заключении можно сделать следующий вывод. Проблемы, связанные с тарифным обеспечением в социальном страховании, чаще всего существуют в силу двух причин. Первая из них заключается в том, что само социальное страхование осуществляется в обязательной форме, а следовательно, оно не испытывает конкурентного давления со стороны аналогичных видов страхования и поэтому мало внимания уделяет качественным методам расчета тарифов . Вторая причина связана с отсутствием надежной статистики, на основе которой можно судить о различных рисковых ситуациях и о тенденциях развития риска в социальной сфере.
Задача.
Работник уволился с предприятия 1 февраля, а 5 февраля зарегистрировался в местном центре занятости. 22 октября он приступил к работе на новом месте. Последний уровень заработной платы на предприятии составил 8680 р.
Определить общую сумму пособия по безработице, которую работник получил от центра занятости за весь период.
Ответ.
Размер пособия по безработице зависит от длительности безработицы: в первые три месяца безработный получает 75% от своей среднемесячной заработной платы за последние три месяца с последнего рабочего места, в следующие 4 месяца - 60% и далее - 45%, но не выше установленного максимального размера пособия по безработице и не ниже минимальной величины с учетом региона страны.